Урок. Тема: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать учащихся его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверкадомашнего задания
Пересказ отрывка об Электронике.
III.Введение втему. Актуализация знаний
1. Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты».
2. Вступительная беседа.
—Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?
—Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)
—Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей галактике.)
—Кто из вас смотрел о ней кинофильм?
—Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булычев.)
3. Рассказ учителя о писателе.
Имя писателя-фантаста Кира Булычева знакомо, пожалуй, даже тем, кто фантастикой не интересуется. Это звучное имя знают и читатели, и зрители. Кто не смотрел мультфильма «Тайна третьей планеты» или кинофильм «Через терник к звездам», снятые по его сценариям? Это он придумал и создал город Великий Гусляр, который почему-то любят посещать пришельцы из других миров.
Кир Булычев (настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света». В 1962 г. окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР. С 1963 г. работает в Институте восто-
коведения АН СССР. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».
Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.
Экранизировано более 20 произведений, написанных Киром Булычевым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». Лауреат премии фантастики «Аэлита-97».
Умер Кир Булычев в 5 сентября 2003 г. в возрасте 69 лет.
IV. Физкультминутка
V. Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы»
— О каком приключении Алисы вы прочитали?
— В чем заключается фантастичность, необычность произошедшего в повести?
VII. Итог урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Захотелось ли прочитать книгу целиком?
Домашнее задание:перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации кнему.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Чтение стихотворения.
I В чудной стране,
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне? (И. Токмакова)
— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
2. Словарная работа.
—Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (Язычок, глазок, горлышко, стул.)
—Найдите многозначное слово. (Язычок.)
—Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение?
3. Заучивание стихотворения за 2 минуты.
4. Проверка.
III. Работа над повестью «Путешествие Алисы»
1. Беседа по содержанию повести.
—Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».
—От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
—Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
—Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.
—Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
2. Работа над вопросом 6 на с. 157 учебника.
— Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?
(Дети читают текст и дополняют его.)
—Какой прием использует автор? Как ему в этом помогают сравнения?
—Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения?
IV. Физкультминутка
V. Составление картинного плана
— Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для картинного плана к произведению.
(Выбираются иллюстрации, вывешиваются на доску.)
VI. Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы
VII. Итог урока
— Нравится ли вам фантастическая литература?
— Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
Домашнее задание:подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему.
Урок 87 (обобщающий) Путешествие по «Стране Фантазии»
Цели: обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационныймомент
II. Вступительнаябеседа
— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы по
пасть в страну чудес?
(Предположения детей.)
— Попробуйте ответить на вопрос:
Этот рассказ мы с загадки начнем -Даже Алиса ответит едва ли: «Что остается от сказки потом -После того, как ее рассказали? Где, например, волшебный рожок, Добрая фея куда улетела?» А? Э!.. Так-то, дружок, В этом-то все и дело. (Ребята отвечают на вопрос.)
— Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его
стихи.
Они не испаряются, они не растворяются, Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне. В страну чудес волшебную они переселяются, Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране. И ведь какие странности в стране чудес встречаются, В ней нет границ - не нужно плыть, бежать или лететь. Попасть туда несложно, никому не запрещается, В ней можно оказаться - стоит только захотеть.
—Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?
—Что общего между фантастической литературой исказкой? А чем они отличаются?