Блок первый. основные тенденции мирового развития во второй половине хх века.

ТАБЛИЦА № 154. Неолиберальная политика Западных стран второй половины ХХ века.

Концепция Её основы Их содержание
«Общество всеобщего благоденствия» Идея атлантической солидарности Все страны по обе стороны Атлантики связаны общностью происхождения, культуры и демократических ценностей, а потому должны сообща решать все проблемы при лидерстве самой могучей державы Западного мира – США.  
  Социально-ориентированная экономика Основной её чертой являлось сочетание высокоразвитой экономики с высоким потреблением и совершенной системой социального обеспечения граждан. Иными словами, предпринимателей призывали направить значительную часть своих прибылей на поддержку своих менее обеспеченных граждан.
  Осмысленная социальная политика. Социальная политика в европейских государствах осуществлялась за счёт привлечённых из бизнеса средств и проводилась по трём направлениям: а) по линии государства и его фондов; б) по линии разного рода благотворительных организаций и частных фондов; в) по линии большого бизнеса и его фондов
  Демократические политические ценности Система демократических ценностей, обеспечивающая правовую защиту всем слоям общества и социальную гарантии беднейшей части населения.  
Проводилась В Западной Германии, в США, в Англии при Л. Эрхарде при демократах при лейбористах

ТАБЛИЦА № 155. Итоги и уроки неолиберальной политики правительств Западных стран.

ИТОГИ Западный мир противопоставил «коммунистической угрозе» облагороженный фасад «общества всеобщего благоденствия, доказав, тем самым, что создание высоких социальных стандартов жизни для подавляющей части населения вполне достижимая задача без социальных битв и пролетарских революций.  
ПОСЛЕДСТВИЯ Постепенное снижение заинтересованности предпринимателей в развитии производства
  Рост социального иждивенчества
УРОКИ Усиление роли и ответственности частного бизнеса за место государства в системе международной интеграции и специализации

ТАБЛИЦА № 156. Неоконсервативная революция в Западном мире на рубеже 80-х – 90-х голов ХХ века.

Основные направления Итоги
Отказ от идей неолиберализма и призыв заниматься не перераспределением производимого продукта, а обеспечением его постоянного роста. Налоговые льготы для производителей способствовали внедрению новых технологий, привлекли в страну иностранные капиталы, создали новые рабочие места и повысили деловую активность
Сокращение вмешательства государства в экономику Свободное перемещение капиталов, товаров и рабочей силы в рамках ЕЭС ускорили интеграционные процессы и позволили использовать преимущества международного разделения труда
Частичная приватизация нерентабельных предприятий, децентрализация управления экономикой, сокращение части социальных программ Произошёл отход от крайностей государственного регулирования экономикой при отказе от крайностей «свободной» конкуренции
Реформирование социальной системы: переадресовать её с прямой помощи малоимущим на выдачу кредитов для развития малого бизнеса Повысились реальные доходы населения, причём, не за счёт социальных выплат, а за счёт своей квалификации или деловой активности
Удовлетворение не только материальных, но и иных потребностей людей (нравственных, эстетических, религиозных, национальных и других) На передний план вышли уже не материальные, а другие запросы граждан – экологические, нравственные, культурные, что вызвало новый интерес к идеям «неолиберализма»


ВЫВОД: Получается, что Западный мир нашёл оптимальную модель саморазвития, своеобразные «качели», спасающие его от социальных катаклизмов. Если в обществе растёт социальная напряжённость и расширяется пропасть между богатыми и бедными, то в ход идёт неолиберальная политика, когда за счёт усиления государственного контроля над экономикой, уменьшения аппетитов «большого бизнеса» и перераспределения произведенного продукта в интересах всего общества, удаётся сгладить противоречия между обществом и бизнесом. Когда же в обществе падает интерес к производительному труду, капиталы утекают за границу и растут настроения социального иждивенчества, тогда в действие вступает неоконсервативная политика, направленная на поддержку свободного предпринимательства и ограничение разорительных для государственного бюджета социальных программ.




ТАБЛИЦА № 157. Страны социалистической ориентации. Вторая половина ХХ века.

Причины социалистического выбора Препятствия на пути социалистического строительства
Пример ускоренного социально-экономического развития СССР и других социалистических стран Ограниченные размеры помощи со стороны СССР и социалистического лагеря
Военно-техническая, экономическая и иные виды помощи со стороны Советского Союза и других социалистических стран Неприменимость советского опыта в условиях ряда афро-азиатских и латиноамериканских стран
Идея сильной власти при помощи авангардной партии Сопротивление местного населения попыткам разрушить традиционный уклад жизни
Попытка быстрыми темпами выйти в число развитых стран Опасение ряда стран, что они могут стать ареной противоборства великих держав и противостоящих военных блоков

ТАБЛИЦА № 158. Причины отказа ряда стран «Третьего мира» от выбора социалистического пути развития в конце ХХ века.

Причины отказа от социалистического выбора Пути отхода от социалистического пути развития
Идея социалистической ориентации родилась в период заката «реального социализма», что со временем вызвало скептицизм в отношении социалистического выбора В одном случае социалистический путь развития пресекала обогатившаяся военная и гражданская бюрократия, чтобы вложить средства в прибыльные отрасли и получить доступ к европейским товарам (Египет)
Социалистическая модель оказалась несостоятельной в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки В другом случае социалистический эксперимент порождал междоусобные и гражданские войны, вмешательство иностранных держав, оборачивался восстановлением традиционных структур (Афганистан)  
Резервов и возможностей СССР и стран социалистического содружества оказалось недостаточно для поддержки своего влияния в странах «Третьего мира» Были случаи, когда отказ от социалистического выбора происходил в результате демократических выборов, что вело к изменению политического вектора развития страны (Никарагуа)
Авангардные партии, избравшие социалистический выбор, быстро утрачивали нацеленность на крупные социальные преобразования и становились инструментом для выражения клановых и бюрократических интересов Опыт стран «Третьего мира» показал, что нельзя быстро прейти на более высокий этап развития. Афганистан, Ангола, Бирма, Гана, Индонезия, Камбоджа, Мозамбик, Никарагуа, Танзания и Эфиопия, после недолгого «социалистического эксперимена» вернулись к привычным условиям своего существования

МОДУЛЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. Попытка перестройки советского общества во второй половине 80-х годов ХХ века.

ТАБЛИЦА № 159. Судьба социализма в СССР.

Марксистское учение Ленинская концепция Сталинская модель Развитой социализм
1.Безденежный, бестоварный механизм хозяйствования 1.Государственное производство и распределение при временном сохранении товарно-денежных отношений 1.Командно- административная экономика 1.Сочетание жёсткого планирования с ведомственным хозрасчётом
2.Народное самоуправление и общественная собственность 2.Диктатура одной партии и единая государственная собственность 2.Режим личной власти и господство государственной и колхозно-кооперативной (номинально) форм собственности 2.Всевластие партноменклатуры и переплетение государственной системы и «теневой» экономики
3.Социальная однородность общества как гарантия всестороннего развития личности 3.Устранение всех классов и социальных групп, не вписывающихся в социализм 3.Иерархическое разделение общества на управленцев и управляемых 3.Усиление социальной градации не только по степени приближенности к власти, но и по уровню материальных благ
4.Новый коммунистический тип культуры и морали 4.Пролетарская культура и коммунистическая мораль 4.Идеология культа личности, принцип «социалистического реализма» в искусстве и проповедь аскетизма в быту 4.Партийный диктат в идеологии и культуре вместе с «двойной моралью» и ростом потребительских настроений в обществе
5.Партия коммунистов средство коммунистического переустройства мира 5.Партия - организатор и руководитель строительства социализма 5.Партия как орудия утверждения режима личной власти 5.Партия руководящая и направляющая сила советского общества при всевластии партийной бюрократии

БЛОК ПЕРВЫЙ. Причины, ход и последствия советской перестройки.

ТАБЛИЦА № 160. Попытки перестройки Советского общества.

Меры В годы НЭПа В ходе хозяйственных реформ в 50-е – 60-е годы В годы перестройки
В экономике Ослабление государственного контроля в экономике, допущение в ограниченных пределах частного предпринимательства Предоставление большей самостоятельности в работе промышленных предприятий и колхозов при сохранении государственного контроля в экономике Допущение частной инициативы в торговле и производстве при господствующем положении государственного сектора в экономике
В политике Практически без изменений, создание тоталитарного общества Ослабление репрессий и снижение роли карательных органов при усилении власти партаппарата Разделение властных полномочий между партийными и советскими органами, проведение альтернативных выборов
В идеологии Жёсткая политическая цензура и некоторое ослабление контроля в духовной сфере Абсолютный идеологический контроль над пробуждённым десталинизацией общественным сознанием Партийный контроль постепенно ослабевал под давлением гласности и демократизации Советского общества
Итоги Возврат к полному государственному контролю над экономикой и становление тоталитарного государства Попытка реставрации предреформенного состояния общества не удалась из-за необратимых изменений в сознании советских людей Полный развал социалистической экономики, крах коммунистического режима, распад СССР и начало новой исторической эпохи

ВЫВОД: Неоднократные попытки реформирования Советского общества либо заканчивались ничем, либо давали крайне незначительный социально-экономический и политический эффект. Это происходило, главным образом, по причине идеологической зашоренности советского руководства, не допускавшего и мысли о возможности принципиально иной модели социализма, кроме сталинско-брежневской. По этой причине они не могли преодолеть всё углубляющиеся технико-экономическое отставание СССР от стран Запада, что грозило подорвать с таким трудом достигнутый военно-стратегический паритет между социалистическим содружеством и атланто-европейским сообществом. Временем, когда советское руководство во главе с М.С. Горбачевым приступило к решительному обновлению социалистического общества на началах рыночной экономики, а также демократических идеалов и ценностей, стали годы перестройки. Однако, начатая с целью возвращения к ленинским идейным истокам и с постановки социалистической экономики на уровень современных задач научно-технического прогресса, перестройка привела к прямо противоположным результатам: к полной дискредитации коммунистической идеи и к разрушению социалистической экономики, на руинах которой стали строиться новые рыночные отношения.  

БЛОК ВТОРОЙ. Роль Запада и внутренних факторов в разрушении СССР.

ТАБЛИЦА № 161. Меры Запада по ослаблению СССР.

блок первый. основные тенденции мирового развития во второй половине хх века. - student2.ru

БЛОК ТРЕТИЙ. ВОЗМОЖНОСТИ ИНОГО ВАРИАНТА ОБНОВЛЕНИЯ Советского общества.

ТАБЛИЦА 162. Разные условия проведения перестройки М.С. Горбачёва и реформ Дэн-Сяопина.

КИТАЙ СССР
Китай накануне реформ пребывал в хаосе, и всё население понимало необходимость коренных перемен. Экономика продолжала функционировать, в стране сохранялись социальная стабильность и управляемость. Многие осознавали целесообразность перемен, но мыслили их только в рамках существующей социалистической системы.  
В Китае роль и влияние партаппарата были подорваны репрессиями и «культурной революцией», поэтому он не мог и даже не хотел выступать против реформ. В СССР партаппарат крепко держал в руках бразды правления страной, был спаян групповой порукой и общими интересами, а потому готов противостоять любым покушениям на свои прерогативы и привычные устои жизни.  
В Китае был многоопытный и авторитетный Дэн Сяопин. Его реформы были глубокими и далеко идущими, однако не подрывавшими общественную стабильность. В СССР бремя реформ легло на плечи молодого провинциального партийного работника, способного экспериментировать лишь в очень узких рамках, заданных традицией и позициями партийной бюрократии.
Китай оставался аграрной страной, где 80% населения составляло крестьянство, жаждавшее обрести права на землю, которые им были предоставлены, что дало толчок реформам в других отраслях. Хребтом советской экономики был военно-промышленный комплекс, для оздоровления народного хозяйства надо было сократить военное производство и поменять структуру экономики, но партаппарат не желал такого удара по своим финансовым и властным позициям.  
В Китае соцобеспечение пребывало в зачаточном состоянии, и население в этом смысле не могло серьёзно пострадать от начавшихся реформ.   В Советском Союзе социальное обеспечение находилось на сравнительно высоком уровне, удержать который в ходе перестройки оказалось невозможно.
Китай, благодаря конфронтационной с СССР политике, сумел наладить тесные военно-политические связи с Западом, который с энтузиазмом подключились к реформированию китайской экономики. СССР даже мечтать не мог о такой зарубежной помощи, ибо Запад был зациклен на «Холодной войне».
Китайское руководство в условиях политического кризиса сумело проявить волю и решимость в борьбе с радикальной оппозицией (события на площади Тайоньмынь).   Горбачёв и его окружение всегда упускали инициативу в схватке с непримиримой оппозицией и постоянно ей проигрывали, а, может, подыгрывали.  

 
 
ВЫВОД: М.С. Горбачев вначале попытался начать реформы по-китайски, с экономики, но натолкнулся на непреодолимые препятствия. Тогда и отдал приоритет политическим и идеологическим реформам. Демократизация неизбежно привела к размыванию фундамента тоталитарного режима: высвободила центробежные силы в национальных республиках, породила политико-идеологическую оппозицию Коммунистической партии. Общество расслоилось, развернулась острая борьба между различными политическими группами, идеологическими течениями, социальными слоями, между центром и провинцией, республиками, этносами. Политический кризис сделал плохо управляемыми экономические процессы. Центр уже не был в состоянии разработать единую комплексную стратегию экономических преобразований. Тем более он не мог реализовать такую стратегию на практике. В итоге, не поддавшись реформированию, коммунистический режим рухнул. А заодно рухнуло и управляемое им многонациональное государство.  

МОДУЛЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ. РОССИЯ В ПЕРИОД ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ.

ТАБЛИЦА № 161.Политика президента Б.Н. Ельцина (1991-1999) и политический курс президента В.В. Путина (2000-2015).

Сферы управления Б.Н. Ельцин В.В. Путин
1.Общее направление политического курса. Разрушение коммунистической системы Стабилизация российского общества
2.Экономика. Либерально-рыночные реформы методом «шоковой терапии», приватизация госпредприятий, создание крупных капиталов.   Восстановление контроля государства над экономикой, «укрощение» олигархов, меры по ускорению темпов экономического роста.
3.Государственное строительство. Демонтаж советской системы и создание президентско- парламентской республики. Усиление «властной вертикали» за счёт ослабления политической роли Думы и губернаторов.
4.Межнациональные отношения. Ослабление контроля Центра над регионами, суверенизация субъектов Российской Федерации, угроза распада России. Усиление контроля Центра над регионами, создание федеральных округов и приведение местных законов в соответствие с российской конституцией.
5. Идеология. Полный плюрализм мнений при настойчивом внедрении в массовое сознание западных идеалов и ценностей. Настойчивый поиск новой государственной идеологии на основе национальных идеалов и моральных ценностей.
6. Внешняя политика. Односторонние уступки Западу в ущерб национальной безопасности и долговременным интересам страны. Попытка занять достойное место на мировой арене и проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную на национальные интересы страны.
7.Общие итоги: Создание номенклатурно-олигархического капитализма, обнищание населения, рост сепаратизма, угроза распада страны, падение авторитета России на мировой арене. Реальность общенациональной катастрофы. Попытка выстраивания социально- ориентированной экономики, меры по увеличению доходов населения и решению других социальных проблем, экономический рост и усиление позиций России в мире. Видимые признаки улучшения экономического положения страны и укрепления социальной стабильности.

ВЫВОД: Инициированные президентом Б.Н. Ельциным либерально-рыночные реформы не оправдали возложенных на них надежд, подтвердив азбучную истину, что рынок и частная собственность, взятые сами по себе, всего лишь инструмент для построения более совершенного материального мира, а не чудотворное средство для моментального решения всех проблем, доставшихся от социалистической эпохи. Поэтому действия президентской команды привели к утверждению в России номенклатурно-олигархического капитализма, где процветают немногие, приближенные к власти люди, а остальное население брошено на произвол судьбы. Продолжение подобной политики было чревато угрозой разрушения России или погружения её в пучину экономического коллапса. Доведя страну до национальной катастрофы, Б.Н. Ельцин передал власть своему преемнику В.В. Путину, который твёрдо и неуклонно стал проводить курс на достижение общественной стабильности, на экономическое возрождение и на защиту национальных интересов России. Его курс, который одобряют свыше 70% россиян, укладывается в нехитрую формулу: рынок без базара, свобода без вседозволенности и порядок без диктатуры. Только такой политический курс в современных условиях существования России может гарантировать нашему народу путь в лучшее будущее.    

МОДУЛЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ. Сравнительный анализ. Реальность и идеал: «Кланово-олигархический капитализм» и «социально-ориентированная экономика».

Основные параметры Номенклатурно-олигархический капитализм Социально-ориентированная экономика
Роль государства в обществе Государство - выразитель интересов бюрократии и крупных собственников Государство-гарант социальной справедливости
Право собственности Владельцы крупных капиталов стоят над обществом и над законом Права собственника и рядового гражданина защищены законом
Место предпринимателя Предприниматель – главная фигура в экономике, но при условии полной лояльности к власти Предприниматель - исполнитель общественно-полезной функции
Форма социальных связей В основу положен принцип круговой поруки и клановых связей В основу положен принцип социального партнёрства
Политический строй «Суверенная» или «виртуальная» демократия, когда права и свободы провозглашены, но реально не действуют Гражданское общество с равными правами и равной ответственностью всех и каждого
Общественная мораль Пропаганда исключительной роли денег и богатства, что низводит общественную мораль до предельно низкого уровня Сплав национальных традиций с общечеловеческими идеалами и ценностями
Положение народа Неуверенность в завтрашнем дне, поддержание стабильности только за счёт высоких экспортных цен на энергоносители Создание условий для свободного развития всех, адресная поддержка социально незащищённым слоям населения
Перспективы Либо экономический крах, либо социальный взрыв Нахождение своего места в мировом разделении труда, как условие стабильного развития .

Наши рекомендации