Описание практических занятий
Практическое занятие 1
«Развитие повествовательных жанров в древнерусской литературе»
Часа
План
1. Система литературных жанров Древней Руси. Житие как жанр. «Сказание о Борисе и Глебе» - первый образец житийного произведения в русской литературе.
2. Летопись как жанр средневековой литературы. Типы летописного повествования.
3. Эволюция жанра жития в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии»: фольклорная и книжная основа.
4. Литературная новизна «Жития» протопопа Аввакума.
5. Новый герой в русских повестях второй половины XVII века («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злочастии»).
Задания
1. Составить схему, отражающую жанровый состав «Повести временных лет». Привести примеры.
2. Дать определения основным жанрам древнерусской литературы.
3. Какие разновидности повести знала русская литература XI - XVII веков?
4. Выписать в тетрадь примеры использования в своем «Житии» протопопом Аввакумом разных стилистических пластов языка.
Список литературы
1. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. - 2-е изд. - Л.,1987. - С. 26-33, 40-66.
2. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. - М., 1990. - С. 164 - 260. («Повесть о Горе-Злочастии»).
3. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития» протопопа Аввакума // Виноградов В.В. Избр. труды: О языке художественной прозы. - М., 1980. - С. 3-41.
4. Адрианова-Перетц В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI -XIII веков // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л., 1970.
5. Кожинов В.В. Происхождение романа. - М.,1963.
6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
7. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970. - С. 25-71, 107-146.
8. Шайкин А.А. Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии» // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. - М., 1987. - С. 26 - 36.
9. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С. 53-66.
Практическое занятие 2.
«Слово о полку Игореве»: актуальные вопросы
Изучения литературного памятника в науке
Часа
План
1. История открытия и изучения памятника.
2. Историческая основа «Слова о полку Игореве».
3. Художественная идея «Слова...», ее раскрытие в сюжете и композиции произведения.
4. Персонажи «Слова...».
5. Образ русской природы в памятнике.
6. Жанровые особенности и стиль «Слова...».
7.Проблема автора.
Задания
1. Составьте композиционный план произведения. Выделите эпические и лирические части.
3. Выпишите из текста образы, имеющие символическое значение, дайте им комментарий. Определите соотношение языческой и христианской традиций в «Слове...».
4. Найдите «Слову о полку Игореве» жанровые параллели в средневековой мировой литературе.
Список литературы
1. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. - М., 1976. - С. 41-49, 50-76, 119-146.
2. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI - XVII веков. - М., 1976. - С. 7-58.
3. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». - М.,1991.
4. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974. - С.99- 119.
5. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л., 1978. - С.7-39, 40-74.
6. Еремин И.П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. - М.;Л.,1966. - С.144-163.
7. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси // Избр. работы: В 3 т. - Л., 1987. - Т. 2. - С. 154 - 227.
8. Лихачев Д.С. Великий путь. - М., 1987. - С. 241 - 299.
Практическое занятие 3
«Основные тенденции развития русской поэзии в XVIII веке»
Часа
План
1. Истоки русской сатиры XVIII века. Место сатиры в системе жанров русского классицизма. Жанр сатиры в творчестве А.Д. Кантемира.
2. Силлабическое стихосложение, основные принципы построения стиха. Реформа русского стихосложения в трудах В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
3. Классицизм как художественный метод. Национальное своеобразие русского классицизма. Принципы изображения человека и мира в произведениях классицистов.
4. Место оды в системе жанров. Поэтика торжественной оды. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.».
5. Эволюция жанра оды в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица». Новизна оды.
6. «Пейзаж души» в лирике поэтов-сентименталистов. Взаимосвязь мира природы и человеческих чувств. Поэтика лирических произведений М.Н. Муравьева, И.Ф. Богдановича.
Задания
1. Дайте определения таким поэтическим жанровым формам XVIII века, как сатира, ода, послание.
2. Изучите стиховедческие понятия: «силлабическое стихосложение», «силлабо-тоническое стихосложение», «тоническое стихосложение», стопа, метр, ритм, рифма.
3. Составьте конспекты статей М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского по проблемам реформирования системы русского стихосложения.
4. Проведите сравнительный анализ поэтических трактатов «Искусство поэзии» Н. Буало и «Наставление хотящим быти писателями» А.П. Сумарокова.
5. Выпишите жанровые признаки торжественной оды. Сопоставьте оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. В чем их отличие?
6. Определите, используя справочную, учебную литературу, основные признаки «легкой поэзии».
Список литературы
1. Кантемир А.Д. К уму своему. Филарет и Евгений // Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. - М.,1979. - С.63 - 76.
2. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В.К. Избр. произведения. - М.;Л.,1965 (1986). - С. 486 - 494. («Библиотека поэта». Бол. серия).
3. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // ЛомоносовМ.В. Избр. произведения. - М.;Л.,1965 (1986). - С. 486 - 494. («Библиотека поэта». Бол. серия).
5. Ломоносов М.В. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. (любое издание).
6. Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве // Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. - М., 1979. - С. 88, 97 - 104, 120 - 126, 141 -150,224-226.
7. Стихотворения М.Н. Муравьева и Н.А. Львова. «Душенька» И.Ф. Богдановича // Русская литература XVIII века / Сост Г.П. Макогоненко. - Л., 1970. - С. 449 - 479, 538 549.
8. Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.П. Макогоненко. - Л,1970. - С.561-564.
Практическое занятие 4
«Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Часа
План
1. Причины появления и быстрого развития в русской литературе сентиментальной повести.
2. Поэтика названия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Конфликт в произведении: внешний и внутренний.
3. Образ рассказчика в повести, отношение его к героям.
4. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности образов главных героев повести. Анализ системы образов произведения.
5. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как действующее лицо в произведении.
6. Язык и стиль повести Карамзина, их новизна.
Задания
1. Выделите в тексте повести фрагменты, позволяющие судить об отношении рассказчика к своим героям.
2. Выделите в тексте повести художественные детали, использованные автором для создания образов героев, описания художественного пространства и времени в произведении.
3. Дайте характеристику конфликта в произведении.
Список литературы
1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. - М.;Л., 1964. - Т. 1. - С. 605 -521 (или любое другое издание).
2. Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век: Сб. науч. ст. - М.;Л., 1958. - С. 309-325.
3. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. - М., 1979. - С. 5-32.
4. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. - 1992. - № 5. - С. 3 - 35.
5. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. - Саратов, 1974. - С. 148-158.
6. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М., 1977. - С. 209 - 216.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ВАРИАНТ I
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XI – XVII ВЕКОВ
1. Назовите летописные сказания, вошедшие в состав цикла «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси».
2. Назовите библейские сказания, открывающие «Повесть временных лет».
3. Назовите известные вам ранние редакции «Повести временных лет».
4. Объясните, почему «Повесть временных лет» начинается не сразу с событий из русской истории, а с пересказа библейских сказаний?
5. Какие источники жития Бориса и Глеба вам известны?
6. Назовите литературный прием, использованный Иларионом в «Слове о Законе и Благодати».
7. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы, композиция которых состоит из трех частей.
8. Какой вариант жития Бориса и Глеба («Сказание…» или «Чтение….») написан раньше?
9. Какими художественными формами была представлена ораторская проза в литературе Древней Руси?
10. Назовите художественные приемы агиографической традиции, использованные автором в «Житии Александра Невского».
11. Как традиция устного народного творчества повлияла на изображение исторических событий в «Повести о разорении Рязани Батыем»?
12. Дайте толкование понятию «абстрактный психологизм». Какой период древнерусской литературы он характеризует?
13. В чем, с вашей точки зрения, проявляется литературное своеобразие сочинений Ивана Грозного? Какова его роль в развитии русской литературы?
14. Какой период в развитии русской литературы представляет «стиль плетения словес»?
15. Назовите в порядке исторической очередности стили литературы Древней Руси.
16. Назовите ведущие жанры древнерусской литературы и жанры XVII века.
17. Назовите первых русских святых.
18. Героем какого литературного произведения является хан Кончак?
19. Какая евангельская притча лежит в основе сюжета «Повести о Горе-Злочастии»?
20. Назовите чудеса, описание которых представлено в «Житии Сергия Радонежского».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
1. Назовите литературный жанр, которым представлено творчество А.Д. Кантемира.
2.Из представленных ниже произведений XVIII века укажите те, которые принадлежат к эпохе сентиментализма:
а) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;
б) «Фелица» Г.Р. Державина;
в) «Стонет сизый голубочек» И.И. Дмитриева;
г) «Меланхолия» Н.М. Карамзина;
д) «Бригадир» Д.И. Фонвизина.
3. Назовите имя сподвижника Петра I, автора «Слова на погребение Петра Великого».
4. Дайте характеристику картине мира, созданную рационалистическим типом сознания. В каких произведениях литературы XVIII века она представлена (1-2 примера)?
5.«На взятие Хотина» по жанровой принадлежности:
а) элегия;
б) сатира;
в) ода;
г) песнь. Назовите автора произведения.
6.Дайте кратко характеристику понятию рационализм.
7.Какие критерии были введены А.П. Сумароковым при характеристике жанровой системы русской литературы? В каком сочинении Сумарокова это представлено?
8.На какие десятилетия XVIII века приходится литературное творчество Г.Р. Державина?
а) 30 – 50-е гг.;
б) 50 – 60-е гг.;
б) 70 – 90-е гг.
9.Укажите имя поэта XVIII века, кто первым ввел жанр басни в русскую литературу:
а) А.Д. Кантемир;
б) А.П. Сумароков;
в) И.А. Крылов;
г) И.И. Дмитриев.
10.Основой для оды Г.Р. Державина «Фелица» послужил:
а) сюжет восточной переводной сказки;
б) сюжет сказки, сочиненной самой Екатериной II;
в) сюжет одного из европейских романов XVIII века.
11.Назовите основные критерии организации сценического действа в русской драматургии XVIII века.
12.Какой литературный жанр получил наибольшее развитие в творчестве Д.И. Фонвизина?
13.«Ибо и крестьянки любить умеют!» - данное высказывание приведено из произведения…
а) Д.И. Фонвизина;
б) Н.М. Карамзина;
в) А.Н. Радищева. Назовите это произведение.
14.Укажите жанры, получившие распространение в русской литературе эпохи сентиментализма:
а) дневник;
б) путешествие;
в) ода;
г) эпистолярный роман;
д) трагедия.
15.Какой жанр характеризует понятие «лирический беспорядок»? Дайте толкование этому понятию.
16.Дайте краткую характеристику конфликта трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец».
17. Назовите основное место действия, где разворачиваются события повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
18.Кем и кому из поэтов XVIII века было дано прозвище Тресотиниус?
19.Назовите имена поэтов XVIII в. – первых профессоров Российской академии наук.
20.Назовите имя поэта XVIII века, являющегося создателем национального театрального репертуара, «отцом русского театра».
ВАРИАНТ II
Раздел «А».
1. Апокриф – это:
а) герой одного из литературных произведений Древней Руси;
б) жанр переводной литературы, известный в Древней Руси;
в) название книги.
2. Из приведенных ниже жанров укажите те, которые получили развитие в литературе X –XVI вв.
а) летописание, агиография, красноречие, хождение, воинская повесть;
б) ода, сатира, комедия, роман;
в) агиография, роман, воинская повесть, стихотворное послание.
3. Возникновение литературы относится:
а) к IX в., б) к концу X в., в) к XI в., г) к первой трети XII в.
4. Укажите основные условия возникновения и развития литературы:
а) влияние культуры стран Южной Европы, общение с европейскими странами;
б) наличие государственности у восточных славян, появление письменности, существование высокоразвитых форм фольклора, принятие христианства, культурное воздействие Византии;
в) принятие христианства, наличие письменности и богатого национального фольклора.
5. Для средневековой русской литературы характерно:
а) рукописный характер бытования и распространения, авторские тексты, художественный вымысел;
б) рукописный характер, анонимность, духовность (непосредственная связь с культом и религией);
в) печатная форма бытования, авторское (индивидуальное) творчество, светский характер.
6. Литературная трансплантация – это:
а) перенос византийской литературной традиции опосредованно через Болгарию на русскую почву;
б) процесс влияния византийской литературы на русскую;
в) совокупное влияние южнославянских и западноевропейских литературных традиций на развитие русской литературы на начальном этапе ее становления.
7. Укажите стиль литературы Древней Руси:
а) реализм;
б) монументальный историзм;
в) барокко.
8. Житийный жанр характеризуется:
а) трехчастной композицией, достоверностью в описании событий;
б) абстрактным принципом повествования, наличием чуда как композиционного элемента, трехчастной композицией;
в) погодным принципом изложения событий, вымышленным сюжетом и героем, трехчастной композицией.
9. Понятие этикета (церемониальности) для литературы Древней Руси:
а) не приемлемо;
б) приемлемо только к определенным периодам ее развития;
в) это одна из основных ее специфических особенностей.
10. Указанные признаки: изосиллабизм, цезура, отсутствие метра - характерны для стихосложения:
а) силлабического;
б) силлабо-тонического;
в) тонического.
11. Какие из перечисленных ниже художественных методов получили развитие в XVIII веке?
а) классицизм;
б) просвещение;
в) сентиментализм;
г) предромантизм;
д) романтизм.
12. Среди перечисленных жанров какие в XVIII в. относились к «высоким»:
а) элегия, послание, песнь;
б) ода, трагедия, героическая поэма;
в) басня, комедия, сатира.
13. Какой из перечисленных ниже стихотворных размеров характеризует торжественную оду М.В. Ломоносова?
а) силлабические размеры;
б) хорей;
в) четырехстопный ямб.
14. Эстетическим трактатом русского классицизма является:
а) «Поэтическое искусство» Н. Буало;
б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского;
в) «Письмо о правилах российского стихотворства» М.В. Ломоносова;
г) «Наставление хотящим быти писателем» («Две эпистолы: о русском языке, о стихотворстве») А.П. Сумарокова.
15. Реформа русского стихосложения была осуществлена:
а) во второй половине XVII века Симеоном Полоцким;
б) в 30-е г. XVIII в. А. Кантемиром;
в) в 30 – 40-е г. XVIII в. В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым.
16. Силлабический принцип стихосложения представлен в творчестве поэтов:
а) С. Полоцкого, М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира;
б) Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Антиоха Кантемира;
в) М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова.
17. Реформа стиля русского литературного языка изложена в следующих работах XVIII в:
а) «Две эпистолы…» А.П. Сумарокова;
б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского;
в) «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносова.
18. Одическая строфа введена в русскую поэзию:
а) Симеоном Полоцким;
б) Феофаном Прокоповичем;
в) А. Кантемиром;
г) В. Тредиаковским;
д) М. Ломоносовым.
19. Конфликт классицистского произведения предусматривал:
а) торжество разума, долга над чувством;
б) торжество чувств героя, изображения пейзажа;
в) реалистическое изображение мира в художественном произведении.
20. Поэты-классицисты - это:
а) И.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин;
б) А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский;
в) А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков.
Раздел «В»
1. Какая из перечисленных ниже книг является древнейшей?
а) «Повесть временных лет»;
б) «Слово о полку Игореве»;
в) Остромирово Евангелие;
г) Новгородская псалтирь.
2. Укажите произведение, являющееся одним из первых образцов русского жития:
а) «Житие Алексия, человека Божия»;
б) «Сказание о Борисе и Глебе»;
в) «Чтение о Борисе и Глебе»;
г) «Житие Александра Невского».
3. Кем из деятелей русской истории был обнаружен рукописный текст «Слова о полку Игореве»?
а) К.Ф. Калайдовичем;
б) Н.М. Карамзиным;
в) А.И. Мусиным-Пушкиным.
4. «Слово о полку Игореве» повествует о событиях:
а) монголо-татарского нашествия на Русь;
б) вторжения немецких рыцарей;
в) похода русских князей против половцев.
5. Какие из перечисленных произведений отражают события монголо-татарского нашествия?
а) «Слово о погибели Русской земли»;
б) «Задонщина»;
в) «Сказание о Мамаевом побоище»;
г) «Повесть о разорении Рязани Батыем».
6. Какое из перечисленных произведений написано раньше?
а) «Слово о Законе и Благодати»;
б) «Слово о погибели Русской земли»;
в) «Слово о полку Игореве».
7. Героями «Задонщины» являются:
а) хан Батый;
б) князь Александр Невский;
в) хан Мамай;
г) князь Дмитрий Иванович.
8. Какое из перечисленных ниже произведений древнерусской литературы явилось источником для создания в Новое время крупного музыкального произведения?
а) «Житие» протопопа Аввакума;
б) былина «Садко»;
в) «Хождение Богородицы по мукам»;
г) «Слово о полку Игореве».
9. Стиль «плетения словес» представлен в произведениях:
а) Владимира Мономаха;
б) Ивана Грозного;
в) Епифания Премудрого;
г) протопопа Аввакума;
д) митрополита Илариона.
10. Какие из перечисленных произведений Древней Руси принадлежат к памятникам старообрядческой литературы?
а) «Повесть о Горе-Злочастии»;
б) «Повесть о боярыне Морозовой»;
в) «Повесть о Савве Грудцыне»;
г) «Житие» протопопа Аввакума.
Раздел «С»
1. Первая русская газета, вышедшая в 1703г., имела название:
а) «Известия»;
б) «Вести»;
в) «Ведомости»;
г) «Новости»;
2. Кто из российских монарховXVIII века оставил свой след в литературе?
а) Петр I;
б) Екатерина I Алексеевна;
в) Анна Иоанновна;
г) Елизавета Петровна;
д) Екатерина II Алексеевна.
3. Ода Г.Р. Державина «Фелица» посвящена:
а) Анне Иоанновне;
б) Елизавете Петровне;
в) Екатерине Великой.
4. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева принадлежит к литературному направлению:
а) сентиментализма;
б) реализма;
в) романтизма.
5. Героями комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» являются:
а) Бригадир, Добролюбов, Советник, Софья;
б) Тришка, Кутейкин, Еремеевна, Милон;
в) Димитрий Самозванец, Правдин, Стародум.
6. Кто из российских монархов XVIII века состоял в переписке с просветителями Франции?
а) Елизавета Петровна;
б) Екатерина II;
в) Павел I.
7. Какой художественный метод представлен в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) классицистический;
б) сентименталистский;
в) романтический.
8. Какие из перечисленных ниже произведений характеризуют литературу Петровской эпохи?
а) «Повесть о Василии Кориотском»;
б) «Юности честное зерцало»;
в) «Димитрий Самозванец»;
г) «Приклады, како пишутся комплименты разные».
9. Укажите год написания повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина:
а) 1796;
б) 1792;
в) 1800;
г) 1803.
10. Героем какого произведения XVIII века является Адам Адамыч Вральман?
а) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
б) «Бригадир» Д.И. Фонвизина;
в) «Недоросль» Д.И. Фонвизина»;
г) «На хулящих учения. К уму своему» А.Д. Кантемира.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ