Чтение главы из повести «Серебряный герб».

Чтение главы из книги «Серебряный герб»

Выявление эмоционального восприятия текста

¾ Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?

Подведение итогов урока

Литературная игра по произведениям К. Чуковского

Тур «Кто есть кто»

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор), Бармалей (разбойник, людоед), Федора (ба­бушка), Каракула (акула), Мойдодыр (умывальник), Тотоша (крокодильчик), Цокотуха (муха), Барабек (обжора), Закаляка (выду­манное и нарисованное девочкой животное).

Тур «Вспомни сказку»

- Вспомни, какими словами оканчиваются строчки, и назови сказку.

Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Прилетает... (воробей).

А в Африке, а в Африке

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

Печальный ... (гиппопо).

Я - Великий Умывальник

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок ... (командир).

Вдруг из подворотни -

Страшный великан,

Рыжий и усатый ... (таракан).

В Африке разбойник,

В Африке злодей

В Африке ужасный ... (бармалей).

Веселится народ –

Муха замуж идет

За лихого, удалого

Молодого ... (комара).

Тур «Он рычит, и кричат, и усами шевелит»

- Отгадай, о ком Чуковский написал эти стихотворные строки.

Крылышками помахала,

Стало море потухать —

И потухло. (Бабочка)

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной. (Мочалка)

Побежало по кустам,

По березовым листам. (Краденое солнце)

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она каблучками. (Ежа)

А когда управится,

Сядет у ворот –

Сказочку расскажет,

Песенку споет. (Курица)

Скушал сорок человек

И корову, и быка,

И кривого мясника. (Барабек)

Тур «Конкурс знатоков»

— Разгадай кроссворд по произведениям Чуковского, ты узнаешь, как называется первая сказка Чуковского. (Ответы. По горизонтали: Каракула, Таракан, Цокотуха, Кокоша, Мойдодыр, Медведь, Лимпопо, «Телефон». По вертикали: «Крокодил».)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: К. Чуковский Глава из повести «Серебряный герб»

Цели:формирование навыков свободного высказыва­ния по предложенным вопросам, составления характерис­тики героев; развитие речи, фантазии; воспитание чувства дружбы, товарищества.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Сообщение темы и целей урока

Чтение и анализ главы из повести «Серебряный герб»

Выразительное чтение главы учащимися «цепочкой».

Ответы учащихся на вопросы в учебнике, выбороч­ное чтение.

Составление характеристики Тимоши.

Составьте словесный портрет Тимоши:

1) какие черты характера присущи мальчику? Подтвер­дите примерами из текста. (Застенчивый, пугливый, доб­рый, замечательный рассказчик, фантазёр.)

2) каким Тимоша представлял в рассказах своего отца?

3) о чём любил рассказывать мальчик?

Составление характеристики автора по вопросам, предложенным учителем:

1) как познакомились Корней и Тимоша?

2) как вы понимаете выражение «снисходительный слу­шатель»? (Нестрогий, терпеливый.)

3) как характеризует Корнея отношение к Тимоше?

4) как вели себя ребята в каламашке?

5) почему только в каламашке Корней и Тимоша могли говорить обо всём?

6) что объединило мальчиков в дружбе?

Составление плана рассказа.

Вместе с учителем четвероклассники составляют план рассказа, который будет вестись от имени Тимоши. Он мо­жет быть примерно таким:

1. Встреча Тимоши с Корнеем в первом классе.

2. Речь Тимоши.

3. Снисходительный слушатель.

4. Рассказы Тимоши.

5. Отец мальчика.

6. Встречи в каламашке.

7. Дружба в третьем классе.

8. Мальчики в пятом классе.

Пересказ текста (от имени Тимоши по записанному на доске плану).

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать главу из повести; под­готовить рассказ о своём друге (подруге): описать его внеш­ность и черты характера с примерами из школьной жизни.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Цели:знакомство учащихся с биографией писателя; развитие памяти, воображения, мышления; расширение словарного запаса; воспитание высоких нравственных прин­ципов.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

В начале урока учащиеся слушают рассказы одно­классниково своих друзьях. Учитель помогает детям дать более полную, художественную портретную характеристику друзей рассказчиков, например: «С чем можно сравнить цвет его глаз? Как характеризует его улыбка?» И т.п.

Сообщение темы и целей урока

Рассказ учителя

Детство и юность будущего писате­ля прошли в небольшом городке на реке Волге. Мама его преподавала музыку, и мальчик рано научился игре на роя­ле. Здесь же, в этом городе, он учился в гимназии, о которой потом напишет в одной из своих книг.

Знания давались ему легко, Кассиль прекрасно успевал по всем предметам и после школы поступил в Московский университет на математическое отделение. Но больше все­го в университете его увлекала студенческая газета, в кото­рую он писал очерки и рассказы. А ещё он любил писать письма домой. Они были подробным описанием его сту­денческой жизни. А младший брат Льва Кассиля перепе­чатывал эти письма и отдавал их в газеты, где они печата­лись под буквой «К». Эти письма Льва Кассиля стали его литературной школой.

Вскоре он печатает свою первую повесть «Кондуит» о жизни и учёбе гимназистов из маленького городка. Кондуи­том называлась толстая тетрадь учителя, куда он записывал проделки своих учеников. Повесть «Швамбрания» стала про­должением «Кондуита». Позже Лев Кассиль соединил эти две повести в одну и книга вышла под названием «Кондуит и Швамбрания». Швамбрания — это придуманная автором страна. Главы из этой книги мы с вами прочитаем сегодня.

Чтение учителем статьи «Лев Абрамович Кассиль» из учебника

¾ Каким вы представили себе писателя Льва Кассиля?

¾ Если бы вы жили в Швамбрании, то какие желания хотели бы осуществить?

¾ Перечитайте заветы писателя. Как вы их понимаете?

¾ Какими заветами вы руководствуетесь в жизни?

5. Чтение первой главы— «Пропавшая королева»

Выявление первичного восприятия

Перечитывание главы учениками «цепочкой».

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: прочитать первую главу повести и подготовить ответы на вопросы по тексту.

Страна Кассилия

Девятилетняя внучка Агнии Барто, прочитав "Швамбранию", Объявила: "А у меня будет страна Кассилия". В сердце каждого мальчишки, каждой девчонки, познако­мившихся с удивительными книгами Льва Кассиля, заме­чательная; эта страна остается навсегда...

Родился Лев Абрамович Кассиль 10 июля 1905 года в Слободе Покровской (ныне город Энгельс, Саратовской губернии). Сын провинциального врача и учительницы музыки, Лев закончил Единую трудовую школу. Как все мальчишки, он очень любил мечтать. Мечта его не раз меняла направление. Вначале он хотел стать... извозчи­ком, потом — кораблестроителем, натуралистом, архи­тектором, художником, музыкантом.

В детстве Кассиль много читал, при этом слыл не­исправимым фантазером. С младшим братом Осей при­думал страну Швамбранию, в которой происходили кро­вопролитные войны, смешные и трагические события. Мир, рожденный пылким воображением ребенка, ока­зался намного ярче и интереснее окружающей жизни.

Чтение главы из повести «Серебряный герб». - student2.ru

Карта Швамбрании в эру Пипигвинских и Бальвонских войн

Лев Кассиль вспоминал: "Детство мое было долгие годы расхвачено напополам гимназическим кондуитом и Швамбранией, которую мы открыли для себя с бра­тишкой, чтобы скрываться в ее утешительных просто­рах от тех многих обид, что наносил нам старый мир взрослых".

Потом, после окончания школы, была Москва, учеба в университете и длинные, подробные, написанные мель­чайшим почерком на многих листах письма родителям домой. Находчивый Ося перепечатывал их на машинке и относил в местную газету, где они и публиковались под заголовком "Письма из Москвы".

Первый рассказ писателя "Приемник мистера Кисмиквика" появился в газете "Новости радио", когда моло­дому автору было только двадцать лет. Настоящая слава пришла ко Льву Кассилю позже, с появлением его про­изведения "Кондуит и Швамбрания", веселой авто­биографической повести", полной тайн, удивительных событий и приключений.

С первыми страницами "Кондуита", страшно волну­ясь, молодой литератор отправляется к Владимиру Ма­яковскому: "Я взбежал по лестнице, а сердце у меня от волнения скатилось вниз по ступенькам. Я позвонил у двери, на которой была прибита медная дощечка с име­нем Маяковского. Я позвонил, и мне открыли. Через эту дверь я вошел в литературу".

Лев Кассиль всегда подчеркивал, что встреча с Ма­яковским значила очень много в его жизни.

В. В. Маяковский любил дерзких писателей, не вы­носил серых, льстивых и скучных. Заметив в рукописи подлинное новаторство, он напечатал отрывки из "Кондуита" в журнале "Новый ЛЕФ". Продолжение "Кондуита" печаталось в журнале "Пионер", куда Кас­силь направился также по совету Маяковского. Новая повесть называлась "Швамбрания". Те же главные ге­рои-гимназисты — мечтатели Леля и Оська, то же бур­ное время, насыщенное событиями и новыми именами. И та же светлая, высокая детская мечта, мечта о победе добра над злом, та же вера в справедливость.

В 1935 году автор объединяет две повести в одну и называет книгу "Кондуит и Швамбрания". Высоко оце­нили произведение такие авторитетные литераторы, как М. Горький, Н. Асеев, И. Эренбург, Ю. Олеша, Луи Арагон, Ромен Роллан. А "неулыбчивые критики" руга­ли Швамбранию как раз за то, за что ее сразу полюби­ли дети: за мечту, за игру, за фантазию, за веселый, жизнерадостный смех, звучащий чуть ли не с каждой ее страницы.

После огромного успеха повести Лев Кассиль охот­но и много стал писать для детей. Новые произведения рождались одно за другим. За десятилетие было напи­сано около двадцати книг, сами названия которых го­ворят об их удивительном сюжетном многообразии: "Цеппелин", "Вкусная фабрика", "Планетарий", "Лодка-вездеходка", "Ученик Чародея", "Стратостат", "Сказка об Алешке Рязань и дядьке Беломоре", "Льдина-холодина", "Щепотка Луны" и др. Казалось, пишет не один человек, а целый коллектив талантливых авторов.

Живая фантазия Льва Абрамовича Кассиля помогала ему открывать новые страны, которых нет на карте мира. За Швамбранией последовала Синегория. Лев Абрамович был очень дружен с Аркадием Гайдаром. Узнав о гибели друга, Кассиль решил посвятить ему свою новую книгу, прототипом одного из героев которой и стал Гайдар. Так был создан образ вожатого Арсения Гая.

Повесть "Дорогие мои мальчишки" продолжает тему, начатую А Гайдаром в повести "Тимур и его команда". "Задумчивый великан Сеня Гай", первооткрыватель ле­гендарной страны Синегории, сам стал легендой для юных "командосов Рыбачьего затона", отправивших в боевой путь миноносный тральщик, который они назва­ли "Арсений Гай".

Повесть "Дорогие мои мальчишки" — это рассказ о героическом труде ребят в годы войны, об их жизни, мечтах.

В годы войны Лев Абрамович Кассиль работал фронтовым корреспондентом Всесоюзного радио­комитета. За это время написал несколько сборников рассказов: "Батарейный заяц", "Твои защитники", "Глав­ное войско", "Освобожденный Дед Мороз" ("История с бородой").

В 1949 году газета "Пионерская правда" начала пе­чатать документальную повесть "Улица младшего сы­на", посвященную пионеру-партизану Володе Дубини­ну, который погиб в годы Великой Отечественной вой­ны. Повесть, написанная в соавторстве с журналистом, старым товарищем Кассиля М. Л. Поляновским, была удостоена Государственной премии. Лев Кассиль сам иллюстрировал эту книгу: в юности будущий писатель занимался в Саратовском художественно-практичес­ком институте.

Лев Кассиль был страстным футбольным болель­щиком. Будучи спортивным журналистом, он объ­ездил весь мир, побывал на многих соревнованиях, написал немало книг о спорте, о храбрых и бескопромиссных героях: "Вратарь Республики", "Ход Белой Королевы", "Чаша гладиатора". Спорт — та же Швам­брания, только для взрослых: страна высокой, страс­тной мечты и большой надежды.

Роман "Чаша гладиатора" — настоящий гимн писа­теля своим любимым героям: "Мальчишки, как давно установлено, самые первые двигатели прогресса. Не помню имя мудреца, который утверждал это, но, несо­мненно, он был прав. Это они, мальчишки, раньше всех пробуют ломкий ледок на только что остановившейся осенней реке. И первыми по весне, очертя голову, плю­хаются в холодную воду и отчаянно вымахивают са­женками против течения. Именно они, опережая всех, протаптывают первые тропочки по грязи, оставшейся после того, как сошел снег. И все материки, и полюсы, и моря, и орбиты в небе связаны незримыми стежками, которые проторили вчерашние мальчишки, ставшие землепроходцами, мореплавателями, космонавтами".

Кассиль жил стремительно, насыщенно, всегда и везде успевал. О своих трудностях и неудачах старался никому не говорить. Крайне редко жаловался на здо­ровье. Плохое настроение, грустные мысли "хоронил" в дневниках. И поэтому его смерть была такой неожи­данной и обидной. В полном расцвете творческих сил, на пороге новых, озаренных опытом всей жизни от­крытий 21 июня 1970 года ушел из жизни настоящий чародей детской литературы.

В дневнике писателя осталась последняя запись: "Жить надо во весь рост — под самый потолок свой — башкой в предел, не оставляя зазора над собой не рас­слабляясь в прогибе!".

Именно так и прожил свою жизнь писатель Лев Кассиль, он же Лев Швамбраныч, он же вице-адмирал Арделяр Кейс, он же гимназист Леля, на всю жизнь со­хранивший верность великому братству швамбран.

1 апреля 1980 года советские астрономы открыли в Солнечной системе новую малую планету № 2149 и на­звали ее Швамбрания.

В городе Энгельсе, где родился Лев Кассиль, одна из улиц носит его имя. В Москве, где он жил, учился и ра­ботал, есть детская библиотека имени Льва Кассиля. Его книжки знают и любят дети разных стран мира.

Наши рекомендации