Чтение и анализ стихотворения «Пороша» С. Есенина
Чтение стихотворения учителем
Чтение стихотворения учащимися «цепочкой»
Работа над текстом
Используется приём «эффект присутствия автора».Учащиеся представляют себе автора — Сергея Александровича Есенина — в тёплой шубе, в санях, запряжённых в тройку лошадей.
• Какие же картины предстают перед его взором?
• Почему лес кажется автору заколдованным?
• Как описывает автор сосну? Смогли бы вы её нарисовать? Какие краски использовали бы?
Лексическая работа
• Сергей Есенин употребляет выражения: стелет шаль (снег), убегает лентой вдаль (дорога). Какой приём он использует? Для чего?
• В каком случае автор пользуется приёмом сравнения?
Придумывание музыки к стихотворению
• Какую музыку вы сочинили бы к стихотворению «Пороша» (весёлую, грустную, быструю, медленную, плавную)? Почему?
Перечитывание и сравнение трёх стихотворений
7. Домашнее задание:выучить наизусть стихотворение «Пороша» С. Есенина.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Творчество Эдуарда Юрьевича Шима. Э. Шим «Снег и Кисличка»
Цели:осмысление произведений авторов через собственную творческую деятельность; развитие речи, воображения, памяти; знакомство с творчеством Э. Ю. Шима.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Знакомство с творчеством Эдуарда Юрьевича Шима(с использованием статьи С. Образцова в книге Э. Шима «Сказки., найденные в траве»)
Учитель читает статью о писателе, учащиеся отвечают на вопросы
Шим Эдуард Юрьевич родился в 1930 г. в семье служащих. Окончил Ленинградское архитектурно-художественное училище. Первая книга вышла в 1951 г. и сразу привлекла к себе внимание. Однако признание и успех пришли к нему с появлением детских книг. В основе тематики произведений Э. Шима лежит отношение маленького человека к природе, к окружающему его миру. Познавая жизнь, ребёнок формирует свой характер, учится воспринимать и усваивать нравственные ценности. Все произведения Шима проникнуты чувством любви к Родине, он стремится передать его своим юным читателям, рассказывая им о людях, которые приносят всем радость.
Излюбленный жанр писателя — небольшая повесть, рассказ, иногда он использует форму сказки, популярную среди маленьких читателей. Для стиля его произведений характерна поэтичность, особенно в описании природы, а также простота и точность в воспроизведении характеров, где наблюдаются иногда противоречия самой жизни: наивность и скептицизм, великодушие и практичность.
Э. Ю. Шимом написаны книги «Неслышные голоса», «Белые берёзы», «Капель», «Лесные разговоры», «Медовый ручеёк», «Рассказы и сказки», «Сказки, найденные в траве» и др.
Чтение статьи об авторе в учебнике (с. 12-13)
4. Чтение произведения Э. Шима «Снег и Кисличка»
Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся
¾ О чём это произведение? (О любви и преданности, о жертвенности во имя счастья другого, о вечной проблеме борьбы добра со злом.)
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:подготовить выразительное чтение рассказа «Снег и Кисличка».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Э. Шим «Снег и Кисличка»
Цели:обучение анализу произведения по частям, выделению главной мысли в каждой из частей, оценке произведения, составлению план пересказа; активизация чувственной сферы школьников; развитие речи, воображения, памяти; воспитание любви к окружающей среде.
Организационный момент
2. Перечитывание и анализ четырёх частей рассказа «Снег и Кисличка»
Чтение первой части и её анализ
• О ком идёт речь в первой части рассказа?
• Чем все они были недовольны и почему?
• Как об этом пишет Э. Шим?
Чтение второй части рассказа и её анализ
• Что произошло вокруг с появлением Снега? Найдите в тексте и прочитайте.
• Почему автор пишет, что «заблестели-заискрились ровные луга, в лесу стало нарядно... старые пни помолодели...»? Как вы это понимаете?
• Удачно ли, на ваш взгляд, автор изобразил приход зимы?
• Как встретили приход зимы дети?
• Почему перестали зябнуть озимые хлеба?
• За что благодарили Снег цветы?
• Как устраивали своё зимнее жилище тетерева? Прочитайте.
• Чем был доволен Медведь?
• Определите общее настроение второй части рассказа.
Работа над планом второй части рассказа
•Кто является её главным героем? Конечно же, Снег. Поэтому план может быть таким:
1. Снег выпал!
2. Всё вокруг изменилось.
3. Рады люди, цветы, птицы, животные.
4. Все благодарны Снегу.
Чтение третьей части рассказа и её анализ
• Где родился Снег?
• Прочитайте диалог Снега с ветрами. О чём предупреждали они его?
• Можно ли согласиться с утверждением ветров: «...В словах, которые раздаются эхом на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью... Опасайся этого, как огня! Кто много чувствует, тот быстро гибнет. А чтоб прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чём не думать, ничего не говорить, ничего не слушать и совсем не двигаться, словно ты мёртвый...»
• Как вы думаете, плохо или хорошо быть жалостливым, добрым, нежным, любящим? Докажите свои суждения примерами из жизни.
• Что можно сказать о ветрах? Какие они в данном случае?
• Почему же молчал Снег?
Вывод: Снег боялся. Ему хотелось говорить, но ветра страшно напугали его.
Чтение и анализ четвёртой части рассказа
• Что узнал Снег о Манжетке?
• Как ведут себя Одуванчики перед дождём?
• Почему написано, что «.. .земляника ходит на своих длинных усах»?
• Как строит своё гнездо весёлый Клёст?
• Как живут водяной воробей Оляпка и крошечный Королёк? (учитель использует изображение этих птиц.)
• Что услышал Снег про зайцев, лосей?
• Почему автор пишет: «И чем больше знакомился Снег с лесными жителями, тем сильнее хотелось ему подружиться с ними»?
Подведение итогов урока
4. Домашнее задание:подготовить подробный пересказ второй части рассказа по плану.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ