Описание практических и семинарских занятий

Описание практических и семинарских занятий

по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»

Занятие 1.

Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.

Цель:Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях психологии профессиональной деятельности как раздела психологической науки;развитие представлений о предмете дисциплины и ее задачах и методах.

Задачи:

· введение в предмет и проблематику психологии профессиональной деятельности;

· обоснование практической значимости дисциплины;

· экстраполяция теоретических аспектов дисциплины на практические сферы жизни и деятельности профессионала;

· владению навыками ориентирования в быстроменяющихся условиях социальной и профессиональной жизни.

Вопросы к семинару

1. Охарактеризовать цели и задачи курса психологии профессиональной деятельности.

2. Дать характеристики методам, используемым в изучении психологии профессиональной деятельности.

3. Выделить основные достоинства и недостатки метода профессиографирования.

4. Определение новых терминов записать в словарь (эргономика; валидность, надежность и трудоемкость метода; обсервационные методы; наблюдение; хронометраж; экспертная оценка; анализ продуктов деятельности; анализ ошибок; независимые характеристики; профессиография)

5. Практическое задание: составить профессиограмму своей профессии.

Занятие2.

История исследований в области психологии профессиональнойдеятельности.

Цель:Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях истории становления психологии профессиональной деятельности и исследованиях в этой области.

Задачи:

· рассмотреть этапы становления дисциплины в историческом контексте;

· приобретение навыков анализа и оценки научного исторического процесса;

· теоретическое освоение студентами современных представлений о психологии профессиональной деятельности;

· овладение навыками саморазвития, стремление к повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях

Вопросы к семинару

1. Выделить этапы становления научных знаний о труде и трудовой деятельности в зарубежной науке.

2. Особенности истории развития психологии труда в России.

3. Направления исследований в современной психологии профессиональной деятельности.

4. Практическое задание по теме «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека в изучаемой профессии»

5. Определение новых терминов записать в словарь (биомеханические особенности рабочих движений человека; организация движений в пространстве и во времени; принцип чередования нагрузок и перерывов в работе; утомление; прогнозирование профессиональной пригодности»; система «человек-машина»).

Занятие 3.

Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Цель:Сформировать у студентов теоретические представления и практические навыки определения проблемы профессионального и личностного самоопроеделения.

Задачи:

· разобрать теоретические конструкты проблемыличностного и профессионального самоопределения;

· овладение навыками анализа собственного процесса личностного и профессионального самоопределения;

· сформировать стремление к саморазвитию, повышению собственной квалификации и мастерства;

· овладение навыками критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Вопросы к семинару

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Как соотносятся между собой цели и задачи профессионального самоопределения.

3.Определение новых терминов записать в словарь(личностное и профессиональное самоопределение; парадокс самоопределения; субъект самоопределения; элитарность; псевдоэлитарность; адаптация; карьера).

4. Практическое задание: проанализировать собственные цели и задачи в построении профессиональной карьеры; провести определение собственных профессиональных интересов с помощью диагностической методики «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши

5. Подготовка к контрольным заданиям по тематике прошлых занятий.

Занятие 4.

Вопросы к семинару

1.Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

2.Дайте определение понятиям: компетентность, профессионализм, псевдопрофессионализм, профессиональный опыт.

3. Каковы способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

4. Проанализировать стадии и способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности (таблица №1 «Профессиональное самоопределение на разных стадиях становление личности»).

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становление личности

Таблица 1

Возраст Стадии профессионального становления Способы профессионального самоопределения
Дошкольное детство (до 7 лет)    
Младший школьный возраст (до 11 лет)    
Подростковый возраст (до 15 лет)    
Ранняя юность (до 18 лет)    
Юность (до 23 лет)    
Молодость (до 27 лет)    
Зрелость (до 33 лет)    
Зрелость (до 60 лет)    
Пожилой возраст (до 75 лет)    

5.Подготовить занятие с учащимися школы (колледжа) по азам вашей специальности (профессионального направления) с целью повышению уровня их заинтересованности предметом.

Занятие 5.

Вопросы к семинару

1. Перечислить типологии кризисов профессионального развития;

2. Охарактеризовать факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития;

3. Объяснить понятие «профессиональные деструкции» и «профессиональные деформации» Дать характеристику уровням профессиональных деформаций.

4. Выделить профессиональные деформации, характерные для профессионалов в вашей профессиональной сфере(архитектуры и дизайна)/ (самолетостроения).

5. Определение новых терминов записать в словарь (внутриличностный конфликт, кризис профессиональный; нормативный кризис; кризис нереализованности; кризис бесперспективности; эмо­циональное выгорание; трудоголизм; критическое событие; профессиональные деструкции).

6. Практическое задание: провести определение собственного уровня удовлетворенности профессиональной (учебной ) деятельностью с помощью диагностической методики«Интегральная удовлетворенность трудовой деятельностью».

Занятие 6.

Вопросы к семинару

1. Выделить признаки трудового коллектива.

2. Назвать основания для классификаций трудовых коллективов.

3. Проанализировать проблемы формирования производственных коллективов.

4. Суть понятия «психологический климат». Его виды.

5.Проанализировать особенности руководства и лидерства в трудовых коллективах. Способы влияния на психологический климат в коллективах руководителей и лидеров.

6. Определение новых терминов записать в словарь (гетерогенные и гомогенные коллективы; социальный статус; неформальный коллектив; эмоциональные взаимоотношения).

7. Подготовка к проверочному тесту.

Занятие 7.

Вопросы к семинару

1. Охарактеризовать коммуникативную функцию как одну из основных и специфических функций управления в целом.

2. Проанализировать коммуникативные явления и закономерности, психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов.

3. Стили коммуникативного поведения при руководстве коллективом.

4. Охарактеризовать ролевую структуру членов в группе

5. Определение новых терминов записать в словарь (лингвистические нормы; лаконизм; эффективное коммуникативное поведение;межличностная коммуникация).

6.Практическое задание: определить собственную типичную роль в групповом взаимодействии по методике «Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде»

Занятие 8.

Вопросы к семинару

1. Выделить признаки конфликтных ситуаций и охарактеризовать типы конфликтов.

2. Проанализировать стадии конфликтного процесса.

3. Рассмотреть основные причины конфликтов в организациях.

4. Охарактеризовать типы поведения в конфликтной ситуации.

5. Конфликтное поведение.

6. Выделить способы управления конфликтами.

7. Определение новых терминов записать в словарь.

8. Практическое задание: Определить собственный доминирующий тип в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса ««Социально-психологическая диагностика конфликта»

9. Проверочные контрольные задания.

Содержание самостоятельной работы

Общий перечень заданий для самостоятельной рабо­ты.

1. Подготовка к семинарам, практическим занятиям и контрольным работам;

2. Подготовка сообщений и докладов;

3. Определение новых терминов с записью в словаре.

5. Составление профессиограмм;

6. Проведение психодиагностических исследований;

7. Подготовка к зачету.

Методические рекомендации по выполнения зада­ний

самостоятельной работы

Цель самостоятельной работы студентов: сформировать определённый уровень самостоятельности студента во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работ к более сложным, носящим поисковый характер. Формировать познавательные способности, направленные на непрерывное самообразование.

Основные задачи самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях университета:

1. Развитие творческих способностей будущих специалистов.

2. Формирование умений самостоятельной работы у студентов, развитие их познавательной активности и творческой самостоятельности.

3. Развитие устойчивого интереса к самообразованию, учебно-исследовательской работе.

4. Формирование привычки к системному умственному труду.

5. Создание установки на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в пото­ке научной информации при решении учебно-профессиональных задач.

6. Развитие качеств личности: индивидуальность мышления, способность делать умозаключения и самостоятельно находить истину, стремление к личному самосовершенствованию, самооценке, самоконтролю.

Исходя из теории системного подхода к планированию и организации СРС, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

· Принцип целенаправленности и скоординированности СРС;

· Принцип согласования объёма учебной информации с бюджетом времени студентов;

· Принцип комплексности: сочетание общих и частных целей, СРС и остальных форм учебного процесса, репродуктивной и творческой деятельности и др.;

· Принцип индивидуализации и дифференциации СРС на основе диагностики уровней её сформированности;

· Принцип последовательности, непрерывности и поэтапности: выделение ведущих учебных задач, постепенного усложнения заданий;

· Принцип динамической корректировки СРС: учёта и анализа её результатов.

Управление СРС, под которым понимается руководство преподавателем познавательной деятельностью студентов, должно быть четко организовано. Диагностика на этом этапе предполагает:

· тщательное изучение объема знаний, умений и навыков, входящих в содержание данной дисциплины, для данного отрезка учебного процесса с целью условной дифференциации содержания (усваиваемое в аудиторное время и изучаемое во время СРС);

· определение комплекса учебных умений для эффективного выполнения СРС. При этом необходимо, помимо общеучебных умений (умение работать с книгой, умение создавать благоприятные условия деятельности и др.) выработать учебные умения, специфичные для того или иного предмета

· диагностику уровней сформированности общеучебных уме­ний у студентов. В том случае, если умения не сформированы или сформированы недостаточно, необходимо предусмотреть соответствующую целенаправленную работу;

· определение готовности к СРС, которое осуществляется в трех аспектах: теоретическом (уровень знаний, необходимых для успешного выполнения заданий); практическом (навыки и умения самостоятельной работы); психологическом (установки, мотивы, эмоционально-волевые проявления, интерес к предмету, психиче­ское состояние и др.).

Управление СРС самим студентом подразумевает само­стоятельное руководство студентом собственной познавательной деятельности. Данный аспект СРС проявляется по-разному в зави­симости от следующих уровней сформированности умений само­стоятельной работы:

· первоначальное умение: студент знает содержание опреде­ленного вида деятельности, с некоторыми затруднениями и помощью может воспроизвести систему действий;

· низкий уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно воспроизводит систему действий, с трудом осущест­вляет перенос на другие виды деятельности;

· средний уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно варьирует систему действий, с трудом переносит ее на другие виды работ;

· высокий уровень: студент самостоятельно выбирает систему действий в различных ситуациях, но с некоторыми затруд­нениями переносит действия на другую область деятельно­сти;

· совершенное умение: студент самостоятельно владеет сис­темой действий в различных ситуациях, легко переносит их на другие виды деятельности.

В зависимости от наличия у студента того или иного уровня сформированности умений СРС, по-разному проявляется его ак­тивность и самостоятельность на различных этапах СРС.

На диагностическом этапе студент, будучи осведомленным о перечне учебных умений для осуществления СРС, должен стремить­ся к их выработке и развитию, чтобы быть готовым к осуществле­нию самостоятельной работы. Для этого могут быть предложены (особенно на начальном этапе) памятки по организации учебной и внеучебной работы, объема СРС, где могут быть указаны советы по эффективности и рационализации самостоятельной работы в до­машних условиях. На организационном этапе происходит уяснение цели работы, принятие установки преподавателя, ознакомление со сроками осу­ществления деятельности и формами контроля за ней. Осознанность является основой активности личности, побудительным мо­тивом деятельности, актуализации знаний и умений.

Классификация СРС по дидактическим целям:

1.Воспроизводящие самостоятельные работы (по образцу) предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя. Овладение системой алгоритмов приводит к фор­мированию умения самостоятельно разработать метод решения за­дач. Определенный стереотип СР задает преподаватель, организуя познавательную деятельность студента: определяет объем заданий, предлагает расшифровку проблемы, вопросы и задания для само­контроля, назначает корректирующие консультации и обосновыва­ет формы контроля.

2.Реконструктивные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся зна­ниях, сформированных навыках, приобретенных умениях.

3.Эвристические самостоятельные работы предполагают не­стандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы - по­иск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения. Подобные задания включаются в отдельные семинарские занятия, при выполнении курсовых работ.

4.Исследовательские самостоятельные работы носят творческий характер. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, этот тип работы проявляется при выполнении дипломного исследования, подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческого задания.

Классификация СРСпо формам внеаудиторной работы:

1. Текущая проработка материала (ТПМ) включает выполне­ние домашнего задания по предмету, работу с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовку к семинарам и т.п.

2. Учебно-исследовательская работа (УИР) предполагает вы­полнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых и т.п. заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализа специальной литературы и др.

Занятие 1.

Занятие2.

Занятие 3.

Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Для подготовки к семинару предлагается план:

1. Сущность понятий личностного и профессионального самоопределения.

2. Цели и задачи личностного и профессионального самоопределения

3. Профессиональная карьера. Стратегии ее построения.

Задание для СРС.

1.Текущая проработка материала:

1.1 работа с конспектами лекций,

1.2 конспектирование научных источников литературы:

· Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов / Э.Ф.Зеер. 4-е изд., перераб., доп. – М.: Фонд «Мир», 2006. – 329с.

· Носкова О.Г. Психология труда: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова ; Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Ответьте письменно на вопросы: «Современные стратегии построения карьеры»

1.3. Подготовиться к проверочной (контрольной работе) по материалам прошлых занятий.

2. Учебно-исследовательская работа

2.1 вы­полнение индивидуальных заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала анализа специальной литературы по вопросам семинара.

2.2 проанализировать собственные цели и задачи в построении профессиональной карьеры.

Занятие4.

Занятие 5.

Занятие 6.

Занятие 7.

Занятие 8.

Вопросы к зачету

1. Основные актуальные теоретические и практические задачи психологии профессиональной деятельности.

2. Методы исследования в психологии профессиональной деятельности.

3. Профессиографические методы в исследовании профессиональной деятельности.

4. Направление исследований в современной психологии профессиональной деятельности.

5. Сущность личностного и профессионального самоопределения.

6. Современные стратегии в построении карьеры.

7. Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности (средняя школа; профессиональное учебное заведение; профессиональная деятельность).

8. Методы работы с молодыми людьми по транслированию накопленных профессиональных знаний и умений.

9. Понятие кризиса профессионального развития.

10. Типология кризисов профессионального развития.

11. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития.

12. Профессиональные деструкции.

13. Профессиональные деформации.

14. Признаки трудового коллектива.

15. Типология коллективов.

16. Психологический климат производственного коллектива.

17. Особенности руководства и лидерства в профессионально-производственном коллективе.

18. Коммуникативные явления и закономерности в межличностных отношениях.

19. Стили руководство коллективом.

20. Ролевая структура производственной группы.

21. Предубеждения в отношении с коллегами.

22. Типологии и причины производственных конфликтов.

23. Типы поведения в конфликте.

24. Управление конфликтом

Приложение

Методика Л.А. Йовайши

Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.

Основные понятия.

Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.

Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:

0 – полностью отвергается;

1 – скорее отвергается, чем принимается;

2 – скорее принимается, чем отвергается;

3 – полностью принимается.

Лист ответов:

№ вопроса А Б В Г Д Е
  а       б
      а б  
б а        
    б     а
б     а    
а     б    
б         а
    б а    
б       а  
  б   а    
        а б
  б а      
        а  
б   а      
  б       а
    а б    
а       б  
  а   б    
    а   б  
б         а
  б а      
      б   а
а   б      
        а б
а б        
    б     а
а     б    
  а     б  
      б   а
    б   а  
Сумма            

Опрсник;

1.Вы считаете, что важнее:

а – много знать или

б – создавать материальные блага?

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

а – прекрасный литературный стиль или

б – яркое изображение смелости и храбрости героя?

3. Какая награда вас больше бы обрадовала:

а – за научное изобретение или

б – за общественную деятельность?

4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

а- директора магазина или

б – главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту или

б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:

а – физика или

б - физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или

б – на создание сплоченного коллектива?

8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:

а – цвет, совершенство форм или

б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?

9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:

а – мужество, смелость, выносливость или

б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а – занятия литературой или

б - опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

а – как известный спортсмен на международные соревнования или

б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:

а – статья о машине нового типа или

б – статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)

14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или

б – общественной работой на добровольных началах?

15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:

а – выставку новых продовольственных товаров или

б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?

16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:

а – технический или

б - музыкальный?

17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:

а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или

б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:

а – научно-популярные или

б – литературно-художественные?

19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

а – работа с машинами или

б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:

а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:

а – Попова и Циолковского или

б – Менделеева, Павлова?

22. Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный быт или

б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?

23. Для благополучного будущего человечества важнее:

а – правосудие или

б – техника?

24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:

а – книгу о достижениях спортсменов или

б – книгу о развитии промышленности?

25. Что принесет больше пользы обществу:

а – забота о благосостоянии людей или

б – изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:

а – о выдающихся ученых или

б – о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:

а – работу с книгами в библиотеке или

б – работу на свежем воздухе?

29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или

б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к умственному труду;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к экономической деятельности.

Задание:

* Исследовать профессиональные склонности.

* Проанализировать полученные результаты, и с их помощью составить анализ соответствия профессиональных склонностей выбранной специальности.

В управленческой команде

Цель работы: диагностика, изучение и оценка ролевых позиций человека в управленческой команде.

Основные понятия: В исследованиях организационного поведения обращают внимание на набор ролей, которые определяют функции и ролевые отношения внутри группы.

Инструкция: В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждения­ми, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо од­ному утверждению.

Опросник:

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я хорошо могу работать со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного дей­ствия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не про­ведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются

новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм

коллег.

Д. Если нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить ат­мосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего группе.

3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и пере­живаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их. Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

­В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

3. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнять работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь могу принять собственное решение, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

3. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творчес­кие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное вре­мя и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выра­ботаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми смогу разделить на части это задание и таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если вижу, что группа не справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности для продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда высказываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстр

Наши рекомендации