Тема 1. Историко-культурный процесс в России рубежа XVIII-XIX вв

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА г. ИРКУТСКА»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

ОУД.01. Русский язык и литература. Литература.

2017 г.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык и литература. Литература» с целью систематизации и обобщения полученных знаний, а также самостоятельного изучения тем в дистанционном режиме обучения.

В рабочую тетрадь включены задания по работе с литературоведческими терминами, вопросами, анализ фрагментов произведений, задания исследовательского характера, тесты на проверку знаний художественных произведений и их интерпретацию.

Организация-разработчик: ФГБУ ПОО «Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска»

Разработчик:Подорожкина Ирина Викторовна, преподаватель литературы ФГБУ ПОО «ГУОР г. Иркутска» 1-й категории

Рецензент:Подрезова Наталья Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры новейшей русской литературы ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Раздел I. Русская литература 1-й половины XIX века……………………………..
Раздел II. Литература второй половины XIX века…………………………………
Раздел III. Поэзия второй половины XIX века……………………………………..
Раздел IV. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века………………………………………………………………………  
Раздел V. Особенности развития литературы 1920-х гг………………………….
Раздел VI. Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х гг…………...
Раздел VII. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет……………………………………………
Раздел VIII. Особенности развития литературы 1950-1980-х гг………………….
Раздел IX. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х гг……………………...
Раздел Х. Особенности развития литературы конца 1990-2000-х гг……………..
Литература……………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Человек, живущий в современном мире, вынужден воспринимать и перерабатывать огромный объем информации. Особенно показательна в этом плане такая учебная дисциплина, как «Русский язык и литература. Литература». Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы найти эффективные средства преподавания, способные не только количественно увеличить объем предложенного учебного материала, но и обеспечить его качественное заполнение и усвоение. Именно с этой целью составлена данная рабочая тетрадь.

При составлении пособия был отобран такой материал по всем разделам и темам курса литературы, который может вызвать у студентов познавательный интерес, позволит сформировать у них целостный взгляд на историко-литературный процесс, будет способствовать развитию самостоятельности мышления, поможет расширить, углубить и закрепить знания.

Рабочая тетрадь может быть использована как на учебных занятиях, так и для самостоятельной внеаудиторной работы.

Выполнение заданий в рабочей тетради будет способствовать достижению следующих результатов:

· личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

· метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· предметных:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Раздел I. Русская литература первой половины XIX века

Поэзия А.С. Пушкина

№ 4.С каким периодом жизни из предыдущей таблицы связан каждый из приведенных нижеотрывков из стихотворений А. С. Пушкина?

1) Исполнились мои желанья. Творец,

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец. ____________________________

2) Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И, дремля, едем до ночлега,

А время гонит лошадей. ___________________________________________

3) Друзья, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…_________________________________

4) Сижу за решеткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой.________________________________

№ 5.Соотнесите стрелочками жанры и произведения А. С. Пушкина.

Произведение Жанр
«К Чаадаеву» Эпиграмма
«Вольность» Повесть
«Медный всадник» Трагедия
«На Аракчеева» Роман
«Метель» Ода
«Борис Годунов» Поэма
«Евгений Онегин» Дружеское послание

№ 6.Каким темам посвящены стихи А. Пушкина, строки из которых приведены ниже?

1. «Поэта дом опальный, о Пущин, мой ты посетил…» _____________________

2. «Я вас любил. Любовь еще, быть может…» ____________________________

3. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…» __________________

4. «Нет, весь я не умру…» ___________________________________________

Поэзия М.Ю. Лермонтова

№ 2.Составьте цитатную характеристику поколения 30-х годов XIX века по стихотворениям «Дума», «Бородино», «Как часто пестрою толпою окружен».

№ 3.Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…» является переводом стихотворения поэта Г. Гейне. Раньше это же стихотворение перевел Ф. И. Тютчев.

Ф. И. Тютчев На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет.   Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет одиноко. М. Ю. Лермонтов На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она.   И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.  

- Сравните переводы. Чем лермонтовский вариант отличается от тютчевского, как в нем проявилось мировоззрение Лермонтова?

- Какой вариант Вам понравился больше и почему?

№4 Определите стихотворный размер в приведенных строках:

А) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят. ___________________________________________________________

Б) Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций. ___________________________________________________________

Определите вид рифмовки:

А) Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять;

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. ________________________________________________________

Б) В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»

Фыркает конь и усами прядет,

Брызжет, и плещет, и дале плывет. ________________________________________________________

Петербургские повести»

№ 2. Вопросы и задания по повести «Шинель»:

- Назовите имя, фамилию и отчество главного героя

- Какое выразительное средство продемонстрировано в данном фрагменте из повести «Шинель»: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетала простая муха»?

-Раскройте глубокий гуманистический смысл одного из самых «пронзительных» фрагментов произведения (5-10 предложений): «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я твой брат».

-К какому известному типу литературных героев: «новые люди», «лишний человек», «маленький человек» - можно отнести Акакия Акакиевича Башмачкина?

№ 3.Вопросы и задания по повести «Портрет»:

- объясните смысл названия повести?

- Повесть включает историю трех художников: Чарткова, художника-друга Чарткова и художника Б. – автора портрета ростовщика, - кратко расскажите о каждом из них.

- Как Вы понимаете слова Н. Гоголя «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»? Отражает ли данное высказывание основную идею повести «Портрет»? Почему?

Раздел II. Литература второй половины XIX века

Синквейн«А. Н. Островский»

Кто? ___________________________________

Какой? ______________________________________________________________

Что делал? ___________________________________________________________

Ключевая фраза______________________________________________________

Ключевое слово______________________________________________________

Кулигин

- Что сударь? Гулять изволите?

Борис

- Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.

Кулигин

- Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездна – дна.

Пойдем, сударь, на бульвар, ни души там нет.

Борис

- Пойдем!

Кулигин

- Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь? И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет: на это, говорит, у меня есть замки, запоры да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там говорит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик-другой, ну и гуляют парочками. Да вот пара! (показываются Кудряш и Варвара. Целуются)

- определите жанр произведения

- какой город является местом действия пьесы?

- как называются обладающие яркой экспрессивностью и эмоциональностью устойчивые словосочетания, которые не создаются, а воспроизводятся в речи( «едят поедом», «пискнуть не смели», «волком воют»)

- назовите троп, использованный в данном предложении:«Так эти у сна воруют часик-другой….»)

- что такое «Домострой»? На чем основаны «домостроевские» отношения? Как они показаны в пьесе? (5-7 предложений)

Роман «Обломов»

№ 3.Вспомните образы «лишних людей» в русской литературе. Правомерно ли назвать Обломова «лишним человеком»? Чем он отличается от героев этого типа?

№ 4.Заполните сравнительную таблицу «И. Обломов и А. Штольц»:

Критерии сравнения И.И. Обломов А. Штольц
Портрет      
Черты характера      
Образ жизни      
Условия формирования характера (семья)      
Взаимоотношения с О. Ильинской    
Итог жизни героя    

№ 5.Критик А.А. Григорьев считал, что сердце автора «лежит гораздо больше к Обломову и к Агафье Матвеевне, чем к Штольцу и Ольге». Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данное суждение, используя текст романа, а также факты биографии И.А. Гончарова.

Аллегория -

Ирония -

Подтекст –

Сарказм –

Эзопов язык –

№ 2.Выстроите данные понятия по мере увеличения силы воздействия (от наименьшего):

1) Сатира

2) Гротеск

3) Сарказм

4) Ирония

Роман «Война и мир»

№ 2. Ответы на вопросы:

1. Почему роман начинается с описания в салоне А. П. Шерер? (т.1, ч. 1, гл. 1-4)

2.Каковы темы разговоров в салоне? С чем сравнивает Л. Толстой салон и его хозяйку? Как хозяйка относится к своим гостям: они для нее все разные или одинаковые?Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. При помощи каких художественных средств он его изображает? (т., ч. 1, гл. 1-4)

3.Чем среди всех гостей А. П. Шерер выделяются Пьер Безухов и Андрей Болконский? (т.1, ч. 1. Гл.1-6)

№ 3. 1) Сравните три семьи, показанные в романе:

Критерии Ростовы Болконские Курагины
Состав семьи        
Отношение родителей к детям        
Атмосфера в доме        
Главные ценности        
Отношение автора          

Рассказ

Экспозиция

Подтекст

Деталь художественная

Комическое

Задание исследовательского характера

В литературоведении бытует понятие «бунинские женщины», предполагающее наличие угероинь И. А. Бунина определенных типовых черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность). Можно ли отнести к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник»?» (5-10 предложений).

Символизм

Акмеизм

№ 1. Проанализируйте стихотворение О. Мандельштама, ответив на вопросы:

***

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то понялись.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1. Какое произведение Гомера читает лирический герой О. Мандельштама?

2. Для создания высокого пафоса автор использует слова «мужи», «сей», «царей», «витийствуя».Как называются эти слова?

3. Каким размером написано стихотворение?

4. Какая рифмовка использована в стихотворении?

5. В чем, по вашему мнению, смысл тройного сравнения кораблей с журавлиным выводком, клином, поездом?

Футуризм

1. Прочитайте приведенные стихотворения и определите основные стилевые черты футуризма.

Д. Бурлюк Каждый молод, молод, молод, В животе чертовский голод, Так идите же за мной… За моей спиной. Я бросаю гордый клич, Этот краткий спич! Будем кушать камни, травы Сладость, горечь и отравы. Будем лопать пустоты, Глубины и высоты. Птиц, зверей, чудовищ, рыб. Ветер, глины, соль и зыбь! Каждый молод,молод, молод, молод, В животе чертовский голод, Все, что встретите на пути, Может в пищу нам пойти. В. Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!  

Стилевые черты футуризма: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соотнесите направления с их характерными принципами:

Направления Характерные для каждого направления принципы
А. Символизм 1)Неприятие реальности, уход в инореальность
2)Поэт-бунтарь, революционер, творец новой реальности
3)интерес к экзотике, средневековью в основном
4) Порочный, замкнутый круг
5) Связь с архитектурой
Б. Акмеизм 6)Безусловное принятие реальности
7) Поэт-маг, шаман, мистик, заклинатель
8)Разрыв с классикой, революционное новаторство в форме поэзии
9)Вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего
10) Связь с живописью
В. Футуризм 11)Революционное преображение реальности
12) Поэт-ремесленник, мастер
13) Возвращение к классическим традициям
14) Популярна идея золотого века
15) Связь с музыкой

3. Определите средства художественной выразительности:

1. «Беспокойные цветы»_______________________________________________

2. Если ночи тюремны и глухи \\ Если сны паутинны и тонки_________________

3. «Мечта о подвигах – как детская забава»________________________________

4. «Я все мечты люблю, мне дороги все встречи»___________________________

5. «Царство белого снега»______________________________________________

6. Здравствуй, жизни повседневной \\ Грубо кованная речь!_________________

7. «Невольники воли»_________________________________________________

8. «О! Русь моя! Жена моя!»___________________________________________

9. «Там припомнят кремлевского горца»_________________________________

Пьеса М. Горького «На дне»

1. В режиссерском экземпляре пьесы «На дне» К. С. Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывает», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «проскользнул», «сентиментально-трогательно врет». Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли Вы с трактовкой этого образа К. С. Станиславским?

2. Каким персонажам пьесы «На дне» принадлежат слова:

1. «Шум – смерти не помеха»__________________________________________

2. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство»___________________________

3. «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»__________________

4. «Не любо – не слушай, а врать не мешай»______________________________

5. «Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…Без имени нет человека»_______________________________________

6. «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека»______

7. «И зачем разнимают людей, когда они дерутся?..давать бы им бить друг друга свободно…стали бы меньше драться, потому побои-то помнили дольше…»____

8. «А куда она – честь, совесть? На ноги вместо сапогов не наденешь ни чести, ни совести»__________________________________________________________

9. «Все хотят порядка, да разума нехватка»_______________________________

3. Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания.

Настя. Волки! Чтоб вам издохнуть!

Актер(мрачно). Аминь!

Татарин.У-у Злой баба, русский баба! Дерзкий…вольная! Татарка – нет! Татарка – закон знает!

Клещ. Трепку ей надо дать…

Барон. М-мерзавка!

Клещ. (пробуя гармонию). Готова! А хозяина ее – все нет…Горит парнишка…

Сатин. Теперь – выпей!

Клещ. Спасибо! Да и на боковую пора…

Сатин. Привыкаешь к нам?

Клещ.(выпив, отходит в угол к нарам). Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!

(Татарин расстилает что-то на нарах, становиться на колени и молится)

Барон. (указывает Сатину на Татарина). Гляди!

Сатин.Оставь! Он – хороший парень… не мешай! (Хохочет.) Я сегодня – добрый… черт знает почему!..

Барон. Ты всегда добрый, когда выпьешь… И умный…

Сатин. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он – молиться? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому – он свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… В одном (очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека). Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью, уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (встает) Хорошо это… чувствовать себя человеком! Я арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются, и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым! (Хохочет). Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытым… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!...

В реплике Насти: «Волки! Чтобы вам издохнуть! Волки!» - использован особый вид образности, основой которого является иносказание.Как называется троп, в котором абстрактная мысль выражается в предметном образе?

Лирика А.А. Блока

Поэма «Двенадцать»

Чем, по Вашему, является поэма «Двенадцать»: предупреждением хаоса, тьмы, безверия, слепоты или пророчеством гармонии, света, доброты, истины, красоты? Услышала ли предупреждение Россия? Сбылось ли пророчество?

Работа с терминами

№1. Дайте определение терминам:

Авангардизм -

Белый стих -

Футуризм-

Творчество В.В. Маяковского

№3. Ответьте на вопросы:

1. В рамках какого литературного направления творил Маяковский?

2. Что такое поэтика эпатажа? Приведите пример из творчества Маяковского.

3. Можно ли считать В. Маяковского певцом революции? Почему?

4. Какой деятельностью, помимо поэзии, занимался В. Маяковский?

5. В каком произведении В. Маяковского появились «половины людей»?

6. В. Маяковского называют «королем метафор». Приведите примеры из стихотворений.

№4. Определите средства художественной выразительности.

1. А вечер кричит,

Безногий,

Безрукий. _______________________________________________________

2. По черным улицам белые матери. _________________________________

3. Все равно

Любовь моя –

Тяжкая гиря ведь. ________________________________________________

4. И в пролет не брошусь,

И не выпью яда,

И курок не смогу над виском нажать. _______________________________

5. «В сто сорок солнц закат пылал». _____________________________________

6. «Молоткастый, серпастый советский паспорт». __________________________

7. «Темно-свинцовоночие». ____________________________________________

8. «Мама! Ваш сын прекрасно болен». __________________________________

Роман «Разгром»

№1.Прочитайте высказывание А.А. Фадеева о своем романе и определите, в чем сам автор видит идею романа «Разгром»: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе».

№2. Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. В чем особенность этого противопоставления в данном произведении?

№3. Как через образы Морозки и Мечика автор решает проблему интеллигенции в революции?

Роман «Мастер и Маргарита»

№2. Ответьте на вопросы по содержанию романа:

1. Какими языками владел Иешуа Га Ноцри?

2. Имя и отчество поэта Бездомного

3. Сколько членов насчитывала Московская организация Массолит?

4. Как изменилась жизнь Мастера после выигрыша?

5. Каким образом Коровьев исполнил пожелание Мессира более никогда не видеть Никонора Ивановича Босого?

6. Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза?

7. По какому адресу был прописан Степа Лиходеев?

8. Сколько языков, кроме родного, знал Мастер?

9. Кто мог стать хозяйкой на балу у Сатаны?

№3. Проанализируйте вторую главу романа «Мастер и Маргарита» («Допрос во дворце Ирода Великого»):

Кто рассказывает историю Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри?

Какими словами вводится эта история в повествование?

Почему и «доказательств никаких не требуется»?

Какова экспозиция эпизода (место, время действия, герои) и как она готовит к восприятию его основного содержания?

В ходе анализа эпизода рассмотрите сходство и отличие библейского Иисуса и булгаковского Иешуа?

Дайте определение терминам

Импрессионизм -

Метафора -

Лирика Б. Л. Пастернака

№1. Проанализируйте стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать», ответив на вопросы:

*** Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.   Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.   Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и осушат Сухую грусть на дно очей.   Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее, Слагаются стихи навзрыд. Вопросы для анализа
Тема стихотворения: Идея: В чем необычность синтаксиса и интонации в стихотворении. Что достигается благодаря этому? Обратите внимание на форму глаголов, объясните их роль Приведите примеры неожиданных эпитетов в стихотворении. Приведите примеры лексических повторов. Каково их значение? В чем особенность цветописи и звукописи в стихотворении? Прокомментируйте концовку стихотворения  

№2. Определите средства языковой выразительности:

1. «Грохочущая слякоть». ___________________________________________________________________

2. Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей. ___________________________________________________________________

3. Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой. _______________________________________________________________

4. «Но время шло, и старилось, и глохло». _____________________________________________________

5. Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин. ______________________________________________________________

6. «Рыдающей строфы сырую горечь пью». ____________________________________________________

7. Булки фонарей и пышки крыш. ____________________________________________________________

8. Мело, мело по всей земле

Во все пределы. _____________________________________________________________________

9. Метель чертила на стекле

Кружки и стрелы. _____________________________________________________________________

10. На трубе, как филин, нелюдимый дым. ____________________________________________________

Х годов

Дайте определение терминам

Период «оттепели» -

«Эстрадная» поэзия -

Авторская песня -

«Тихая» лирика -

Эстрадная» поэзия

1. Поэт Н.Асеев считал, что творчество А. Вознесенского «больше всего напоминает стилистическую манеру В. Маяковского: тот же неуспокоенный, нетрадиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии». Согласны ли с мнением Н.Асеева? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие это суждение.

2.Критик Е.Сидоров писал: «Стихотворения Е.Евтушенко о военном детстве трогают сердце подлинностью переживаний, правдивыми приметами времени, причастностью героя к общему, всенародному чувству и напряжению». Приведите примеры таких стихотворений, проиллюстрируйте высказывание критика.

Авторская песня

Классик бардовской песни Михаил Анчаров образно высказал следующую мысль: «Бардовская песня продукт витаминный, но чтобы он принес пользу, его нужно пережевывать и переваривать. Это не супчик там какой-то протертый, который проглотил и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от этого ощутимая». Раскройте содержание данного высказывания, опираясь на текст песни В. Высоцкого «Пеня о друге».

Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, -   Парня в горы тяни – рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой, Там поймешь, кто такой. Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, Значит рядом с тобой чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют.   Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал, Если шел за тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит как на себя самого, Положись на него.  

33.6 «Тихая лирика». Творчество Николая Михайловича Рубцова.

1. Литературовед В. Кожинов пишет в своей статье:«Н. Рубцов важным качеством поэта считал четкость общественной позиции. Эту «позицию» лично ему помогло обрести «возвращение» (разумеется, не просто «приезд», а то «возвращение памяти», о котором он сказал в стихах) к деревне, где «виднее истинная сущность человека как частицы народа… Николай Рубцов выстрадал свое право ввести в стихи голос народа, и стихи обрели таким образом то, что поэт назвал «общественной позицией».

Дайте определение терминам

Трагикомедия -

Интеллигентность -

Дайте определение терминам

Просветительство –

Классический стиль -

Народность литературы –

Лирика А.Т. Твардовского

№2. Определите средства языковой выразительности.

1) «Июль – макушка леса». _______________________________________________________________

2) «Лед за полу придержал». _______________________________________________________________

3) Пни, стволы торчат в окружку,

Как неровная стерня. _______________________________________________________________

4) «С тех печальных полей». _______________________________________________________________

5) Звон из кузницы несется,

Звон по улице идет. _______________________________________________________________

6) На дне моей жизни. ______________________________________________________________

7) «Дни – подарки». _______________________________________________________________

№3. Выберите любое из приведенных стихотворений и проанализируйте его по плану.

«Рассказ танкиста», «Минское шоссе», «Я убит под Ржевом», «Спичка», «Две строчки», «Я знаю, никакой моей вины…»

План анализа:

-история создания;

-жанр: публицистический призыв, стихотворение-новелла, картина солдатского быта, стихотворение раздумье;

-композиция: линейная, кольцевая, зеркальная;

-тема;

-главная идея;

-каков лирический герой, его чувства;

-выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры, лексика, синтаксис, звукопись (аллитерация, ассонанс);

-стихотворный размер;

-рифмовка.

Дайте определение терминам

«Лагерная» проза -

НКВД -

ГУЛАГ -

Тоталитаризм -

Конца 1990- начала 2000-х гг.

Ответьте на вопросы:

1. Какие существенные изменения произошли в обществе и литературе, начиная с 1987 года?

2. Что включает в себя феномен «возвращающейся литературы»?

3. Определите понятия:

- новая литература -

- самиздат -

- тамиздат -

- постмодернизм –

- андеграунд-

4. За что и как присуждается Букеровская премия? Кто из русских писателей стал лареатом Букера?

Наши рекомендации