Чтение и анализ главы «Обыкновенный мешок»
Читаем вслух, а затем учащиеся просматривают текст молча. Предлагаем четвероклассникам стать сыщиками и проследить за действиями Васи.
• Какие из них свидетельствуют, что он на верном пути.
• А как бы поступили вы?
Комментарий
Чтение по ролям
Работа по составлению краткого пересказа всего произведения
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:подготовить краткий пересказ.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Внеклассное чтение. Книги Э. Успенского и Ю. Коваля
Цели:познакомить с творчеством Э. Успенского и Ю. Коваля, особенностями их произведений, литературными персонажами; учить определять тему произведения; развивать выразительную речь, память, мышление; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.
Организационный момент
Знакомство с творчеством Э. Успенского
Игра «Восстановите слова»
— Вставьте пропущенные гласные и прочитайте имена сказочных героев, о которых мы будем сегодня говорить.
ЧБРШК МТРСКН ПЧКН ШПКЛК
(Чебурашка, Матроскин, Печкин, Шапокляк.)
Беседа.
— Из каких сказок эти персонажи? («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».)
— Кто автор этих замечательных сказок? (Эдуард Успенский.)
— Где вы видели этого веселого писателя? (Он часто выступает в передаче «Спокойной ночи, малыши и разных детских передачах.)
— Сегодня вы поймете, почему его сказки так популярны, любимы детьми. Узнаете, как талантлив их автор, сколько у него дел, чем он занимается и интересуется.
Рассказ учителя.
Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его добрый и веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь — он стал писателем.
Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы (Следствие ведут Колобки»), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и кинофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы. Но объединяет их одно - все его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям.
Поэтому, наверное, они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми.
И все-таки главное достоинство его книг — неповторимый мир сказочных героев. Они непохожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.
Будь то Чебурашка, старуха Шапокляк, профессор Чайников, обезьянка Анфиса, кот Матроскин — у каждого свой образ, характер, язык.
Во всех его сказках раскрывается тема взаимопонимания взрослых и детей, тема одиночества и поиска друга в большом современном городе. Это тоже близко, понятно и актуально для взрослых и детей. А в его сказке «Меховой интернат, или Девочка-учительница» поднимается тема проблем в современной школе. Как сделать так, чтобы школа стала интересной, чтобы дети ходили туда с удовольствием? Вы согласитесь с тем, что об этом мечтают и дети и взрослые!
Но творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для взрослых и подростков, лекции» для студентов. Он автор многих проектов: детское издательство «Самовар», радиопередача «В нашу гавань заходили корабли».
Вот какой многогранный и талантливый человек.
— А мы сегодня на уроке послушаем отрывки из его сказок, вместе посмеемся. Подумаем, какие «взрослые» и «детские» проблемы скрываются за веселыми сюжетами.
Выразительное чтение отрывков из сказок, стихов. Обсуждаются: «Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила».
— О чем мечтали Гена, Чебурашка, жирафа, Анюта, девочка Галя, когда строили дом? (О том, чтобы найти друга.) Как вы думаете, почему Шапокляк мешала им? Она не хотела иметь друзей? (Нет, просто у нее такой характер. Ей тоже хочется общаться, иметь друга. Но она не умеет этого сказать, сделать.)
— Чебурашка и Гена такие разные. Почему же они стали друзьями? (Они оба были одиноки. Они добрые. Им хочется помочь другим героям.)
— Что вас рассмешило, позабавило в этих сказках? (Гена и Чебурашка очень смешно разговаривают. С ними происходят смешные истории.)
— Какова же тема этих сказок? (Эти сказки о том, как трудно быть одиноким. Как важно найти настоящего друга.)
— Какая из пословиц выражает главную мысль сказки?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Добра хочешь — добро и делай.
Нет друга — ищи, а нашел - береги.
Обсуждение произведений «Дядя Федор, пес и кот», »Дядя Фёдор идет вшколу», «Каникулы в Простоквашино».
— Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему? Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяйственный.)
— А у Шарика? (Ой, наоборот, наивный, непрактичный, снам постоянно случаются неприятности.)
— Почему кот и пес постоянно ссорились друг с другом? Они не любят друг друга? (Нет, просто они очень разные. Но когда они ссорятся, очень скучают друг по другу. А мириться не умеют.)
— Значит, надо общаться только с теми, кто очень похож на тебя по характеру? (Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.)
— Что вы можете сказать о Дяде Федоре? (Он серьезный не по годам. Хочет быть самостоятельным.)
— Почему он ушел от родителей? Он не любил их? (Любил. Просто у взрослых свои дела, проблемы. А у мальчика не было друга. Ему очень хотелось обижаться с кем-то.)
— Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте выразительно эти отрывки.
— Есть ли в сказке отрицательные персонажи? Можно ли назвать отрицательным героем Печкина? (Нет. Он просто взрослый. Он относится к жизни не как Дядя Федор. Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.)
— Какие смешные стороны характера Печкина вы подметили? (Он, как дети, любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним происходят смешные истории.)
— О чем же эти сказки? (Об отношениях взрослых и детей. О терпимости, сочувствии друг к другу.)
Обсуждение стихотворений Э. Успенского.
— Успенский написал и много замечательных, веселых стихов для детей. Давайте вспомним некоторые из них. Прочитаем строчки вслух, хором. (Чтение стихов «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».)
Закрепление.
Литературная викторина.
Тур «Удивительное дело»
— Закончите строчку из стихотворения Успенского.
Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на... (коне).
— Был на квартиру налет?
— Нет.
— К нам заходит бегемот?
— Нет.
— Может быть, дом не наш?
— Наш.
— Может, не наш этаж?
— Наш.
— Просто приходил Сережка,
Поиграли мы... (немножко)
Палка, палка, огуречик.
Вот и вышел человечек.
А теперь добавим ножек,
Получился... (осьминожек).
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,... (сынок).»
Тур «Кто есть кто»
— По именам сказочных персонажей угадайте, кто они.
Чебурашка (игрушка), Матроскин (кот), Лариска (крыса), Печкин (почтальон), Шарик (собака).
Тур « Чья это песня?»
Прослушивание аудиозаписей песен из мультфильмов, отгадывание имен персонажей.
Я был когда-то странной
Игрушкой безымянной... (Чебурашка)
Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход... (Крокодил Гена)
Кто людям помогает,
Тот тратит время зря... (Шапокляк)