Работа над рассказом «Приемыш»
— Объясните значение слов.
ДОСПЕХИ — (1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение).
ПРОТОКА — (1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал).
САЙМА - (рыбацкая стоянка).
МУШТРОВАТЬ - (обучать, подвергать муштре).
МУШТРА — (суровая система воспитания, обучения).
— Подберите синонимы к словам.
ОТЧАЯННЫЙ — (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий).
ГОРДЫЙ— (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный).
— Подберите антонимы к словам.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ- (банальный).
ОСОБЕННЫЙ— (обыкновенный, заурядный).
(Чтение рассказа на с. 76-83 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о писателе?
— Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.
Домашнее задание
Подготовить безошибочное чтение рассказа.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Пермской губернии в семье бедного священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.
Д.Н. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортерскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Д.Н. Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». Д.Н. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).
В 1890—1900 гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшими классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Д.Н. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий.
В. Степанов
— Прочитайте шепотом.
- Назовите имена существительные.
- Назовите глаголы.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте с утвердительной интонацией.
- Прочитайте выразительно.
- Кто такой лесничий?
- Кто такой егерь? (7. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед, специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.)
- Какими качествами должны обладать эти люди?
- Прочитайте тему урока и определите его задачи.
III. Работа по теме урока
- С чего начинается рассказ?
- Что вы узнали о Собольке?
- Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?
- Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к Приемышу?
- Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?
- Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?
- Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?
- Ответьте на вопрос 4 на с. 84 учебника.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Работа по заданию 5 на с. 84 учебника. Учащиеся готовятся, мтем пересказывают историю дружбы Соболька и Приемыша.)
VI. Рефлексия
- Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...