Урок 8. Путешествие за границу России

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

называть страны ближнего зарубежья;

показывать границы стран ближнего зарубежья на карте;

называть природные и культурные объекты этих стран;

определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств.

Метапредметные результаты:

составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору);

использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернете;

анализировать связи России с её ближайшими соседями на западе и востоке — Беларусью и Монголией;

сравнивать связи России с Беларусью и Монголией, выделять общее и различное в их позиции относительно нашей страны.

Личностные результаты:

получать эстетическое удовольствие, знакомясь с образцами культуры Беларуси и Монголии;

совершенствовать навыки межкультурной коммуникации за пределами своей страны.

Оборудование: листки для проведения письменного опроса, карты Европы — политическая и физическая, фонограммы белорусской и монгольской национальных мелодий, белорусская и монгольская сказки; источники дополнительных сведений о природе и культуре Беларуси и Монголии.

Предварительная работа: приготовить музыкальные записи, подобрать монгольскую и белорусскую сказки.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Перед уроком дежурный раскладывает листки бумаги на парты для каждого ученика. Учитель приглашает детей в путь: «Сегодня мы совершим путешествие за границу России. При оформлении документов для поездки и пересечения границы обычно требуется заполнить анкеты — листы с вопросами. Сейчас и вы заполните выездные бланки, позволяющие пересечь границу. Первое, что каждому из вас придётся сделать при оформлении этих документов, —написать имя, фамилию и класс; а потом вы ответите на вопросы». Учитель читает вопросы рубрики «Вспомним»: «Для чего служит государственная граница России? Как устанавливаются границы между сопредельными государствами? С какими государствами граничит Россия?»

Целеполагание. Учитель собирает листки с проверочной работой. «Будем считать, что документы у нас в порядке — можно отправляться. Куда вам хочется в первую очередь: на юг или на запад?» (Учитель называет те стороны света, которые соответствуют местоположению Беларуси и Монголии по отношению к региону, где находится школа.) Общим решением выбирается направление первого путешествия.

Аналитический этап. Учитель предлагает ученикам найти расположение названого государства на политической карте. Показывая тот же регион на физической карте, он говорит: «При взгляде из окна самолёта мы увидим вот такую цветовую картину. Как вы думаете, о чём это свидетельствует? Какие пейзажи преобладают здесь: гористые, равнинные, лесные, пустынные? Послушайте, как это выражено в народной музыке». Учитель включает запись, например «Перепёлочки», цимбал, если речь идёт о Беларуси, или монгольской народной мелодии, инструмент варгана.

Учитель предлагает работу с текстом учебника: прочитать фрагмент, посвящённый стране, выбранной для путешествия. При этом обязательно обратиться к дополнению, предложенному на «Страничках Умного Совёнка» и в источниках дополнительных сведений, собранных предварительно учителем к данному уроку; выписать в рабочую тетрадь незнакомые слова; выполнить задание, предложенное в рабочей тетради для раскрытия образа посещаемой страны; рассмотреть фотографии в учебнике и найти к ним подходящие сведения из дополнительной литературы о природе и культуре страны.

Выводы и обобщения учащихся. После завершения работы с текстом учитель говорит: «Для возвращения на Родину нам необходимо пройти ещё один пограничный опрос». Ученики письменно отвечают на вопросы из раздела «Проверим себя» и дополнительные вопросы, которые ставит учитель. Если есть возможность, учитель читает народную сказку или её фрагмент: «Чтобы интереснее провести время на обратном пути, послушаем сказку страны, которую мы мысленно посетили».

В заключение учитель предлагает детям сказать, что интересного, нового они узнали за время путешествия. Чем страна, которую посетили, показалась необычной, о чём хочется больше узнать, какой рисунок сделать к обсуждаемой теме.

Второе путешествие учитель предлагает детям совершить в ходе самостоятельного изучения дома.

Возможен и другой вариант проведения урока, при котором класс делится на две группы: одна совершает по предложенному образцу путешествие в Беларусь, другая — в Монголию. После самостоятельной работы с соответствующим текстом учебника и дополнительными источниками каждая группа рассказывает о своих впечатлениях друг другу. Затем дети оценивают свою работу и работу товарищей, после чего сообща делают вывод и сравнивают его с выводом учебника.

Региональный компонент:если ваш край входит в приграничную территорию, познакомьте детей с особенностями природы и культуры сопредельного государства. Продолжите оформление Альбома путешествий.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 22).

Рекомендации для занятий в семье:рассмотреть с ребёнком карты — физическую и политическую — при выполнении домашнего задания. Найти на них названные в тексте географические объекты. Почитать книги о природе и культуре Беларуси и Монголии, сказки народов этих стран, посмотреть мультфильмы по этим сказкам, документальные фильмы о природе Беларуси и Монголии (например, сюжеты в Интернете), организовать с ребёнком и его друзьями игру «Маялка», поиграть с ними в шахматы.

Наши рекомендации