Творческая биография М.Ю. Лермонтова

№ 1.Прочитайте высказывания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова и заполните синквейн «Михаил Юрьевич Лермонтов».

А) «Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков… и понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» (Н. А. Добролюбов).

Б) «Никто еще не писал у нас такою правильною, благоуханною прозою» (Н. В. Гоголь).

В) «Лермонтов проникнут духом отрицания, его пафос – «с небом гордая вражда» (В. Г. Белинский).

Г) «Лермонтов отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады, это и вызвало ненависть к нему великосветского общества» (А. И. Герцен).

Д) «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого» (И. Андронников).

Синквейн«Михаил Юрьевич Лермонтов»

Кто?____________________________________

Какой?_____________________________________

Что делал?____________________________________

Ключевая фраза____________________________________

Ключевое слово_____________________________________

Поэзия М.Ю. Лермонтова

№ 2.Составьте цитатную характеристику поколения 30-х годов XIX века по стихотворениям «Дума», «Бородино», «Как часто пестрою толпою окружен».

№ 3.Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…» является переводом стихотворения поэта Г. Гейне. Раньше это же стихотворение перевел Ф. И. Тютчев.

Ф. И. Тютчев На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет.   Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет одиноко. М. Ю. Лермонтов На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она.   И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.  

- Сравните переводы. Чем лермонтовский вариант отличается от тютчевского, как в нем проявилось мировоззрение Лермонтова?

- Какой вариант Вам понравился больше и почему?

№4 Определите стихотворный размер в приведенных строках:

А) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят. ___________________________________________________________

Б) Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций. ___________________________________________________________

Определите вид рифмовки:

А) Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять;

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. ________________________________________________________

Б) В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»

Фыркает конь и усами прядет,

Брызжет, и плещет, и дале плывет. ________________________________________________________

Тема 4. Творчество Николая Васильевича Гоголя

Работа с литературоведческими терминами

№1.Дайте определения следующим терминам:

Сатира –

Гротеск –

Гипербола –

Типизация –

Петербургские повести»

№ 2. Вопросы и задания по повести «Шинель»:

- Назовите имя, фамилию и отчество главного героя

- Какое выразительное средство продемонстрировано в данном фрагменте из повести «Шинель»: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетала простая муха»?

-Раскройте глубокий гуманистический смысл одного из самых «пронзительных» фрагментов произведения (5-10 предложений): «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я твой брат».

-К какому известному типу литературных героев: «новые люди», «лишний человек», «маленький человек» - можно отнести Акакия Акакиевича Башмачкина?

№ 3.Вопросы и задания по повести «Портрет»:

- объясните смысл названия повести?

- Повесть включает историю трех художников: Чарткова, художника-друга Чарткова и художника Б. – автора портрета ростовщика, - кратко расскажите о каждом из них.

- Как Вы понимаете слова Н. Гоголя «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»? Отражает ли данное высказывание основную идею повести «Портрет»? Почему?

Раздел II. Литература второй половины XIX века

Тема 5. Творчество Александра Николаевича Островского

Наши рекомендации