VII. Ознакомление с рассказом Б.С. Житкова

1. Первичное чтение учителем и учащимися.

2. Беседа после чтения.

—Понравился ли вам рассказ?

—Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Словарно-лексическая работа

— Объясните значение слов:

КОРМА — задняя часть судна, лодки и некоторых дру­гих транспортных средств.

МАЧТА — вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей.

ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе суд­на, самолета, а также часть такого перекрытия, при­легающая к наружной стенке судна. ПОЛИРОВАТЬ — натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь.

ЛАКИРОВАТЬ — 1) покрывать лаком; 2) идеализи­ровать, приукрашивать.

—Подберите синонимы к словам: всамделишный (взаправ­дашний (разг.), настоящий, натуральный); смотреть (гля­деть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззриться (прост.), поглядывать, взглядывать и др.); болтаться (ви­сеть, бездельничать, ходить).

—Подберите антонимы к словам: тайком (открыто, явно); торопливо (медлительно).

—Как поняли выражение: «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро.)

IX. Итог урока

—Какой рассказ прочитали?

—О ком и о чем рассказывает автор?

Домашнее задание:подготовить выразительное чтение расска­за, чтение без ошибок.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном.

Шлепанье легкое..! Кто это — гном?

Шшш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

(В. Лунин)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

—Прочитайте жужжащим чтением.

—Прочитайте шепотом.

—Прочитайте тихим голосом, с ускорением.

—Прочитайте выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

—О чем это стихотворение, как вы поняли?

—Кто из вас любит фантазировать? О чем? Поделитесь.

III. Работа над рассказом Б.С. Житкова

— Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом.

—Какое впечатление произвело на героя увиденное? Най­дите строки, подтверждающие ваш ответ.

—Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть чело­вечков?

—Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?

—Как эти чувства его характеризуют?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над рассказом

1.Характеристика героя.

— Просмотрите текст еще раз, дайте характеристику герою.
(Дается время на подготовку. Выслушивается несколько

характеристик.)

—Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным? Почему?

—Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, лю­бознательным, завистливым, жадным?

—Как вы сами относитесь к мальчику?

—А что о своем поступке он думал сам?

2. Творческая работа.

—Представьте себе, что мальчик нашел в пароходике чело­вечков. Придумайте свой конец рассказа.

—Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори?

VI. Итог урока

— Определите основную мысль произведения Житкова.

— Почему автор придумал именно такое название?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени глав­ного героя.

Уроки 1-2. Тема: К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»

Цели: расширить знания детей о творчестве К.Г. Паустов­ского; помочь детям понять смысл произведения; обучать пра­вильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное юкруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать па­мять, мышление, воображение.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ текста от имени главного героя.

III. Введение в тему

1. Слово учителя о композиторе.

(Учитель включает музыку, написанную Э. Григом. После того как дети прослушают ее, рассказывает о композиторе.)

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дип­ломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование. В 1858—1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х. Андерсеном, на стихи ко­торого написал несколько проникновенных романсов; знаме­нитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.

Композитор решил идти по пути пропаганды националь­ной норвежской музыки. Он положил в основу своего творче­ства народные мотивы и стал поистине национальным компо­зитором.

Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьернсона написал оперу «Улаф Трюгвансон» (осталась неоконченной).

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве обществен­ного деятеля — в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произве­дений — фортепианный концерт, который называли даже гим­ном Норвегии.

Скончался он 4 сентября 1907 г.

2. Вводная беседа.

—Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем на­чать читать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?

—Прочитайте имя автора.

— Прочитайте название произведения. О чем будет рассказ?
(Предположения детей.)

— К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, по­этами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский
описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации