II. Беседа (анализ содержания главы)

— В чем состоит идеал человека «комильфо»?

— Как Л. Н. Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

— Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах.

В учебнике-хрестоматии после главы помещен ряд вопросов. Учащиеся, объединенные в группы, готовят совместный ответ на один из вопросов, если возможно, представляют различные точки зрения.

Группа 1: Как вы оцениваете такую участь героя?

Группа 2: Есть ли качества, которые вас привлекают в перечне признаков, которым и руководствовался рассказчик?

Группа 3: Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

III. Пересказ-анализ главы ХХI «Comme il faut».

Эта глава представляет собой композиционно законченную часть, в которой показана проблема, важная для молодого поколения.

Для подготовки пересказа-анализа важно сформулировать главную мысль, на анализе которой учащиеся сконцентрируют свое внимание. В данном случае это может быть следующий вопрос: в чем хочет автор убедить своего читателя и как он это делает.

Определив таким образом проблему, в ходе вторичного чтения-просмотра отбираются главные, ключевые факты, детали для устного сжатого пересказа-анализа.

В данном случае очень важна вторая часть вопроса, потому что здесь учащиеся должны показать особенности повествовательной манеры Л. Н. Толстого.

На что следует обратить внимание учащихся:

— Какая форма повествования и почему выбирается для этого произведения?

— Как до читателя доносятся чувства и переживания главного героя?

— Почему в главе сильно публицистическое начало и в чем оно выражается?

IV. Беседа

Вновь следует вернуться к ключевому вопросу уроков: почему те изменения, которые происходят с главным героем, можно считать «диалектикой его души»?

Домашнее задание

Перечитать главу «Я проваливаюсь», подготовить пересказ, близко к тексту.

Урок 70. Особенности повествования А. Н. Толстого.

Приемы психологического самоанализа героя.

Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению

Цели урока: работа над понятием «диалектика души»; приемы (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, речевая характеристика) психологического самоанализа героя; обучение аналитическому чтению; составление и анализ плана сочинения.

Ход урока

I. Беседа

Ответить на вопросы и подтвердить свою мысль текстом.

— Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

— Каково состояние внутреннего мира Николеньки?

— О чем думал Николенька после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

— Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

— Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

— На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

— Что значит «я проваливаюсь», вынесенные в название главы?

— Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?

II. Подготовка к сочинению-миниатюре «Диалектика души» в повести Л. Н. Толстого «Юность»

Снова следует напомнить учащимся, как работать над сочинением миниатюрой.

1. Вдуматься, какая проблема ставится, сформулировать ее своими словами.

При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил название на другое — «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?». Очевидно, не история жизни конкретного человека, а что-то другое лежало в основе замысла автора. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Так и получается, что развитие души человека ложится в основу этого произведения. Задача сочинения — показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, диалектику.

2. Отобрать необходимый для решения этой задачи материал.

Поскольку глубже других изучено гл. 4, помещенные в учебнике-хрестоматии, фактический материал можно взять из них, сделав необходимые ссылки на текст всей повести. Сгруппировать материал можно следующим образом:

• автобиографическая проза — одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности;

• духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками;

• подлинные и мнимые ценности жизни героя;

• Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту;

• «диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого;

• особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

3. Сделать вывод и обобщение.

— К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

— В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

План обсуждается на уроке, записывается учащимися.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру.

Наши рекомендации