Работа над рассказом «Приемыш»

— Объясните значение слов.

ДОСПЕХИ — (1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжело­весное снаряжение).

ПРОТОКА — (1) боковой рукав реки, а также речка, соединяю­щая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал).

САЙМА - (рыбацкая стоянка).

МУШТРОВАТЬ - (обучать, подвергать муштре).

МУШТРА — (суровая система воспитания, обучения).

— Подберите синонимы к словам.

ОТЧАЯННЫЙ — (безнадежный, удалой, страшный, душераз­дирающий).

ГОРДЫЙ— (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).

— Подберите антонимы к словам.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ- (банальный).

ОСОБЕННЫЙ— (обыкновенный, заурядный).

(Чтение рассказа на с. 76-83 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о писателе?

— Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

Домашнее задание

Подготовить безошибочное чтение рассказа.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Пермской губернии в семье бедного священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический фа­культет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

Д.Н. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортерскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опуб­ликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Д.Н. Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подпи­санный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую ли­тературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». Д.Н. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на ураль­ских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяе­вами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

В 1890—1900 гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Д.Н. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, рас­крыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

Лесничий

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

В. Степанов

— Прочитайте шепотом.

- Назовите имена существительные.

- Назовите глаголы.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голо­сом глаголы.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

- Кто такой лесничий?

- Кто такой егерь? (7. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охо­товед, специалист по организации охоты, охране и воспроиз­водству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат особых стрел­ковых полков.)

- Какими качествами должны обладать эти люди?

- Прочитайте тему урока и определите его задачи.

III. Работа по теме урока

- С чего начинается рассказ?

- Что вы узнали о Собольке?

- Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

- Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помо­гают понять, как Тарас относился к Приемышу?

- Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?

- Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?

- Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

- Ответьте на вопрос 4 на с. 84 учебника.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Работа по заданию 5 на с. 84 учебника. Учащиеся готовятся, мтем пересказывают историю дружбы Соболька и Приемыша.)

VI. Рефлексия

- Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

Наши рекомендации