Анализ 1 главы «Вступление»

Особенности Древнерусской литературы. Особенности жанра жития.

Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).

Жанровые признаки:

1) подчёркнуто религиозная оценка

2) стандартная сюжетная структура

3) каноничность

4) взгляд автора на героя «снизу вверх», анонимность

5) «исторические» факты.

Русская культура на рубеже XIV–XV веков

На ру­бе­же XIV и XV веков, когда жил и тру­дил­ся свя­той Сер­гий, на Руси скла­ды­ва­ет­ся очень непро­стая куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская и по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция. Уже за­бы­лись по­ра­же­ния, ко­то­рые по­тер­пе­ли рус­ские в на­ча­ле XIII века от татар, и уста­но­ви­лось неко­то­рое за­ти­шье. Воз­об­нов­ля­ют­ся кон­так­ты с юж­ны­ми сла­вя­на­ми: с бол­га­ра­ми, гре­ка­ми, сер­ба­ми. Воз­об­нов­ле­ние этих куль­тур­ных кон­так­тов спо­соб­ству­ет тому, что Русь вы­хо­дит из меж­ду­на­род­ной изо­ля­ции. Она вновь ока­зы­ва­ет­ся в круге ев­ро­пей­ских стран, при­част­ной к ев­ро­пей­ской куль­ту­ре, ведь за­во­е­ва­те­ли прак­ти­че­ски от­ре­за­ли Русь от её ев­ро­пей­ских со­се­дей и об­рек­ли её на изо­ля­ци­о­низм. Те­перь с этой изо­ля­ци­ей дело об­сто­ит иначе: она не такая аб­со­лют­ная, как это было ещё 150 лет назад. Это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию рус­ской куль­ту­ры, в том числе и книж­ной – по­яв­ле­нию житий.

Ли­те­ра­ту­ра жития свя­тых на­зы­ва­ет­ся агио­гра­фи­че­ской. Рубеж XIV и XV веков ста­но­вит­ся вре­ме­нем подъ­ёма рус­ской агио­гра­фии. В ев­ро­пей­ской куль­ту­ре эта эпоха на­зы­ва­ет­ся эпо­хой Воз­рож­де­ния. Пре­жде всего, это воз­рож­де­ние ин­те­ре­са к че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, пред­став­ле­нию о том, что имен­но че­ло­век – центр Все­лен­ной, центр ми­ро­зда­ния, выс­шая цен­ность (рис. 3).

Про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние к ин­те­ре­су есте­ствен­ной, по­все­днев­ной, плот­ской жизни че­ло­ве­ка и уси­ле­ние ин­те­ре­са к его внут­рен­ней эмо­ци­о­наль­ной жизни.

Те же самые про­цес­сы про­ис­хо­дят и в рус­ской куль­ту­ре. Но на Руси они имеют опре­де­лён­ную спе­ци­фи­ку. Дело в том, что раз­ви­тие воз­рож­де­ния в Ев­ро­пе про­ис­хо­ди­ло с общей се­ку­ля­ри­за­ци­ей куль­ту­ры, то есть её об­мир­ще­ни­ем, от­де­ле­ни­ем от церк­ви. На Руси воз­ник­но­ве­ние ин­те­ре­са к внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка, к жизни его души, к его эмо­ци­о­наль­ной сфере про­ис­хо­ди­ло внут­ри самой цер­ков­ной куль­ту­ры. Не было се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры. Тем более что борь­ба с ордой, с мон­го­ло-та­тар­ски­ми за­во­е­ва­те­ля­ми ещё и вос­при­ни­ма­лась как борь­ба за ис­тин­ную веру с ино­вер­ца­ми, то есть это при­об­ре­та­ло и на­ци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ский ха­рак­тер.

Агиография. Биографическая справка о жизни составителя жития преп. Сергия Радонежского – преп. Епифания Премудрого.

О самом Епи­фа­нии Пре­муд­ром – за­ме­ча­тель­ном де­я­те­ле рус­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры – из­вест­но, к со­жа­ле­нию, очень немно­го, что неуди­ви­тель­но, по­сколь­ку са­мо­п­ро­слав­ле­ние было не в ха­рак­те­ре сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры.

В ос­нов­ном мы чер­па­ем све­де­ния о Епи­фа­нии из его же соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний. Све­де­ния эти очень от­ры­воч­ны, неси­стем­ны, но тем не менее дают о нём пред­став­ле­ние.

Епи­фа­ний был ино­ком Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (рис. 9), то есть того са­мо­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый ос­но­вал свя­той Сер­гий.

Учил­ся он в Ро­стов­ском мо­на­сты­ре, в зна­ме­ни­том за­тво­ре, ко­то­рый сла­вил­ся своей гро­мад­ной биб­лио­те­кой. Это был необык­но­вен­но об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, судя по ци­та­там из свя­щен­но­го пи­са­ния (из Вет­хо­го За­ве­та, из Но­во­го За­ве­та, из Псал­ты­ри), ко­то­рые он при­во­дит по па­мя­ти в своих со­чи­не­ни­ях. Епи­фа­ний до­воль­но много пу­те­ше­ство­вал. Он по­се­тил свя­тую гору Афон, по­бы­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле и Иеру­са­ли­ме. Знал греческий язык. Вот и все немно­го­чис­лен­ны све­де­ния, ко­то­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем о Епи­фа­нии Пре­муд­ром. Глав­ным па­мят­ни­ком ему, ко­неч­но, оста­лись два жития: «Житие Сте­фа­на Перм­ско­го» и «Житие Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

В 1380 году Епифаний находился в Троице-Сергиевой лавре, будучи «уже взрослым, грамотным, опытным книжным писцом и графиком, а также склонным к записям летописного характера наблюдательным человеком». «Когда умер Сергий Радонежский (1392 г.), Епифаний Премудрый начал делать записи о нем».

После смерти Сергия в 1392 году Епифаний, видимо, перебрался в Москву на службу к митрополиту Киприану. Близко сошёлся с Феофаном Греком. В 1408 году во время нападения на Москву хана Едигея, Епифаний бежал в Тверь, где подружился с архимандритом Спасо-Афанасьева монастыря Корнилием, в схиме Кириллом, с которым впоследствии переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и работах Феофана Грека, его уме и образованности. В этом письме Епифаний и себя называет «изографом».

В 1410-е годы Епифаний вновь поселился в Троице-Сергиевом монастыре, заняв высокое положение среди братии: «бе духовник в велицей лавре всему братству». Умер там около 1420 года (не позже 1422) в сане иеромонаха. Вопрос о времени кончины Епифания дополнительно обсуждается ниже.

Анализ 1 главы «Вступление»

- смысл вступление

- как вступление согласовывается с жанровыми чертами жития

-словарная работа

При­ё­мы пле­те­ния сло­вес были раз­лич­ны и сви­де­тель­ство­ва­ли о вы­со­чай­шем сло­вес­ном ма­стер­стве древ­не­рус­ско­го пи­са­те­ля. Рас­смот­ри­те неко­то­рые из них на при­ме­ре «Жития Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

Приём тав­то­ло­гии – приём по­вто­ров, на­гро­мож­де­ния од­но­тип­ных вы­ра­же­ний, ко­то­рые при­зва­ны по­ка­зать, что очень труд­но найти точ­ное слово для пе­ре­да­чи того, что хочет пе­ре­дать чи­та­те­лям автор жития.

Епи­фа­ний на­чи­на­ет так:

«Слава Богу за все и за все дела, ради ко­то­рых все­гда про­слав­ля­ет­ся ве­ли­кое и три­свя­тое прис­но­сла­ви­мое имя! Слава Выш­не­му Богу, в Тро­и­це сла­ви­мо­му, Ко­то­рый есть наше упо­ва­ние, свет и жизнь, в Ко­то­ро­го мы ве­ру­ем, в Ко­то­ро­го мы кре­сти­лись. Ко­то­рым мы живем, дви­жем­ся и су­ще­ству­ем! Слава По­ка­зав­ше­му нам жизнь мужа свя­то­го и стар­ца ду­хов­но­го! Гос­подь знает, как про­сла­вить сла­вя­щих Его и бла­го­сло­вить бла­го­слов­ля­ю­щих Его, и все­гда про­слав­ля­ет Своих угод­ни­ков, сла­вя­щих Его чи­стой, бо­го­угод­ной и доб­ро­де­тель­ной жиз­нью».

В этом от­рыв­ке легко за­ме­тить такой приём, как тав­то­ло­гия.

Епи­фа­ний также ис­поль­зу­ет приём си­но­ни­ми­за­ции, то есть ис­поль­зо­ва­ния слов, близ­ких по зна­че­нию. Этот приём он ис­поль­зу­ет с той же самой целью, с ко­то­рой и приём тав­то­ло­гии. На­при­мер, он пишет:

«Я не воз­но­шусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на па­мять и для поль­зы».

Такой приём ещё на­зы­ва­ет­ся при­ё­мом ам­пли­фи­ка­ции – на­гро­мож­де­ние сход­ных вы­ра­же­ний, ко­то­рые при­зва­ны уси­лить си­сте­му до­ка­за­тельств тех мыс­лей, о ко­то­рых он нам рас­ска­зы­ва­ет.

Среди таких при­ё­мов пле­те­ния сло­вес стоит упо­мя­нуть ещё и о ри­то­ри­че­ских во­про­сах. Вот как пишет Епи­фа­ний:

«Как могу я, бед­ный, в ны­неш­нее время по по­ряд­ку опи­сать все житие Сер­гия и рас­ска­зать о мно­гих его по­дви­гах и бес­счет­ных тру­дах? С чего начну, чтобы по до­сто­ин­ству по­ве­дать слу­ша­те­лям обо всех его де­я­ни­ях и по­дви­гах? Что по­до­ба­ет вспом­нить пре­жде всего? Какие слова нужны для по­хва­лы ему? От­ку­да возь­му ис­кус­ство, необ­хо­ди­мое для этого рас­ска­за? Как по­ве­даю такую труд­но пе­ре­да­ва­е­мую по­весть – не знаю, не будет ли это выше моих сил?»

По­ми­мо этих ри­то­ри­че­ских во­про­сов об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что фразы на­чи­на­ют­ся оди­на­ко­во. То есть здесь ис­поль­зу­ет­ся ещё и приём еди­но­на­ча­тия, или ана­фо­ра.

Все эти при­ё­мы слу­жат глав­ной цели – по­ка­зать, на­сколь­ко ве­ли­ка лич­ность свя­то­го, о ко­то­ром идёт речь.

Наши рекомендации