Тема 1. Имидж как историко-культурный феномен

Владивосток

Министерство образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ

Учебная программа курса

по специальности

020200 Политология

Владивосток

Издательство ВГУЭС

ББК 66.0

Учебная программа по дисциплине «Политическая имиджелогия» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 020200 «Политология». – Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2005. – 14 с.

Составитель: Бурлаков В.А., к.полит.н., доцент кафедры Политологии и связей с общественностью

Утверждена на заседании кафедры Политологии и связей с общественностью

Рекомендована к изданию методическим советом Института международных отношений ВГУЭС

Издательство Владивостокского

Государственного университета

экономики и сервиса, 2005

Введение

Актуальность. Венгерское правительство выделило около 660 тыс. дол. На кампанию по созданию позитивного общественного мнения по поводу вступления в НАТО. Это один из примеров, который показывает значение положительного образа в политической жизни.

Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за нехватки времени, человек заменяет процесс построения сложного и углубленного портрета человека созданием его имиджа – знакового заменителя, отражающего, проецирующего его основные черты. В зависимости от конкретной цели проецироваться могут разные черты. Эстрадный артист говорит о своей сексуальности, красоте или экстравагантности. Президент страны проецирует иной имидж – компетентного лица, способного принимать сложные решения даже в самых трудных условиях.

В тоже время каждый из нас стремится показать себя с лучшей стороны, акцентируя те или иные свои характеристики. Мы интуитивно так поступаем, что особенно проявляется в ситуации, к примеру, первого знакомства с человеком, которому мы хотим понравиться.

Опора на имидж нужна сегодня, пожалуй, в любой профессии. Но особое значение имидж имеет, конечно, в политической сфере, где от того, кого мы выберем в качестве лидера, зависит будущее города, региона, государства.

Следует, однако, подчеркнуть, что имиджелогия не переходит в разряд наук, а остается по-прежнему на стыке науки и искусства. Опора на уже проделанный другими опыт состоит в том, его следует рассматривать как определенный банк данных, из которого можно черпать тот или иной набор приемов. Научно обоснованные приемы, применяемые в конкретных условиях, позволяют создать особую комбинацию, при которой воздействие наиболее эффективно. Здесь особенно важна роль политолога-имиджмейкера, каждый раз создающего новое неповторимое произведение искусства воздействия на аудиторию.

Знание основ политической имиджелогии является важной составной частью подготовки специалиста-политолога.

Междисциплинарные связи. Курс «Политическая имиджелогия» выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов. Место данного курса в профессиональной подготовке студентов специальности «Политология» обусловлено необходимостью изучения основных подходов к пониманию сути политического имиджа и его значения в политическом процессе. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Социология массовых коммуникаций», «Политическая психология», «Теория политики» и опирается на их содержание.

Программа курса «Политическая имиджелогия» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основе учебного плана специальности 020200 «Политология».

1. Организационно-методические указания

1.1. Цели и задачи курса

Цель курса – ориентация студентов в сущности политической имиджелогии, законах имиджмейкерской работы, формах и методах построения имиджа политического лидера; формирование навыков эффективного использования технологий и методов имиджмейкерства.

Задачи курса. Задачами курса «Политическая имиджелогия» является научить студентов:

· на практике применять технологии и методы имиджемейкерской работы;

· понимать место и значение политической имиджелогии в системе политических наук и науки связей с общественностью;

· понимать взаимосвязь политической имиджелогии с другими политологическими дисциплинами при анализе политических отношений;

· понимать основные современные точки зрения на предмет политической имиджелогии;

· уметь правильно использовать категориальный аппарат политической имиджелогии;

· использовать закономерности построения политического имиджа в практической деятельности;

· анализировать составляющие политического имиджа и особенности его восприятия.

1.2. Знания, умения и навыки, которые должны приобрести студенты в результате изучения дисциплины

В результате освоения курса «Политическая имиджелогия» студенты должны знать:

- особенности содержания основных категорий политической имиджелогии;

- особенности основных подходов к определению и анализу имиджа политического лидера;

- современные направления политической имиджелогии;

- основные научные и практические проблемы политической имиджелогии.

По итогам изучения курса студенты должны уметь:

- пользоваться приемами, методами и технологиями имиджмейкерства;

- распознавать и творчески использовать концепции анализа политического имиджа;

- определять специфику восприятия политического имиджа и особенности деятельности субъектов политики;

- знать понятийно – категориальный аппарат и методологию политической имиджелогии;

- владеть инструментами анализа имиджа политического лидера;

- иметь представление об основных теоретических концепциях построения политического имиджа.

1.3. Объем и сроки изучения курса

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебных планов специальностей 020200 «Политология» объем часов, отводимых на изучение курса «Политическая имиджелогия», составляет в общей сложности 68 часов, из них аудиторной нагрузки – 34 часа и 34 часа – самостоятельной работы.

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения

Структура дисциплины «Политическая имиджелогия» предусматривает следующие виды организации учебного процесса:

· лекционные занятия как основная форма занятий;

· практические занятия;

· консультация;

· самостоятельная работа студентов.

В ходе изучения дисциплины «Политическая имиджелогия» студент обязан прослушать курс лекций, посещать практические занятия, заниматься индивидуально. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.

1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

Курс завершается зачетом. В качестве промежуточной проверки знаний предполагаются аттестации. Обязательным условием получение студеном зачета является успешная сдача промежуточных аттестаций и активная работа на лекционных занятиях. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Имидж как историко-культурный феномен

Имидж: рождение понятия. Взаимосвязь имиджа и художественного образа. Имидж в истории. Имидж в структуре коммуникативного пространства. Современные коммуникационные технологии, используемые в создании имиджа. Типы имиджей. Имидж в рекламе, политике, бизнесе, искусстве и других областях человеческой деятельности.

Наши рекомендации