Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебник: «Введение в литературоведение» под ред. Л.М.Крупчанова (любое издание).

Хрестоматия: «Теория литературы» под ред. П.А.Николаева (любое издание).

Вопросы выделенные жирным шрифтом (они в заключении) готовить можно по хрестоматии…

Раздел 1.

Наука литературоведение

1. Каково содержание понятий: теория литературы, история литературы, литературная критика, текстология, историография, библиография.

Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».

Попробуйте развить, проиллюстрировать мысли М.Бахтина в его публикации «Ответ на вопрос редакции “Нового мира“ (1970).

Раздел 2.

Философия искусства

1. Что такое искусство и какое значение оно имеет в жизни человека?

2. Назовите основные виды искусства, что их отличает, что объединяет?

3. Назовите понятийный ряд (определение этого ряда), в котором место понятию искусство?

4. Каково содержание понятия образ и художественный образ?

5. Что такое художественный мир?

6. Как вы понимаете выражение «Художник творит по законам красоты»?

7. Что есть первоэлемент литературы?

8. Какие выделяют функции литературы?

9. Что сближает художника слова и ученого гуманитария, что их различает?

В.Шкловский в статье «Искусство как прием» (1917) сомневается в правильности суждения «Искусство – это мышление образами». Дайте свое понимание проблемы.

Р.Якобсон в статье «О художественном реализме» сомневается в правомерности термина «реализм» в приложении к литературе. Дайте свое понимание проблемы.

Раздел 3.

Язык художественной литературы. Тропы

1. В чем своеобразие языка художественной литературы?

2. Каково содержание понятия троп? Приведите примеры и объясните содержание тропов: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм, гипербола, литота, ирония, сарказм.

3. Что называют поэтической фигурой? Приведите примеры и объясните содержание поэтических фигур: инверсия, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос (обращение, утверждение, восклицание), градация.

4. Что называют поэтической стилистикой? Приведите примеры и объясните цели использования: многосоюзия, бессоюзия, эллипсиса, оксюморона.

5. Что называют поэтической фонетикой? Приведите примеры и объясните цели использования: ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

6. Существует ли обособленный ряд, именуемый поэтической лексикой? Что такое: варваризмы, диалектизмы, провинциализмы, неологизмы, прозаизмы?

7. Что называют поэтизмами?

Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения «Введения» и первого раздела «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста». Сборник: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (1996).

Раздел 4.

Содержание и форма

Ответы на ниже следующие вопросы свяжите с примерами из литературы.

1. Назовите три основных понятия, относящиеся к содержанию литературного произведения, дайте их определения.

3. Назовите понятия, относящиеся к форе литературного произведения, дайте их определения.

3. В чем различие между понятиями сюжет и фабула?

4. Какова роль конфликта в художественном произведении, какие бывают типы конфликта?

4. Назовите элементыкомпозиции литературного произведения.

6. Назовите внесюжетные элементы и их функции.

7. Какова роль портрета в литературном произведении, какие выделяются виды портрета?

8. Какова роль пейзажа в литературном произведении?

9. Какова роль художественной детали в литературном произведении?

10. В чем заключается целостность художественного произведения?

11. Раскройте содержание и дайте оценку статье Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919). Дайте свое понимание проблемы.

Раздел 5.

Литературный субъект

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Объясните следующие понятия: автор, герой, персонаж, система персонажей (образов), характер, тип, прототип.

2. Кого называют автором и какое содержательные значения вкладывается в понятие автор?

3. Объясните понятие лирический герой.

4 Каковы содержательные особенности понятия лирический герой? Что можно сказать об эволюции понятия, о типа героя?

5. Что понимается под ролевой лирикой, под лирическим «я» в ролевой лирике?

Раздел 6.

М.Бахтин о роли пространственно-временных представлений в литературных произведениях: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

Раздел 7.

Литературные роды и жанры

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Назовите роды, жанры художественной литературы, их характерные особенности.

2. Назовите «двуродовые» образования, их особенности.

3. Что входит в понятие литературный вид? Что «шире» вид или жанр?

Какие семантические значения обрели «производые» слова: эпичность, драматизм, лиризм?

4. В чем состоят особенности драмы как литературного рода?

5. В чем состоят особенности лиро-эпического произведения?

6. Приготовится (устно или письменно) к рассуждениям на все представленные литературоведческие понятия:

Роды художественной литературы
эпос лирика драма
виды, жанры
Роман: исторический фантастический авантюрный психологический утопический социальный... Эпопея Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Сказка: литературная волшебная и т.д. Лирическое стихотворение: любовное пейзажное дружеское гражданское философское медитативное Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Эпиграмма Эпиталама Трагедия Комедия: положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая социально-философская Водевиль Фарси т.д.

Раздел 8.

Стиховедение

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Что лежит в основе организации стихотворной речи?

2. Назовите и охарактеризуйте основные системы стихосложения.

3. Какую эволюцию и почему пережила русская система стихосложения?

4. Что называют в стиховедении стопой, размером, метром?

Назовите классические стихотворные размеры и их отличия?

5. Чем вызваны в текстах стихотворений отступления от заданной схемы стихотворного размера?

6. Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?

7. Объясните, что такое рифма и назовите основные виды рифм. Что такое терцина? Монорифма?

8. Что такое строфа? Назовите строфы русского стихосложения и их синонимы. Что вам известно об онегинской строфе? О сонете?

9. Объясните стиховые организации, именуемые белый стих, вольный стих, свободный стих.

Раздел 9.

Художественный стиль

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Какую эволюцию содержания пережило слово, понятие стиль?

2. Что такое художественный стиль?

3. Назовите пять основных известных стилей.

4. Что является показателем цельности, единство стиля?

5. Назовите известные закономерности, стилевые доминанты.

6. Назовите особенности стилей: описательного, сюжетного, психологического, жизнеподобного, фантастического, номинативного, риторичного, монологичного, разноречного.

7. Назовите (три) формы ритмической упорядоченности художественной речи.

8. Дайте характеристику простой и сложной композиции.

Раздел 10.

Раздел 11.

Школы литературоведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебник: «Введение в литературоведение» под ред. Л.М.Крупчанова (любое издание).

Хрестоматия: «Теория литературы» под ред. П.А.Николаева (любое издание).

Вопросы выделенные жирным шрифтом (они в заключении) готовить можно по хрестоматии…

Раздел 1.

Наука литературоведение

1. Каково содержание понятий: теория литературы, история литературы, литературная критика, текстология, историография, библиография.

Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».

Наши рекомендации