VII. Ознакомление с рассказом Б.С. Житкова
1. Первичное чтение учителем и учащимися.
2. Беседа после чтения.
—Понравился ли вам рассказ?
—Какие чувства вы испытали при чтении?
VIII. Словарно-лексическая работа
— Объясните значение слов:
КОРМА — задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств.
МАЧТА — вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей.
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. ПОЛИРОВАТЬ — натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь.
ЛАКИРОВАТЬ — 1) покрывать лаком; 2) идеализировать, приукрашивать.
—Подберите синонимы к словам: всамделишный (взаправдашний (разг.), настоящий, натуральный); смотреть (глядеть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззриться (прост.), поглядывать, взглядывать и др.); болтаться (висеть, бездельничать, ходить).
—Подберите антонимы к словам: тайком (открыто, явно); торопливо (медлительно).
—Как поняли выражение: «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро.)
IX. Итог урока
—Какой рассказ прочитали?
—О ком и о чем рассказывает автор?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном.
Шлепанье легкое..! Кто это — гном?
Шшш! Там, за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
(В. Лунин)
1. Отработка навыков разных видов чтения.
—Прочитайте жужжащим чтением.
—Прочитайте шепотом.
—Прочитайте тихим голосом, с ускорением.
—Прочитайте выразительно.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
—О чем это стихотворение, как вы поняли?
—Кто из вас любит фантазировать? О чем? Поделитесь.
III. Работа над рассказом Б.С. Житкова
— Найдите описание пароходика. Прочитайте об этом.
—Какое впечатление произвело на героя увиденное? Найдите строки, подтверждающие ваш ответ.
—Какие хитрости придумывал Боря, чтобы увидеть человечков?
—Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?
—Как эти чувства его характеризуют?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над рассказом
1.Характеристика героя.
— Просмотрите текст еще раз, дайте характеристику герою.
(Дается время на подготовку. Выслушивается несколько
характеристик.)
—Какой момент рассказа вы считаете самым напряженным? Почему?
—Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, любознательным, завистливым, жадным?
—Как вы сами относитесь к мальчику?
—А что о своем поступке он думал сам?
2. Творческая работа.
—Представьте себе, что мальчик нашел в пароходике человечков. Придумайте свой конец рассказа.
—Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори?
VI. Итог урока
— Определите основную мысль произведения Житкова.
— Почему автор придумал именно такое название?
Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени главного героя.
Уроки 1-2. Тема: К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»
Цели: расширить знания детей о творчестве К.Г. Паустовского; помочь детям понять смысл произведения; обучать правильному выразительному чтению; учить видеть прекрасное юкруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста от имени главного героя.
III. Введение в тему
1. Слово учителя о композиторе.
(Учитель включает музыку, написанную Э. Григом. После того как дети прослушают ее, рассказывает о композиторе.)
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование. В 1858—1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.
Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором.
Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьернсона написал оперу «Улаф Трюгвансон» (осталась неоконченной).
В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля — в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.
В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.
Скончался он 4 сентября 1907 г.
2. Вводная беседа.
—Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем начать читать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?
—Прочитайте имя автора.
— Прочитайте название произведения. О чем будет рассказ?
(Предположения детей.)
— К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский
описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.
IV. Физкультминутка