Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы

Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.

Задание 2. Напишите рассуждение на тему: « Нужны ли императивные нормы?» или «Нужны ли диспозитивные нормы?»

Задание 3.Из толкового словаря русского языка выпишите по три слова, относящихся к диспозитивным и императивным нормам.

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru

ТЕСТЫ

Тест 1. Найдите утверждение, соответствующие действительности. Правильность речи означает:

a) её соответствие общепринятым нормам поведении;.

b) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;

c) её соответствие нормам литературного языка;

d) её соответствие диалектным нормам.

Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности.

a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

b) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

d) Нормы помогают литературному языку сохранить общепоятность.

Тест 3. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан…

a) с развитием языка;

b) с развитием общества;

c) с развитием литературы;

d) с развитием мышления.

Тест 4. Что не является источником изменения норм?

a) Неологизмы;

b) разговорная речь;

c) диалекты;

d) заимствование.

Тест 5. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах.

a) Кузен [зэ];

b) амнезия [нэ];

c) антенна [тэ];

d) д´епо [допуст. дэ].

Тест 6. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах.

a) Маркетинг (допуст. маркетинг);

b) лорн´ет [допуст. нэ];

c) де-фактор [дэ];

d) лот’ерея [допут. тэ].

Тест 7. В каком ряду приведены неравноправные варианты:

a) [д’]екан и [дэ]кан;

b) [с’]ессия и [сэ]ссия;

c) но[в’]лла и но[вэ]лла;

d) [т’]ермин и [тэ]рмин.

Тест 8. В каком ряду приведены равноправные варианты:

a) иначе и иначе.

b) звонит и звонит;

c) бюрократия и бюрократия;

d) жалюзи и жалюзи.

Тест 9. Какое из значений соответствует слову кворум:

a) общее количество присутствующих на собрании;

b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;

c) наиболее авторитетная часть присутствующих;

d) любое собрание.

Тест 10. Какое из значений соответствует слову брифинг:

a) пресс-конференция;

b) инструктаж;

c) встреча с глазу на глаз;

d) вид спорта.

Тема 4

Орфоэпические нормы

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru Орфоэпические нормы – это произносительные нор­мы устной речи. Их изучает специальный раздел языкоз­нания – орфоэпия (греч. orthos — правильный и epos — речь).Орфоэпией называют и совокупность правил лите­ратурного произношения. Орфоэпия определяет произно­шение отдельных звуков в тех или иных фонетических по­зициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Соблюдение единообразия в произношении имеет боль­шое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают вос­принимать содержание речи; внимание слушающего от­влекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным внима­нием не воспринимается. Произношение, соответствую­щее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произно­шения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широ­кого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Рассмотрим основные правила литературного про­изношения,которых необходимо придерживаться.

Ò Произношение гласных.В русской речи среди глас­ных только ударные произносятся четко. В безударном по­ложении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называет­ся законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество).

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в пер­вом предударном слоге произносятся как [а]:овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.

Буквы еи яв предударном слоге обозначают звук, сред­ний между [е] и [и]: пятак - п[и]так, перо – п[и]ро.

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как [ы]: мединститут — мед[ы]нститут, из ис­кры — из [ы]скры.

Ò Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].

[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий – лёгкий, ле[хк]о – легко.

Следует обратить внимание на сочетание чн,так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произ­ношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского про­изношения.

По нормам современного русского литературного язы­ка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особен­но это относится к словам книжного происхождения (алч­ный, беспечный), а также к словам, появившимся в недав­нем прошлом (маскировочный, посадочный).

Произношение [шн] вместо орфографического чн в на­стоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а,-Фомини[шн]а, а также сохра­няется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др.

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нор­мой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о.В от­дельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.

Ò Произношение заимствованных слов. Они, как пра­вило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах ( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ) и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru Обратите внимание на таблицу, в которой представлены орфоэпические ошибки, перечень которых не нашёл объяснения в предыдущем материале:

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ (в скобках указано нормативное произношение)
1. Ассимиляция (уподобление зву­ков) Лаболатория (вместо лаборатория); брансбойт (вместо брандспойт); колидор (коридор); битон (бидон); кардон (картон).
2. Эпентеза (неоп­равданная вставка звуков) БеспрецеНдентный (норма: беспрецедентный); воеННОна­чальник (военачальник); дермаНтин (дерматин); дикОобраз (ди­кобраз); компеНтентный (компетентный); компромеНтировать (компрометировать); конкурентНоспособный (конкурентоспо­собный); констаНтировать (констатировать); летоИсчисление (летосчисление); перЕспектива (перспектива); перЕтурбация (пертурбация); поДскользнуться (поскользнуться); светопреД­ставление (светопреставление – свет преставляется, т.е. уми­рает); сТрам (срам); чЕрезвычайный (чрезвычайный), яВства (яства). Следует запомнить: конъЮНКктура – «создавшаяся в ка­кой-либо области обстановка, ситуация»; конъЕКтура – «вос­становление испорченного текста на основании догадки».
3. Диереза (ошибоч­ное устранение зву­ков) Следует говорить брелОка (Р.п., ед.ч.), а не брелка; АзербаЙ­джан (а не Азербаджан); времяПРЕпровождение(а не времяпровождение)
4. Метатеза (мена звуков), опрощение Скурпулёзный (норма: скрупулёзный); трамва (травма); трав­май (трамвай); друшлаг (дуршлаг);

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru

Описание орфоэпических норм можно найти в литера­туре по культуре речи, в специальных лингвистических ис­следованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение», а также в толковых слова­рях русского литературного языка, в частности, в однотом­ном «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 61 – 62)

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61)

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

? Какие нормы называются орфоэпическими?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

? Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

? Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы - student2.ru

Наши рекомендации