Тема 4.1. Тенденции развития детской литературы во второй половине XIX века
Новые требования к детской литературе, выдвинутые временем:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.2. Произведения поэтов второй половины XIX века в круге детского чтения
Закончите предложения, используя материалы набора.
1. _______________- основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего – нибудь;
2. _______________- предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества;
3. _______________- сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования;
4. _______________- проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения;
5. _______________ - душевное переживание, чувство.
Набор: а) проблема; б) эмоция; в) тема; г) мотив; д) идея.
Совместите фамилии авторов и названия стихотворений
1. А.А.Фет (1820-1892) | А. «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Летний вечер» | |
2.А.Н.Майков (1821-1897) | Б. «Колокольчики мои, цветики степные», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» | |
3.И.С.Никитин (1824-1861) | В.«Мама, глянь-ка…», «кот поет…» | |
4. А.К.Толстой (1817-1875) | Г.«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Спи, дитя мое, усни!» | |
5. Ф.И.Тютчев (1803-1873) | Д.«Встреча зимы»,«Полюбуйся, весна наступает…» | |
6.А.Н.Плещеев (1825-1893) | Е.«Зима», «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…») | |
7. И.З.Суриков (1841-1880) | Ж.«Травка зеленеет»,«Старик» («У лесной опушки домик небольшой…») |
Сделайте литературный анализ одного понравившегося стихотворения и выучите его наизусть______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.3. Малые повествовательные формы в творчестве писателей – педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого
Дайте определения понятий:
Зообеллетристика________________________________________________ ________________________________________________________________
Рассказ – быль ___________________________________________________
________________________________________________________________
Рассказ – миниатюра _____________________________________________
________________________________________________________________
Пословичный рассказ____________________________________________ ________________________________________________________________ Признаки жанра пословичного рассказа: _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте пословицы и напишите пословичный рассказ на тему одной из них (по выбору)
1. Без дела жить – только небо коптить.
2.Была бы твердая воля – и гора превратится в поле.
3. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
4. Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь.
5. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Составьте план рассказа и приготовьте пересказ по плану.
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________5._______________________________________________________________
Психологический образ животных в рассказах Л.Н.Толстого_____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.4. Английская литература бессмыслицы и парадокса
Прочитайте лимерики Э. Лира. Рассмотрите строение лимериков (количество строк в каждом стихотворении, какие строки рифмуются)
Прекрасная леди, чей нос
До носков ее туфель дорос,
Уходя на пирушку,
Нанимала старушку,
Чтоб носить этот царственный
нос.
Жила – была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»
Дайте определение:
Лимерики ______________________________________________________
_______________________________________________________________
Раздел 5. Детская литература конца XIX – начала XX века
Тема 5.1. Детская литература конца XIX – начала XX века
Дайте определения понятий:
Серебряный век__________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные тенденции развития поэзии для детей конца XIX – начала XX века:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стихи А.Блока, доступные детям дошкольного возраста:________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стиха С.Есенина, вошедшие в круг детского чтения:___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте литературный анализ одного понравившегося стихотворения и выучите его наизусть______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5.2. Проза для детей конца XIX – начала XX века
Основные тенденции развития прозы для детей конца XIX – начала XX века:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравнительный анализ рассказов о животных А.П.Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Барбос и Жулька» ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – 2 – е изд., стереотип. – М.,2005.
2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр « Академия», 2004.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. Книга для воспитателя детского сада./ Под ред. В.И.Логиновой. -М., 1992.
4. Детская литература / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – 3 – е изд., дораб. – М.,1999.
5. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.,1998.
6. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений / Т.Д.Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А.Полозова, М.П. Бархота; Под ред. Т.Д.Полозовой.- М.: Издательский центр «Академия»,1997.
7. Капица Ф.С. , Колядич Т.М. Русский детский фольклор. - М., 2002.
8. Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты.- Петрозаводск, 2001.
9. Мельников Л.М. Русский детский фольклор. – М., 1987.
10. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М., 1989.
11. Серов С.Я. Русская литературная сказка // Городок в табакерке: Сказки русских писателей. – М.: Правда, 1989. – С.3-16.
12. Шаров А. Волшебники приходят к людям (Главы «Антоний Погорельский», «Владимир Ф. Одоевский»). – М.: Дет.лит, 1979. – С.73-100, 211-244.
13. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1989.
14. Бессараб М. Жуковский. – М.: Современник, 1983.
15. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
16. Маршак С. О сказках Пушкина // Соч.: В 4 т. – Т. 4. – М. , 1960.
17. Сапожков С.В. Сказки Пушкина как поэтический цикл // Детская литература. – 1991. - № 3. – С. 23-27.
18. Русская поэзия детям / Вступ. статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Путиловой. – Л.: Сов. писатель, 1989. ( Библиотека поэта. Большая сер.)
19. Бегак Б. Литературный подвиг педагога // Классики в стране детства. – М.: Дет. лит., 1994. – С. 20-34.
20. Бегак Б. Доброе слово для всей земли // Классики в стране детства. – М.: Дет. лит., 1994. – С. 3-19.