Без рук, без ног Ворота отворяет.
Здесь даны четыре загадки. Ответы на них зашифрованы в ребусах. Следует решить ребусы, и ответы на загадки изобразить в рисунках.
Проведение игры. Плакат с текстом загадок и рисунками в увеличенном виде вывешивается перед играющими.
После объяснения игры руководителем загадки коллективно прочитываются и непонятное разъясняется.
Каждый играющий получает бумагу и цветные карандаши, после чего все приступают к выполнению задания, на которое отводится 40—45 минут.
По истечении положенного времени рисунки собираются. Жюри в составе руководителя и двух членов, выбранных из участников игры, определяет победителя, правильно расшифровавшего ребус и давшего лучшие рисунки.
Ответы давать можно не рисунками, а текстом. Тогда выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Ответы.
1. Радуга. 2. Глобус. 3. Почтовый ящик. 4. Ветер. КТО
НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЙ? (IV—VI кл.).
2. |
Разложить на столе от 20 до 25 различных мелких предметов и накрыть их газетой. На одну-две минуты поднять газету, чтобы участники игры смогли запомнить, какие лежат предметы. Тот, кто запомнит самое большое количество предметов, выигрывает.
Игру можно проводить в письменной и устной форме. В первом случае участники игры Описывают названия запомнившихся предметов, во втором — по очереди называют их. Руководитель и все присутствующие подсчитывают количество.названных каждым предметов.
КАРТИНКА С ОМОНИМАМИ (V—VI кл.).
Играющим предлагается внимательно рассмотреть картинку и •отыскать на ней побольше слов-омонимов.
Кто больше отыщет слов-омонимов, тот выигрывает.
При проведении игры в письменной форме участники игры записывают найденные ими слова-омонимы.
При устных ответах каждый подыскавший слово-омоним получает очко. Получивший наибольшее количество считается выигравшим.
Ответы. \ ' • • ! м
Журавль1 — у колодца; птица.
Лейка — для поливки; фотоаппарат. '
Лук — оружие-игрушка; овощ.
Коса — заплетённые волосы (у девочки) ;, сельскохозяйственный инвентарь.
Бык — устой моста; домашнее животное.
Шашка — детская игрушка; принадлежность для игры в шашки.
Поле — поле шахматной доски; поле, на котором вырастают хлебные растения.
Труба — детская игрушка (горн); печная труба.
Кисть — для рисования; кисть-бахрома (у горна).
Ключ — ключ от замка; источник воды в колодце.
Лист — лист книги; лист кустарника.
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ (IV— VIII кл.).
Участники игры пишут ряд слов — имена/ существительные (в младших классах можно отказаться от условия писать только имена существительные), в которых каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Соревнование ведётся на срок, установленный руководителем.
Выигрывает написавший большую цепочку слов. Примером такой цепочки может служить: окно, окунь (ь, ы, и отбрасываются), нога, арбуз, зима, автор; репа, апельсин, носорог; горло; озеро, остров, восток, кошка и т. д.
О кнопку нь_н ого
Можно проводить игру, условившись писать только односложные слова, например: краб, бор, рубль, лом, мост, торт, тёс, сор, рис, сноп и т. д.
Более сложный вариант игры, требующий подготовки.
Выбор слов ограничивается определённой темой, например: из области географии, естествознания, о чём детей предупреждают заранее. •
Примерные цепочки слов по географии:
а) меридиан, небо, овраг, горизонт, тундра, Амур;
б) болото, остров, восток, компас, север, река, Азия и т. д.
Примерная цепочка по естествознанию: кустарник, картофель, лён, незабудка, аист, тополь, лист, тетерев, вяз, заяц, цветок, крапива, арбуз, зерно, орех, хвоя, ящерица, астра и т. д.
Этот вариант лучше проводить, разделив участников игры на группы.
Каждая- группа, выбрав вожака, садится в различных концах комнаты. Вожакам даётся по листу бумаги и карандашу.
Каждый участник игры объявляет подысканное слово, и вожак записывает его в свой лист.
По сигналу руководителя запись прекращается, и группа, составившая большую цепочку, выигрывает.
РАЗМЕСТИ БУКВЫ
(VI— VII кл.). Играющим раздают листы бумаги со следующими словами:
Диван. Рука. Остров. Веки.
Здесь написаны названия двух рек и двух городов, находящихся в Советском Союзе, только буквы в этих! названиях перепутаны. Задача играющих: разместить буквы в каждом из четырёх слов так, как это нужно (Двина, Кура, Ростов, Киев).
Выигрывает участник игры, давший первым правильный ответ.
КРОССВОРДЫ (V—VI кл.).
Всем играющим раздаются листы с кроссвордами и вопросами. Нерешивший считается проигравшим. Игра даётся на время.
/
Кроссворды.
1) Что на голове у коровы?
2) На чём катаются ребята зимой?
3) Насекомое.
М
1) Пакет из материи. 1) Много воды, которая течёт в море.
2) Холод. 2) Часть тела.
3) Место для ката- 3) Имя девочки Ани, когда она вы-
нья на коньках. растет.
ХОД КОНЁМ (VII—VIII кл.).
Ходом шахматного коня прочитать на обложке книги её название и фамилию автора — известного русского писателя. Начинать нужно с поля, занятого изображением копя.
Ответ.
Пушкин. «Медный всадник».
. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА (VII—VIII кл.).
Вписать в квадратики на корешках книг^ названия шести известных произведений А. С. Пушкина.
Буквы сЛШза Пушкин встречаются в названиях произведений согласно местам, занимаемым ими на рисунке.
Ответы.
1. «Полтава». 2. «Руслан и Людмила». 3. «Сказка о золотом петушке». 4. «Кавказский пленник». 5. «Борис Годунов». 6. «Медный всадник».
РЕБУС (V—VIII кл.). О чём они разговаривают?
Ответы.
— Где твоя грамматика?
— Она дома, на столе у окошка.
ИЗРЕЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО УЧЁНОГО (VII—VIII кл.).
Вывесив большой плакат, рассказать участникам игры, что, соединив все буквы ходом шахматного коня, они прочитают изречение И. В. Мичурина.
Читать следует начиная с буквы м, помещённой в левом верхнем углу.
Ответ.
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё — наша задача».
ВЕСЁЛЫЙ ФУТБОЛИСТ
(III—V кл.). Из каких цифр состоит фигурка этого весёлого футболиста?
Ответ.
Внимательно разглядев фигурку весёлого футболиста, можно найти следующие цифры: 2, 3, 5, 6, 8, 9, 0.
ЧЕЙ ПОРТРЕТ? (IV—V кл.).
Имя этой девочки читается одинаково и слева направо, исправа налево. Как её зовут?
Ответ.
Анна. 58
ЧЕТЫРЕ САДКА (VI—VII кл.).
В живом уголке — четыре садка. В первой квартире — четыре жука, Ползают, роются в жёлтом песке. А рядом с жуками, в соседнем садке, Сети раскинули три паука, Три замечательных крестовика. В третьей квартире живёт старичок— Маленький, чёрный, пугливый сверчок. В четвёртой квартире — одиннадцать ос. Ну-ка, товарищ, ответь на вопрос: Если придёшь к нам в живой уголок, Если заглянешь в каждый садок, Сколько всего насчитаешь ног?
Текст стиха пишется на доске, плакате или демонстрируется через эпидиаскоп. Коллективно прочитав его и объяснив незнакомые слова, руководитель предлагает играющим вспомнить, сколько ног у жука, у паука, у сверчка и у осы. Затем решить задачу: сколько всего ног у насекомых в четырёх садках?
Подавший ответ первым выигрывает.
Ответ.
У жука 6 ног, у четырёх жуков 24 ноги. У паука 8 ног, у трёх пауков 24 ноги. У сверчка 6 ног.
У осы 6 ног, у одиннадцати ос 66 ног. В Четырёх садках у насекомых 120 ног.
РАССКАЗ О ТОМ, КАК РЫБАК НЕВОД ИСКАЛ (VII—VIII кл.).
В этом рассказе многие слова или отдельные слоги заменены рисунками.
Следует прочитать и аккуратно переписать.
Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
, Ответ. .
Жил-был рыбак. Звали его Лев Иванович Кошкин. Один раз он далеко заехал'в море. «Поищу-ка я, думает, свой невод. Погляжу, много ли там рыбы». Вдруг поднялись волны, рыбака прибило в камыши. Он сунул весло- в воду, хотел вытащить его, весло не. идёт. «Не понимаю,— сказал рыбак,— чьи это шутки». Что там такое: может, акула? А ну-ка, думает, понапрягусь, понатужусь ещё раз». От1 страха он поёжился, понатужился и вытащил весло. А на весле — сеть, полная рыбы. «Вот какой я рыбак, — подумал он. — Не я ли сам ставил невод? А уже забыл». Втянул невод в лодку: «А ну, вылезай-ка, рыба, из невода! Будет нам уха на ужин».
ЧТО ЗА ЛИСТОК?
, (V—VIII кл.)
На картинке изображены листочки некоторых деревьев и кустарников.
написать названия этих деревьев и кустарников (количество клеток под рисунками листков соответствует количеству букв в слове).
Первый вариант. Перед участниками игры вывешивается плакат с изображением листьев. Каждый получает карандаш и бумагу.
Руководитель объясняет задание, после чего дети приступают к выполнению его.
Выигрывает тот, кто первый даст ответ. Если такого не окажется, то игра прекращается по усмотрению руководителя и выигравшим будет тот, у кого окажется больше правильных ответов.
Второй вариант. Ответы даются в устной форме.
Указывая на первый лист, нарисованный на плакате, руководитель предлагает назвать кустарник или дерево, которому принадлежит этот лист.
Каждый правильно ответивший получает очко.
Руководитель поочерёдно использует все остальные изображения листьев. По окончании игры каждый подсчитывает полученные очки, и получивший их больше выигрывает.
Эту игру можно проводить с предварительной подготовкой.
Ответы.
1) Сирень. 2) Тополь. 3) Дуб. 4) Липа. 5) Акация. 6) Клён. 7) Каштан. 8) Рябина. 9) Шиповник. 10) Вяз.
Далее даны рисунки с изображением цветов, листьев с плодами деревьев, хлебных злаков, ягод, грибов, птиц и рыб.
К каждому рисунку поставлены соответствующие вопросы.
Игры эти проводятся так же, как игра «Что за лист?».
ЦВЕТЫ
(V—VIII кл.).
Как называются эти цветы? ^
(Количество клеток под рисунками цветов соответствует количеству букв в слове.)
62 '
Ответы.
1) Мак. 2) Ландыш. 3) Колокольчик. 4) Львиный зев. 5) Душистый горошек. 6) Гвоздика. 7) Роза.
2) ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ (V—VIII кл.).
3) Какие злаки изображены здесь?
4) Из зёрен каких злаков, приготовляют хлеб белый, чёрный, пшено; крупу перловую, ячневую, манную, толокно?
5)
6) Ответы.
7) 1) Ячмень. 2) Просо. 3) Рожь. 4) Пшеница. 5) Овёс.
8) Пшеница — белый хлеб, манная крупа.
9) Просо — пшено.
10) Рожь — чёрный хлеб.
11) Ячмень — перловая крупа, ячневая крупа.
12) Овёс — толокно.
13) ЯГОДЫ (V—VIII кл.).
14) Какие ягоды изображены на этом рисунке? (См. стр. 66.)
Л
птицы
(VI—VIII кл.)-
Что это за птицы?
Какие из них у нас зимуют, какие улетают н тёплые края
Ответы.
1) Воробей. 2) Сорока. 3) Грач. 4) Скворец. 5) Дятел. ! 6) Ласточка.
Улетают в тёплые края: грач, скворец и ласточка.
РЫБЫ
(VI—VIII кл.).
Здесь изображены рыбы, которые наиболее часто попадаются начинающему рыболову.
Написать названия этих рыб (Количество клеток соответствует количеству букв.)
Можно ли держать всех этих рыб в одном аквариуме?
Нет ли среди них такой, которую держать в аквариуме с остальными рыбами нельзя? Почему?
Ответы.
1) Ерш. 2) Малявка. 3) Щука. 4) Плотва. 5) Карась, и) Налим. 7) Пескарь.
Щуку нельзя держать в аквариуме с остальными рыбами: она — хищник.
ЗАГАДКИ. (Из родной природы.)
1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
(Дерево.)
2. Сапожник — не сапожник, портной — не портной, держит во рту щетинку, а в руках — ножницы.
(Рак.)
3. Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей, крылья есть, а не летает, в холоде не зябнет и жары не боится.
(Рыба.)
4. Не зверь, не птица, а нос, как спица.
(Комар.)
5. Зимой спит, а летом шумит.
(Река.)
6. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
(Река.) ЗАГАДКИ-ШУТКИ.
1. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки.
(Часы, которые стоят.)
2. Что общего у винтовки и дерева?
(Ствол.)
3. С грузом могут идти, а без груза не могут.
(Часы с гирями.)
4. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить в него на ходу нельзя.
Что это такое?
(Самолёт.)
5. Что будет завтра, а было вчера?
(Сегодня.)
6. Лежат три ложки: две грязные, а третья отличается от них четырьмя местоимениями. Какая это ложка?
(Вы-мы-та-я.)
' "7. На каком коне верхом не поедешь?
(На шахматном.)
ЗАДАЧИ-ШУТКИ.
1. Будет ли в этом столетии такой год, который нисколько не изменится, если, записав его цифрами, перевернуть бумажку «вверх ногами»?!
(1961.)
2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?
(100—сто.)
3. Сумма каких чисел не изменяется, если читать их перевёрнутыми?
(69, 619, 88 и др.)
4. Разделить число 12 на две равные части, чтобы одна из них составляла 7. Ответ: Напишите римскую цифру XII и разделите эту цифру пополам горизонтальной линией. Верхняя часть этой цифры изобразит римскую цифру VII.
5. Какие числа при перевёртывании их цифр увеличиваются
в полтора раза?
(66, 666 и др.)
6. Как число 1888 разделить на две части, чтобы в каждой половине получилось по тысяче? (Разделите составляющие его цифры горизонтальной линией, и у вас получится два числа по 1 000.)
7. Как написать число сто четырьмя девятками? \99—=100\
\ у /
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ-ШУТКИ.
1. Какой город летает? (Орёл.)
2. Какой полуостров говорит о своей величине? (Я-мал.)
3. Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)
4. Какой город самый сердитый? (Грозный.)
5. Какую реку можно срезать;ножом? (Прут.)
6. Название какого города состоит из птицы и животного? (Ворон-еж.)
7. Какой уральской рекой играют в шахматы? (Тура.)
8. Какой остров заявляет, что он принадлежность спортсмена? (Я-майка.)
9. Какой город в СССР самый сладкий? (Изюм.)
10. Какая река летает ? (Тетерев.)
1 Т. Найдите на карте Советского Союза три довольно крупные реки, названия которых отличаются одно от другого только первой буквой. (Тура, Сура, Кура.)
12. Какие три моря, кроме Чёрного, носят название цвета? (Белое море, Жёлтое море, Красное море.)
13. Какая река на юге РСФСР носит имя большого лесного животного? (Река Медведица—левый приток Дона.)
14. Нет ни, рук, ни ног, нет и колёс, а идёт. (Земля.)