Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках
О разновидностях народных песенготовят материал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рассказывает о колыбельных, шуточных, лирических народных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к каким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда — учитель).
Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животныхтакже готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.
3. Знакомство с новым жанром устного народного творчества — легендой.
Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно размышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:
• Разновидностью какого жанра является легенда?
• Что роднит легенду со сказкой?
• Какие бывают легенды?
• В чём их особенность?
• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?
• Чем интересна нам жизнь предков?
4. Чтение и анализ белорусской легенды «Бездонное богатство».
Чтение легенды учителем.
Выявление эмоционального восприятия текста.
¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?
Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».
Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частичный пересказ.
Деление текста на части и составление плана к нему.
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославле.
Подробный пересказ текста по предложенному плану.
Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пересказ легенды.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»
Цели:формировать представления об исторической легенде; развивать интерес к истории родной страны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чувство патриотизма.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Пересказ учащимися исторической легенды «Бездонное богатство»
Вступительное слово учителя
Учитель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхождения названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить нашествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.
¾ А какая она теперь, наша земля?
¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?
4. Чтение исторического сказания «Неман и Лоша».
Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух
Беседа о первичном восприятии:
¾ Что необычное в легенде?
¾ Что взволновало ваше воображение?
5. Анализ текста и выборочное чтение
¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две белорусские реки — Неман и Лоша.
¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой).
¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша.
¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте.
¾ Найдите слова, которые характеризуют Неман (сильный, работящий, честный, могучий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая).
¾ Какой художественный приём использован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы»)
¾ Устно нарисуйте картины каждой из рек, используя описание в тексте.
Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины.
¾ Почему в тексте легенды использованы слова с уменьшительно-ласкательным значением (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти слова и подчёркивают нежные и трепетные чувства нашего народа к своей земле.
Работа с картой РБ
¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республики — Литвы и вышла к Балтийскому морю.
¾ Какие ещё исторические легенды вы знаете?
¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города?
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ