V. Работа над следующей частью

1.Чтение сказки до слов: «Русалочку нарядили в щелк и муслин и она стала первой красавицей при дворе...», с. 184.

2. Анализ прочитанной части.

—Почему русалочка отправилась кведьме?

—Найдите описание жилища ведьмы.

—Что чувствовала русалочка, когда была там?

—Хотелось ли ей вернуться назад?

—Почему она не сделала этого?

—О чем просила русалочка ведьму?

—Чем заплатила за это?

—Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?

VI. Итог урока

— Что особенно вас тронуло при чтении? Какой эпизод сказ­
ки показался самым ярким?

Домашнее задание:перечитать, поделить на части, озаглавить их; иллюстрировать понравившийся отрывок.

Ход урока 4

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

— На какие маленькие части вы разделили отрывок, кото­
рый мы прочитали?

Приводим примерное деление сказки на части.

IX часть. Дорога к ведьме

До слов: «Но вот она очутилась на скользкой лесной полян­ке, где кувыркались, показывая противное желтоватое брюхо, большие, жирные водяные ужи», с. 179.

X часть. Разговор с ведьмой

До слов: «— Хорошо! — сказала русалочка, и ведьма поста­вила на огонь котел, чтобы сварить питье», с. 182.

XI часть. Принятое решение

Дослов: «Вот и отцовский дворец...», с. 182.

XII часть. Превратилась в человека

До слов: «Русалочку нарядили вшелк имуслин...», с. 184.

III. Пересказ части текста

— Кратко перескажите по получившимся пунктам плана.

IV. Физкультминутка

V. Работа над прочитанной частью

1. Чтение учащимися сказки до конца.

2. Беседа.

—Что вы испытывали при чтении?

—Надеялись ли вы на хороший конец?

—Как принц называл русалочку?

—Любил ли он ее, как вы думаете? (Он любил ее как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к ру­салочке все больше и больше.)

—Мог ли принц жениться на русалочке? Почему? (Он об этом даже не думал. Он искал девушку, которая спасла ему жизнь.)

—Для чего принц поехал в соседнее королевство?

—Прочитайте о том, как русалочка увидела принцессу.

—Как поступила русалочка, когда принц сообщил ей о сво­ей женитьбе?

—Кто и как попытался ее спасти? (Ее сестры. Они пожерт­вовали своими волосами.)

—Почему русалочка не использовала этот шанс спастись?

—Правильно ли она поступила?

VII. Итог урока

— Как закончилась сказка? Что придумал Г.Х. Андерсен?

— Какой момент был для вас самым напряженным?
Домашнее задание:дочитать сказку, поделить ее на части.

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— На какие части вы разделили отрывок?
Приводим примерное деление сказки на части.

XIII часть. Она стала прекрасной девушкой

До слов: «Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом», с. 184.

XIV часть.Жизнь во дворце

До слов: «День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее», с. 186.

XV часть. Отношения с принцем

До слов: «Но вот стали поговаривать, что принц женится на прелестной дочери соседнего короля», с. 187.

XVI часть. Принц встречает принцессу

V. Работа над следующей частью - student2.ru До слов: «В ясную лунную ночь, когда все, кроме рулевого спали...», с. 188.

XVII часть. Русалочка узнает о решении принца

До слов: «В тот же вечер принц с молодой женой должны были отплыть на родину принца...», с. 189.

XVIII часть. Последняя ночь

1 До слов: «Русалочка оперлась о поручни и, повернувшись | лицом к востоку, стала ждать первого луча солнца...», с. 191.

XIX часть. Встреча с сестрами

До слов: «Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шат­ра и увидела, что головка молодой жены покоится на груди 1 принца», с. 191.

XX часть. Гибель русалочки

III. Пересказ последней части текста

IV часть. Продолжение работы над сказкой

1. Беседа о героях сказки.

—Распределите героев сказки на группы. Кого можно отне­сти к — положительным героям, а кого к отрицательным?

—Назовите нейтральных персонажей сказки.

—Кто является в сказке героями-помощниками?

—Почему русалочка решила проститься со своей подвод­ной жизнью и стать человеком?

—Виноват ли кто-нибудь в том, что ее мечты не сбылись?

—Почему конец сказки печальный и радостный одновре­менно?

2. Составление рассказа о русалочке.

—Составьте рассказ о русалочке. Какой она была?

—Как ты относишься к русалочке? А как к ней относится автор?

V. Физкультминутка

VI. Работа над пословицами и поговорками

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл:

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Для любви нет преград.

И лютого зверя укрощают терпением и любовью. Лучше страдать да любить, чем не любя на свете-жить. Любви все возрасты покорны.

VII. Итог урока

—Чему учит эта сказка?

—Представьте свои иллюстрации к отрывку сказки, кото­рый вас особенно тронул.

Домашнее задание: читать сказки Г.Х. Андерсена.

Наши рекомендации