Чтение и анализ стихотворения «Пороша» С. Есенина

Чтение стихотворе­ния учителем

Чтение стихотворения учащимися «це­почкой»

Работа над текстом

Используется приём «эффект присутствия автора».Учащиеся представляют себе автора — Сергея Александровича Есенина — в тёплой шубе, в санях, запряжённых в трой­ку лошадей.

• Какие же картины предстают перед его взором?

• Почему лес кажется автору заколдованным?

• Как описывает автор сосну? Смогли бы вы её на­рисовать? Какие краски использовали бы?

Лексическая работа

• Сергей Есенин употребляет выражения: стелет шаль (снег), убегает лентой вдаль (дорога). Какой при­ём он использует? Для чего?

• В каком случае автор пользуется приёмом срав­нения?

Придумывание музыки к стихотворению

• Какую музыку вы сочинили бы к стихотворению «Пороша» (весёлую, грустную, быструю, медленную, плавную)? Почему?

Перечитывание и сравнение трёх стихотворений

7. Домашнее задание:выучить наизусть стихотво­рение «Пороша» С. Есенина.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Творчество Эдуарда Юрьевича Шима. Э. Шим «Снег и Кисличка»

Цели:осмысление произведений авторов через соб­ственную творческую деятельность; развитие речи, вооб­ражения, памяти; знакомство с творчеством Э. Ю. Шима.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Знакомство с творчеством Эдуарда Юрьевича Шима(с использованием статьи С. Образцова в книге Э. Шима «Сказки., найденные в траве»)

Учитель читает статью о писателе, учащиеся отвечают на вопросы

Шим Эдуард Юрьевич родился в 1930 г. в семье слу­жащих. Окончил Ленинградское архитектурно-художе­ственное училище. Первая книга вышла в 1951 г. и сра­зу привлекла к себе внимание. Однако признание и ус­пех пришли к нему с появлением детских книг. В осно­ве тематики произведений Э. Шима лежит отношение маленького человека к природе, к окружающему его миру. Познавая жизнь, ребёнок формирует свой харак­тер, учится воспринимать и усваивать нравственные ценности. Все произведения Шима проникнуты чувством любви к Родине, он стремится передать его сво­им юным читателям, рассказывая им о людях, которые приносят всем радость.

Излюбленный жанр писателя — небольшая повесть, рассказ, иногда он использует форму сказки, популяр­ную среди маленьких читателей. Для стиля его произ­ведений характерна поэтичность, особенно в описа­нии природы, а также простота и точность в воспроиз­ведении характеров, где наблюдаются иногда проти­воречия самой жизни: наивность и скептицизм, великодушие и практичность.

Э. Ю. Шимом написаны книги «Неслышные голо­са», «Белые берёзы», «Капель», «Лесные разговоры», «Медовый ручеёк», «Рассказы и сказки», «Сказки, най­денные в траве» и др.

Чтение статьи об авторе в учебнике (с. 12-13)

4. Чтение произведения Э. Шима «Снег и Кис­личка»

Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся

¾ О чём это произведение? (О любви и преданности, о жертвенности во имя счастья другого, о вечной проблеме борьбы добра со злом.)

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:подготовить выразительное чтение рассказа «Снег и Кисличка».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Э. Шим «Снег и Кисличка»

Цели:обучение анализу произведения по частям, выделению главной мысли в каждой из частей, оценке произведения, составлению план пересказа; активи­зация чувственной сферы школьников; развитие речи, воображения, памяти; воспитание любви к окружаю­щей среде.

Организационный момент

2. Перечитывание и анализ четырёх частей рас­сказа «Снег и Кисличка»

Чтение первой час­ти и её анализ

• О ком идёт речь в первой части рассказа?

• Чем все они были недовольны и почему?

• Как об этом пишет Э. Шим?

Чтение второй части рассказа и её анализ

• Что произошло вокруг с появлением Снега? Най­дите в тексте и прочитайте.

• Почему автор пишет, что «заблестели-заискри­лись ровные луга, в лесу стало нарядно... старые пни помолодели...»? Как вы это понимаете?

• Удачно ли, на ваш взгляд, автор изобразил приход зимы?

• Как встретили приход зимы дети?

• Почему перестали зябнуть озимые хлеба?

• За что благодарили Снег цветы?

• Как устраивали своё зимнее жилище тетерева? Прочитайте.

• Чем был доволен Медведь?

• Определите общее настроение второй части рас­сказа.

Работа над планом второй части рассказа

•Кто является её главным героем? Конечно же, Снег. По­этому план может быть таким:

1. Снег выпал!

2. Всё вокруг изменилось.

3. Рады люди, цветы, птицы, животные.

4. Все благодарны Снегу.

Чтение третьей части рассказа и её анализ

• Где родился Снег?

• Прочитайте диалог Снега с ветрами. О чём пре­дупреждали они его?

• Можно ли согласиться с утверждением ветров: «...В словах, которые раздаются эхом на земле, зак­лючены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью... Опасай­ся этого, как огня! Кто много чувствует, тот быстро гиб­нет. А чтоб прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чём не думать, ничего не говорить, ничего не слу­шать и совсем не двигаться, словно ты мёртвый...»

• Как вы думаете, плохо или хорошо быть жалост­ливым, добрым, нежным, любящим? Докажите свои суждения примерами из жизни.

• Что можно сказать о ветрах? Какие они в данном случае?

• Почему же молчал Снег?

Вывод: Снег боялся. Ему хотелось говорить, но вет­ра страшно напугали его.

Чтение и анализ четвёртой части рассказа

• Что узнал Снег о Манжетке?

• Как ведут себя Одуванчики перед дождём?

• Почему написано, что «.. .земляника ходит на своих длинных усах»?

• Как строит своё гнездо весёлый Клёст?

• Как живут водяной воробей Оляпка и крошечный Королёк? (учитель использует изображение этих птиц.)

• Что услышал Снег про зайцев, лосей?

• Почему автор пишет: «И чем больше знакомился Снег с лесными жителями, тем сильнее хотелось ему подружиться с ними»?

Подведение итогов урока

4. Домашнее задание:подготовить подробный пе­ресказ второй части рассказа по плану.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наши рекомендации