Тенденции развития детской литературы XX века

В последние годы XIX века и на протяжении всего XX развитию
детской литературы способствовало творчество таких известных авторов,
как Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова,
А.И. Куприна, А.Н. Толстого, В.В. Бианки, В.П. Катаева, А.М. Горького,
А.П. Гайдара, М.М. Пришвина, К.И. Чуковского, А.Л. Барто и многих других российских авторов. Среди зарубежных авторов выделяются Астрид Линдгрен и Джани Родари.

Л.Н. Толстой (1828-1910) разработал для детского чтения «Азбуку» (1859) и «Новую азбуку» (1875). Его перу принадлежат несколько рассказов-миниатюр, басен, сказок, научно-познавательных рассказов, адаптированные для детей. Рассказы Л. Н. Толстого для детей пронизаны мыслью о том,
что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Писатель стремится
вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение
к людям.

Для «Азбуки» Л.Н. Толстого характерен жанр короткого рассказа.
При отборе материала писатель учитывает специфику детского чтения.
В «Азбуку» вошли произведения древнегреческой и индийской литературы, материал устного народного творчества (сказки, басни, былины, пословицы, поговорки), без внимания автора не остались и учебные книги. «Азбука»
Л.Н. Толстого вызвала споры среди педагогов и критиков, в результате которых не была рекомендована для школ.

В результате переработки «Азбуки» появляется второе издание – «Новая азбука». В своем новом произведении писатель сюжетно обрабатывает народные пословицы, оформляя их как рассказы-миниатюры, очерки, басни, сказки. В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филипок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для школ как учебник и книга для чтения.

Л. Толстой впервые сближает стиль научно-популярных
и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких рассказах научность гармонично сочетается с поэтичностью, образностью. «Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает детям анализировать и обобщать, рассуждать и приходить
к самостоятельному выводу.

«Лев Толстой явился основоположником зообеллетристического рассказа[1] в русской детской литературе. Его традиции позже развивали Мамин-Сибиряк, Гаршин, Чехов. <…>

Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. <…> Они введены в учебные книги для начальной и средней школы, входят в программу для детского сада» [8; 134].

ПроизведенияД.Н. Мамина-Сибиряка(1852–1912) издаются во многих детских журналах: «Родник», «Всходы», «Детское чтение». Среди произведений Дмитрия Наркисовича выделяется цикл произведений, посвященный детям-труженикам: «Кормилец», «В каменном колодце». Писатель считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Он видел в детях будущее человечества, поэтому в своих произведениях, адресованных детям, выдвигал глубокие социальные проблемы, а в художественных образах раскрывал правду жизни.

Тема природы и родства труженика с ней раскрывается в раннем рассказе писателя «Емеля-охотник». Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Рассказ «Зимовье
на Студеной» наполнен сказочными описаниями природы. Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты – все создаёт живость, одухотворенность повествования.

Особое место в творчестве Мамина-Сибиряка занимают «Аленушкины сказки», над которыми он работал с 1894 по 1897 г. Они адресованы детям дошкольного возраста. Героями сказок стали животные: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Умнее всех», «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку канарейку» и другие.

Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж
и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. «Аленушкины сказки» - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

В творчестве А.М. Горького (1868–1936) много произведений, адресованных детям или вошедших в детское чтение, а также статьи, посвященные вопросам детской литературы.

В своих статьях писатель высказывал рассуждения и мнения о влиянии литературы на детей, обращался к своим современникам и будущим писателям, развивал новые принципы и предъявлял новые требования к детской литературе.

Основным требованием, внесенным Горьким в теорию детской литературы, был принцип социалистического реализма. Он рассматривал это требование в статьях, посвященных конкретным проблемам детской литературы. Писатель утверждал, что к книгам для детей следует предъявлять такие же высокие требования, как и к каждому произведению искусства.

Горький придавал большое значение умению учитывать возрастные особенности детей. В своих работах и письмах, адресованных детским писателям, он обращал внимание на воспитательное влияние художественной литературы на детей, на необходимость изучать особенности психики ребенка, эстетические потребности каждого возраста, а также на нравственные качества.

К числу достоинств книг для ребят Горький относил художественность, умелое использование игрового начала, ориентацию на детский игровой фольклор. В полемике с педагогами, отрицавшими забавное, игровое начало
в детских книгах, писатель выступал с требованиями занимательности детской книги.

В статьях «Литературу – детям», «О темах», в «Заметках
о детских книгах и играх» писатель наметил круг чтения для детей
от дошкольного и до старшего школьного возраста.

Писатель подчеркивал, что художественно написанные книги активизируют творческое начало в ребенке, пробуждают стремление
к самостоятельной деятельности.

В повести Горького «Детство» показан процесс духовного роста ребенка. В повести реалистично и психологически глубоко изображена судьба маленького героя. Повесть имеет огромный обобщающий смысл: автобиографический материал поднят в ней до уровня художественной правды.

Основная тема повести – формирование человека с революционным сознанием, активным, действенным характером. Горький вывел новый жанр автобиографической повести за пределы узкого семейного быта в жизнь
с ее противоречиями и борьбой.

«Автобиографическая повесть Горького оказала на детскую литературу особенно активное и плодотворное влияние. Она стала классическим образцом для советской детской литературы. Описания картин детства и природы
из этой повести можно рекомендовать для чтения детям дошкольного возраста» [8; 307].

А.М. Горький заложил основы новой детской сказки. Всего им было создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919). В них определились жанровые признаки и были намечены основные пути развития сказок нового типа. В сказках Горького отражаются подлинная жизнь, реалистические детали быта, современные проблемы и идеи.

Обращаясь к народным сказочным сюжетам, Горький обновлял их, расширял границы сказочного мира. Он пользовался образами русской народной сказки как прототипом, свободно и гармонично вводя в сказочный условный сюжет реалистических персонажей.

А.М. Горький «явился основоположником новой, советской литературы для детей. Литературно-критические взгляды писателя на детскую литературу определяли путь ее развития на долгие годы» [8; 311].

А.Н. Толстой (1883–1945) принимал активное участие в создании литературы для детей XX века. Им был подготовлен сборник русских сказок,
в который вошло 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных. Для создания сборника писателем был подготовлен список, в соответствии с которым
из множества вариантов каждой сказки были отобраны лучшие. За основу был взят самый удачный вариант сказки, который обогащался из других вариантов яркими языковыми оборотами и сюжетными подробностями. Создавая сборник, А.Н. Толстой вживался в поэтическую стихию народного творчества, осваивал приемы народного искусства.

В сборник Алексея Николаевича вошли известные сказки о животных: «Курочка-ряба», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Волк
и козлята», «Гусе-лебеди» и многие другие.

В сказочной фантастике А.Н. Толстого волшебное переплетается
с реалистическим, бытовым и социальным. Этот принцип переработки автором произведения ощущается в литературной сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936). При работе над произведением писатель ориентируется на нового читателя; для него важно воспитывать в ребенке добрые чувства к угнетенным и ненависть к угнетателям. Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» оказалась большой удачей А.Н. Толстого и вполне самобытным произведением.

Творчество А.Н. Толстого для детей до сих пор оказывает огромное воспитательное воздействие на юное поколение.

О природе и животных писал К. Г. Паустовский (1892–1968). Книги писателя, своеобразные по замыслу, повести-очерки о покорении природы, о людях, способных претворить мечту в действительность, – «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) прочно вошли в чтение подростков и юношества.

В своем творчестве Паустовский часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Сказочник» и др.).

Изображение природы, показанной глазами маленького героя, в рассказе «Ленька с Малого озера» характерно для всего творчества писателя.
В этом произведении умело соединяются лиричность описания природы
с тонким психологизмом изображения людей.

Для Паустовского характерны поиски прекрасного и романтического
в самом обыкновенном. Герои его произведений чутки к красоте природы;
это не пассивные наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.
Они открывают для себя это прекрасное в природе, в жизни, в искусстве.

Теме человека и природы посвящены рассказы Паустовского «Бакенщик», где герой учит ребят уважению к родной земле, и «Правая рука», в котором тема любви к природе, Родине сливается с интернациональной темой.

Особенности творческой манеры К.Г. Паустовского в произведениях, вошедших в детское чтение, связаны, прежде всего, с двумя характерными чертами: лиризмом повествования и романтической заостренностью изображаемого.

В.В. Бианки (1894-1959) вошел в литературу как профессиональный детский писатель. Основным направлением в его творчестве была переработка сказок народного творчества. Под пером писателя самые обыденные явления становятся яркими и неузнаваемыми. Все произведения В. Бианки проникнуты удивлением, ощущением радости жизни, оптимизмом. В каждой книге писателя для самых маленьких, будь то сказка «Как Муравьишка домой спешил», охотничий рассказ «Музыкант» или «Приключения Пика»
и другие произведения, торжествуют доброта и справедливость.

Бианки широко использует прием антропоморфизма – придания животным и природе человеческих качеств. Использование этого приема помогает писателю решать задачу воспитания в ребенке чувства сопричастности природе и земле.

Перерабатывая произведения народного творчества, Бианки создает,
по сути, новые произведения, дополненные научной точностью.
Так происходит с сказками-несказками «Теремок» и «Лесной колобок – колючий бочок». Например, в «Колобке» остаются элементы народной сказки и те же персонажи. Но колобок теперь не из теста, а действительно живой. Это ежик. Меняет писатель и конец – герой остается жив. Выйти победителем из столкновения с врагами ежику помогли его колючки.

Особый интерес для дошкольников представляет рассказ Бианки «Синичкин календарь». В центре повествования синичка Зинька, которая ведет себя по всем законам и лесной природы, и человеческой морали. Однако синичка не главный герой рассказа. В центре сюжета – сама природа: лес, поле, луг, река. В ходе повествования автор описывает повадки животных и птиц.
В результате перед маленьким читателем открывается картина мира
в движении, в противоречиях, во взаимосвязях.

«Творчество В. Бианки дает пример высокохудожественного освоения жизни. Писатель мастерски владел не только законами построения сюжета, характеров, композицией, но и чрезвычайно многообразен в использовании жанров (сказка-диалог, сказка-приключения, маленький рассказ, повесть, загадка, объявление и т.д.). Бианки – мастер метафоры, эпитета. Любил он использовать в своих произведениях народные высказывания, поговорки, загадки» [8; 176].

В творчестве В.П. Катаева (1897–1986) выделяются два направления: волшебно-сказочные произведения (сказки для маленьких) и исторические (повести).

Самому маленькому читателю адресованы сказки, написанные
в 40-е годы: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик-семицветик» (1940), «Пень» (1945), «Жемчужина» (1945), «Глубок» (1949). Сказки пронизаны множеством интонаций, то поэтически-светлых, то юмористически-задорных, то иронически-грустных. Действие в них свободно переносится
из реального плана в мир фантазии.

В сатирических сказках «Пень» и «Жемчужина» сатира выходит
за пределы «детской» аудитории. Глубинным планом сказок оказывается мотив жизни, проходящей мимо, и старости, оказавшейся вне жизни. Так, например,
в сказке «Жемчужина» рыбка любуется своей жемчужиной, растущей у нее под плавником, и не замечает, как она превратилась в старушку.

Главными героями сказок Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» и «Глубок» стали дети, а основной темой – природа.

Писатель учит маленьких детей всматриваться в природу, заботиться обо всем живом на земле, активно помогать людям, радостно трудится.

К историческим произведениям творчества Валентина Петровича для детей относятся повести «Белеет парус одинокий» и «Сын полка».

В повести «Белеет парус одинокий» рассказывается о героических событиях 1905 г. Характеры героев повести глубоко и психологически достоверно раскрываются Катаевым. Оптимистическое повествование о детстве двух мальчиков постоянно сопровождает мотив подпольной революционной борьбы. «Умение показать детство, протекающее в сложный исторический момент эпохи на фоне революционной борьбы взрослых, роднит эстетическую позицию Катаева с той, которая характерна для произведений М. Горького,
А. Гайдара, Л. Кассиля» [8; 195].

В творчестве Катаева, посвященном детям, два аспекта – взрослый
и детский – сосуществуют. Писатель как бы проверяет одно другим, рассматривая то, или иное явление крупным планом и со всех его сторон.

Исторической теме посвящено творчество Л. А Кассиля(1905–1970). Первые произведения писателя появились в 20-е годы, а последние создавались в 60-е. Несмотря на разницу во времени, последние произведения Кассиля звучат современно и свежо. Это связано с особенностями творческой манеры писателя, в которой переплетаются истинные наблюдения над жизнью
с веселым домыслом.

Лев Абрамович создавал книги для ребят дошкольного возраста. С темой Родины, Советской Армии и Флота связано произведение «Они охраняют мир». В рассказах «Памятник советскому солдату» и «Чей флаг победил» писатель показывает интернациональную направленность всего,
что делают советские воины (солдаты, моряки и другие). Эти темы творчества Кассиля затрагиваются и в других его рассказах и очерках, к которым относятся: «Твои защитники», «Салют», «Какое слово написал летчик».

Произведения Л. Кассиля для дошкольников помогают воспитателю разъяснить детям самое необходимое: что значит чувство долга, как беречь честь, почему побеждает советский народ.

Таким образом, на протяжении всего XX века писатели активно участвуют в развитии детской литературы. Перерабатывая произведения русского народного творчества, они учитывают возраст ребенка, создают новые произведения. Основными темами творчества писателей этой эпохи в сфере детской литературы становятся мир природы и жизнь детей. Среди произведений, посвященным детям, появляются научно-художественные произведения, переработанные с учетом специфики возраста детей. Писатели также высказывают свои взгляды на детскую литературу, формулируют к ней новые требования, создают новые жанры, в это же время активно разрабатываются учебные пособия.

ТВОРЧЕСТВО А.И. КУПРИНА

Биография А.И. Куприна

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г.
в городе Наровчате Пензенской губернии в семье небогатого чиновника. Детские годы провёл с матерью, женщиной энергичной и волевой. Десять лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, четыре года служил
в пехотном полку в Подольской губернии. С 1894 г., оставив службу и переехав в Киев, Куприн решает посвятить себя литературному труду (начал печататься в 1889). Долгое время ездил по стране, преимущественно по югу России, перепробовал много профессий: был офицером и управляющим имением, актёром и землемером, цирковым борцом и журналистом. С 1901 жил
в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 – с М. Горьким
и группой писателей – «знаньевцев». В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину [3].

Богатый жизненный опыт, интерес к судьбам самых различных людей, интерес к жизни во всех её проявлениях, а так же его жизнелюбие и душевная теплота – всё это отразилось в творчестве Куприна, значительно расширило тематику его произведений. Куприн, художник правдивый и жизненно конкретный, писал только о том, что сам видел, пережил и перечувствовал.

В предреволюционные годы Куприн принимает активное участие
в создании детской литературы, сотрудничает с некоторыми передовыми детскими журналами.

Жизнелюбие, гуманизм, простота описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей разных эпох.

Наши рекомендации