Чтение и анализ главы «Обыкновенный мешок»

Читаем вслух, а затем учащиеся просматривают текст молча. Предлагаем четвероклассникам стать сыщиками и проследить за действиями Васи.

• Какие из них свидетельствуют, что он на верном пути.

• А как бы поступили вы?

Комментарий

Чтение по ролям

Работа по составлению краткого пересказа всего произведения

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:подготовить краткий пере­сказ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Внеклассное чтение. Книги Э. Успенского и Ю. Коваля

Цели:познакомить с творчеством Э. Успенского и Ю. Коваля, особенностями их произведений, литературными персонажами; учить определять тему произведения; развивать выразительную речь, память, мышление; воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.

Организационный момент

Знакомство с творчеством Э. Успенского

Игра «Восстановите слова»

— Вставьте пропущенные гласные и прочитайте имена сказочных героев, о которых мы будем сегодня говорить.

ЧБРШК МТРСКН ПЧКН ШПКЛК
(Чебурашка, Матроскин, Печкин, Шапокляк.)

Беседа.

— Из каких сказок эти персонажи? («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».)

— Кто автор этих замечательных сказок? (Эдуард Успенский.)

— Где вы видели этого веселого писателя? (Он часто выступает в передаче «Спокойной ночи, малыши и разных детских передачах.)

— Сегодня вы поймете, почему его сказки так популярны, любимы детьми. Узнаете, как талантлив их автор, сколько у него дел, чем он занимается и интересуется.

Рассказ учителя.

Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его доб­рый и веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изме­нили его жизнь — он стал писателем.

Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы (Следствие ве­дут Колобки»), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и ки­нофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы. Но объединяет их одно - все его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям.

Поэтому, наверное, они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми.

И все-таки главное достоинство его книг — неповторимый мир ска­зочных героев. Они непохожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.

Будь то Чебурашка, старуха Шапокляк, профессор Чайников, обезьян­ка Анфиса, кот Матроскин — у каждого свой образ, характер, язык.

Во всех его сказках раскрывается тема взаимопонимания взрослых и детей, тема одиночества и поиска друга в большом современном городе. Это тоже близко, понятно и актуально для взрослых и детей. А в его сказке «Меховой интернат, или Девочка-учительница» поднимается тема про­блем в современной школе. Как сделать так, чтобы школа стала интересной, чтобы дети ходили туда с удовольствием? Вы согласитесь с тем, что об этом мечтают и дети и взрослые!

Но творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для взрослых и подростков, лекции» для студентов. Он ав­тор многих проектов: детское издательство «Самовар», радиопередача «В нашу гавань заходили корабли».

Вот какой многогранный и талантливый человек.

— А мы сегодня на уроке послушаем отрывки из его сказок, вместе посмеемся. Подумаем, какие «взрослые» и «детские» про­блемы скрываются за веселыми сюжетами.

Выразительное чтение отрывков из сказок, стихов. Обсуждаются: «Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила».

— О чем мечтали Гена, Чебурашка, жирафа, Анюта, девочка Галя, когда строили дом? (О том, чтобы найти друга.) Как вы думаете, почему Шапокляк мешала им? Она не хотела иметь друзей? (Нет, просто у нее такой характер. Ей тоже хочется общаться, иметь друга. Но она не умеет этого сказать, сделать.)

— Чебурашка и Гена такие разные. Почему же они стали дру­зьями? (Они оба были одиноки. Они добрые. Им хочется по­мочь другим героям.)

— Что вас рассмешило, позабавило в этих сказках? (Гена и Че­бурашка очень смешно разговаривают. С ними происходят смешные истории.)

— Какова же тема этих сказок? (Эти сказки о том, как трудно быть одиноким. Как важно найти настоящего друга.)

— Какая из пословиц выражает главную мысль сказки?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Добра хочешь — добро и делай.

Нет друга — ищи, а нашел - береги.

Обсуждение произведений «Дядя Федор, пес и кот», »Дядя Фёдор идет вшколу», «Каникулы в Простоквашино».

— Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему? Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяй­ственный.)

— А у Шарика? (Ой, наоборот, наивный, непрактичный, снам постоянно случаются неприятности.)

— Почему кот и пес постоянно ссорились друг с другом? Они не любят друг друга? (Нет, просто они очень разные. Но когда они ссорятся, очень скучают друг по другу. А мириться не умеют.)

— Значит, надо общаться только с теми, кто очень похож на тебя по характеру? (Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.)

— Что вы можете сказать о Дяде Федоре? (Он серьезный не по годам. Хочет быть самостоятельным.)

— Почему он ушел от родителей? Он не любил их? (Любил. Просто у взрослых свои дела, проблемы. А у мальчика не было друга. Ему очень хотелось обижаться с кем-то.)

— Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте выразительно эти отрывки.

— Есть ли в сказке отрицательные персонажи? Можно ли назвать отрицательным героем Печкина? (Нет. Он просто взрос­лый. Он относится к жизни не как Дядя Федор. Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.)

— Какие смешные стороны характера Печкина вы подметили? (Он, как дети, любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним про­исходят смешные истории.)

— О чем же эти сказки? (Об отношениях взрослых и детей. О тер­пимости, сочувствии друг к другу.)

Обсуждение стихотворений Э. Успенского.

— Успенский написал и много замечательных, веселых стихов для детей. Давайте вспомним некоторые из них. Прочитаем строч­ки вслух, хором. (Чтение стихов «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».)

Закрепление.

Литературная викторина.

Тур «Удивительное дело»

— Закончите строчку из стихотворения Успенского.

Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на... (коне).

— Был на квартиру налет?

— Нет.

— К нам заходит бегемот?

— Нет.

— Может быть, дом не наш?

— Наш.

— Может, не наш этаж?

— Наш.

— Просто приходил Сережка,

Поиграли мы... (немножко)

Палка, палка, огуречик.

Вот и вышел человечек.

А теперь добавим ножек,

Получился... (осьминожек).

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты,... (сынок).»

Тур «Кто есть кто»

— По именам сказочных персонажей угадайте, кто они.

Чебурашка (игрушка), Матроскин (кот), Лариска (крыса), Печкин (почтальон), Шарик (собака).

Тур « Чья это песня?»

Прослушивание аудиозаписей песен из мультфильмов, отгадывание имен персонажей.

Я был когда-то странной

Игрушкой безымянной... (Чебурашка)

Голубой вагон бежит, качается,

Скорый поезд набирает ход... (Крокодил Гена)

Кто людям помогает,

Тот тратит время зря... (Шапокляк)

Наши рекомендации