Обсуждение статьи Д.С. Лихачева

«Все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки и иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при том доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верно по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путем доброты – очень и очень важно. Поверь мне!»

Вопросы для осуждения:

· Каких людей запоминают? (Служивших другим, имевших в жизни добрую цель).

· Что же главное в жизни? (Служение какому-то делу).

· Что, по мнению Д. С. Лихачева, ценнее всего на свете? ( Доброта).

· Кого можно назвать счастливым человеком? (Кто стремится сделать счастливым других).

Итак, сделаем вывод. О чем мы с вами говорили? (О мире, о служении какому-либо делу, об экологии). Хочется верить, что сегодняшний урок прошел для вас с пользой.

Сценарий урока, посвященного активной гражданственности и волонтерству

Класс

План урока:

1. Опрос: Какую деятельность дети считают добровольческой (волонтерской)? Нужно ли в сегодняшнем мире творить добрые дела безвозмездно? (если кто-то из участников беседы занимается волонтерской деятельностью, можно привести примеры).

2. Понятие волонтерства.

3. Чем волонтерство отличается от благотворительности.

4. История волонтерства.

5. Волонтерство: сравнительный опыт на примере стран Запада.

6. Основные виды волонтерства (молодежное добровольчество).

7. Международное волонтерство, олимпийское волонтерство.

8. Добровольчество в Тюменской области

9. Личная книжка волонтера.

Ход урока

Введение

Ребята, сегодняшний урок необычен, он вам не даст каких-то специальных знаний, но, возможно, изменит вашу жизнь в будущем. Наш урок посвящен активной гражданственности и волонтерству.

Понятие волонтерства:

Во всем мире волонтерство получило широкое распространение, а его роль в развитии общества признана на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает волонтерство богатым источником навыков, энергии, знаний, которые правительства могу использовать при осуществлении более эффективных массовых государственных программ. Волонтерство - интереснейший общественный ресурс, дающий уникальный эффект – ресурсы участников волонтерской деятельности объединяются и дают качественно новый результат, который в свою очередь существенно влияет на участников, изменяя их и развивая.

Практически все вы участвовали в мероприятиях, связанных с волонтерской деятельностью, т. е. с предметом нашей беседы, так или иначе, знакомы. Возможно, вы сейчас сидите и гадаете, зачем вам рассказывают о том, что вы уже на собственном опыте знаете.

Цель нашей беседы вот в чем: хотелось, чтобы вы на практике реализовали всем известный постулат «Мысли глобально, действуй локально». Возможно, получив новую информацию, в ваших головах родятся мысли – ага, а ведь у нас в городе (селе, школе) можно и по разным направлениям вести волонтерскую деятельность. Вот оно: мысли глобально - действуй локально. Поэтому предлагаю разобраться вместе. Начнем?

Вопрос классу – для начала я хотел (а) бы услышать от вас то, как вы понимаете, что такое волонтерство, кто эти люди – волонтеры, что они делают? Считаете ли вы себя волонтерами? Нужно ли в сегодняшнем мире творить добрые дела безвозмездно?

Нет единого, всеми признанного как «официальное» определения понятия «волонтерство». Например, определение ООН представляются мне довольно точным и кратким: «Волонтерство – сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности, и вовлекаются в эту деятельность граждане на добровольной основе». То есть, если человек занимается волонтерской деятельностью, он должен делать это осознанно и понимать, что он хочет тем самым изменить, какую проблему решить (уборка мусора и отходов: решается проблема экологии) и делает это добровольно (его никто не принуждает, ему не платят зарплату за это).

1. Чем волонтерство отличается от благотворительности.

Очень важно различать благотворительность и волонтерство. Это довольно близкие понятия, их часто путают, но между ними существует принципиальная разница, которая, собственно, и выделяет волонтерство в отдельный вид общественной деятельности. Занимаясь благотворительностью, люди жертвуют, тратят свои материальные ресурсы, а, занимаясь волонтерством, люди тратят свое время, силы, знания или навыки – это нематериальные активы, цена которых подчас даже выше, чем цена денег. Чаще проще пожертвовать 10% зарплаты, чем потратить свое драгоценное время на поездку в детский дом и помощь детям-инвалидам на прогулке. Ни в коем случае не умаляю значимость благотворительности, просто хочу сфокусировать ваше внимание на этой особенности, делающей деятельность волонтеров чрезвычайно важной, ценной и необходимой.

Так мы подошли к любопытному вопросу, обычно возникающему у людей, впервые узнающих о волонтерстве. Вполне возможно, что и среди вас есть такие ребята. Вы, конечно же, спросите: «А зачем мне становится добровольцем, зачем мне это делать – тратить свое время на других? Ведь его и так часто не хватает даже на себя – на учебу, на общение с родителями, хобби, друзей».

История волонтерства.

В масштабах мирового общественного развития волонтерство - довольно новое явление. В том виде, в каком мы знаем его сейчас, еще 100 лет назад волонтерства не существовало. В некотором смысле в истоках волонтерства стоят благотворительность, традиции милосердия, религиозные предписания, общая человеческая потребность в сострадании и выражении заботы.

Рассматривая благотворительность как первооснову волонтерства необходимо различать государственную (т. е. систему социального призрения) и частную благотворительность. Нас интересует именно частная, т. е. совершаемая на добровольной основе частными людьми, в чьи непосредственные обязанности это не входит. Перечислю исторические периоды, когда условно можно считать, закладывались истоки волонтерства.

В годы становления Киевской Руси благотворительность еще не была государственной обязанностью, оставаясь делом исключительно отдельных нищелюбцев и прежде всего князей, которые, как считалось, обязаны заботиться о благосостоянии вверившихся им людей. Князей оценивали не только по государственным делам, но и по их отношению к бедным, больным и престарелым. Заметной вехой на пути становления благотворения на Руси стало княжение Владимира Святославовича, именуемого в народе Крестителем. Князь-христианин, как пишут летописи, велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье и питье, и деньги из казны», а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, «овощем разным», медом в бочках и квасом. Хотелось бы отдельно упомянуть императрицу Марию Федоровну. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов 20-го века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в I мировую войну, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как «добровольцы» ехали на целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое. В 20 веке к истокам волонтерства мы можем смело отнести тимуровцев.

Тимуровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым людям и тому подобное. После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже, тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства. В годы Великой отечественной войны тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов. Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях социалистических стран.

В современном виде волонтерство возникло после того, как государства стали признавать участие граждан государства как основную общественную ценность.

Волонтерство есть практически во всех странах мирах. На карте отмечены лишь немногие страны, где есть волонтерские программы – это Россия, США, Индия, Египет, Австралия, Бразилия, Япония и многие другие. И везде оно принимает разные формы, учитывая национальную специфику – традиции благотворительности и текущую политическую, экономическую и социальную ситуацию.

По подсчетам международных сравнительных исследований, в Северной Америке и Восточной Европе от четверти до половины всех работоспособных граждан в течение одного года принимают участие в волонтерском труде. Если сравнивать ситуацию в России с этими странами, то эта цифра нам может показаться огромной.

В таких государствах сформированы два самых важных условия:

- любой гражданин, у которого возникло желание кому-то помочь, заранее знает, куда ему идти и что этим людям можно доверять – они действительно организовывают полезные для общества мероприятия, способные решить имеющие проблемы. Гражданин знает, куда идти и что он там сможет успешно реализовать это свое волонтерское желание;

- второе условие фактически вытекает из первого – у граждан такое волонтерское желание возникает. Это означает, что гражданам известно, какая и где помощь нужна, и они, граждане, уверены, что, высказав намерение поработать волонтером, они не будут чувствовать себя «белыми воронами», совершающими странные с точки зрения большинства жителей страны, да и властных структур, действия. А наоборот, став волонтером, эти граждане почувствуют себя приобщенными к общей культуре, совершат общественно-одобряемые действия.

Объектами волонтерства в нашей стране являются:

- решение социальных проблем - помощь людям с инвалидностью, проведение праздников, благоустройство помещений и территорий в социальных учреждениях;

- решение экологических проблем – посадка дубков для предотвращения эрозии почвы, уборка, спасение китов, помощь журавлям в охваченных пожарам лесах и т. д.;

- благоустройство дворовых территорий – раскрашивание гаражей и подъездов, ремонт и обустройство детских площадок;

- сохранение исторического наследия – работа поисковых отрядов, приведение в порядок памятников и мемориальных зон.

Молодежное добровольчество.

Выделяют отдельную категорию волонтерства - молодежное добровольчество, в англоязычных странах оно называется «Youth Service» (юс сёвис).

Почему полезно заниматься волонтерской деятельностью?

Участие в социальном волонтерстве развивает такие качества, как милосердие, доброту, стремление к помощи ближнему, способность к сопереживанию.

Для многих добровольческая деятельность может стать способом профессионального совершенствования, ступенькой к будущему карьерному росту. Добровольческая деятельность – это непосредственная возможность увидеть результат собственного труда – улыбку ребенка после благотворительного праздника, посаженые деревья в парке, убранный двор.

Это - понимание возможности и собственной способности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. Осознание такой способности будет формировать самоуважение, определение собственного места в обществе, как в настоящем, так и в будущем – те самые факторы, на которых базируется успешность человека как личности.

Молодежь, активно участвующая в добровольческих акциях, в процессе их организации приобретает необходимые в жизни лидерские навыки.

Участие в социально-значимой неоплачиваемой деятельности прививает стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за общество в целом.

Наши рекомендации