Борьба А. Пушкина за народность литературы.

Горький писал: «Пушкин украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу…».Почему А.С. Пушкин обратился к новому для себя жанру – литературной сказки?Это связано с интересом к истории русского народа, к фольклору. Велик его вклад в создание русской фольклористики. Он предложил собирать русские народные песни. За ним – Гоголь, Кольцов, Даль, Якушкин стали собирать фольклор, записывать тысячи произведений.Пушкин начал первым обрабатывать фольклорные сюжеты, вводить их в литературу .«Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Были и небылицы» Казака Луганского (Даля), «Конёк-Горбунок» Ершова и другие примеры взаимодействия литературы и устного народного творчества, древнерусской литературы появились благодаря сказкам Пушкина, после них.Первое упоминание о народных поэмах есть в стихотворении 1816 года «Сон», в котором поэт описывает «прелести таинственных ночей», наполненных образами русских сказок.А начало его фольклористской деятельности – Михайловская ссылка 1824 – 1826 г.г.Из письма к брату: «…вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»«Недостатки проклятого моего воспитания» – в первую очередь, незнание народной культуры и языка. А многие из образованнейших современников Пушкина даже не говорили по-русски. Пушкин горько признаётся: «…старинной словесности у нас не существует. За нами тёмная степь – и на ней возвышается единственный памятник: «Песнь о полку Игореве».Древняя русская литература была богата замечательными памятниками. Просто Пушкин испытывал боль, что прошлое было скрыто тьмой. Сам он великолепно знал древнерусскую литературу («Песнь о вещем Олеге» – почти дословный пересказ эпизода из «Повести временных лет») – и открыл её для других.Может быть, Пушкину показалось, что древнерусская литература забыта.Е. Барсов (исследователь фольклора) писал: «Вся древнерусская письменность, всё равно как и творческое народное слово, считалось тогда недостойным академической кафедры». Не показалось Пушкину…Близость к народной культуре, собирательная деятельность, сказки наконец – реальные основы народной литературы.Безмерно восхищаясь Пушкиным, Достоевский писал: «Пушкин нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий исход для русских и указал на него. Этот исход был народность.»

Сказки Пушкина отразили в 30-е годы метания между скорбью и надеждой: «Сбились мы. Что делать нам?» (Ф.М. Достоевский, «Бесы»). «Дорога-то здесь. Я стою на твёрдой полосе.» – «Капитанская дочка» Пушкина. Ответ для Пушкина – один: будущее связано с народом, ибо он – активная, движущая сила истории. Это художественное открытие подтвердит своей эпопеей «Война и мир» Л.Н. Толстой. Оба произведения связаны с фольклором. Пугачёв сродни Баба-Яге, которая при всей своей кровожадности героя не съела, а накормила, напоила, спать уложила, а потом отпустила на все 4 стороны. Конечно, рассказ о мужицком царе не мог не походить на сказку. Пьер Безухов своей непрактичностью и добротой напоминает Иванушку-дурачка. Как тут не вспомнишь сказку, когда прочитаешь строки I тома романа: «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».

В отличие от Иванушки, для Пьера сказка кончилась, началась реальная, полная душевных мук жизнь.

Древнерусская литература вознаградила Пушкина за интерес к ней: она помогла (первому в мировой литературе) выработать реалистическую манеру повествования, т.к. сама она, все её жанры (летописания, жития, повести, семейной хроники и т.д.) развивались в русле реализма. Итак, работа Пушкина над литературной сказкой – не каприз гения, попробовавшего себя в различных литературных жанрах. Это позиция человека, не равнодушного к прошлому и будущему народа. Это ожесточённая борьба за сохранение отечественной культуры. В. Розанов, на рубеже XIX и XX вв. соединяя Пушкина и древнерусскую литературу, обращается, в сущности, к нам: «…Не горе бы, если бы его («Слово…») уничтожили… Нет, оно всем стало ненужно. Вообразите время, когда Пушкина забудут. Не правда ли, мы прокляли бы эту эпоху… Россия, отряхнувшая от своих ног Пушкина – просто для нас не Россия, не отечество… «Слово о полку Игореве» – это как бы Пушкин ранней России…»

Сказки Пушкина неодинаково сказочны, даже с точки зрения Слова. Конечно, в них действует основной сказочный закон: «Сказано – сделано». (Нельзя герою открыть заветную дверь – откроет). В «Сказке о царе Салтане» – предельная речевая активность персонажей; звучит сказка, скрипит снег под ногами подслушивающего под окошком царя, шумит прялка, гудит от свадебного пира царский дворец, Гвидон заклинает море, поёт белочка-чудесница и т.д. В «Сказке о мёртвой царевне» Слово обладает проникающей способностью: не успела царевна понять, что её заманили в лес, чтобы погубить, как «молва трезвонить стала – дочка царская пропала…». «Сказка о рыбаке и рыбке» – сказка о несостоявшейся сказке. Источник – померанская сказка из сборника братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Пушкин перенёс её на русскую почву, убрав эпизод – о желании старухи стать «римскою папой», поэтому Пушкин долго искал финал: «Ничего не сказала рыбка». Немо, как в «Борисе Годунове»: «Что ж вы молчите? Кричите: «да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует. «Сказка о попе и работнике его Балде» и о «Золотом петушке» – сказки, выходящие за рамки литературной сказки. И если первая вышла из народной сказки о батраке Шабарше и тоже является бытовой, то «Сказка о Золотом петушке» – антисказка.

Пушкин хотел издать свои сказки в таком порядке:

ú «О царевне Лебеди»;

ú «О мёртвой царевне и семи богатырях»;

ú «О попе и работнике его Балде»;

ú «О рыбаке и рыбке»;

ú «О золотом петушке».

При таком расположении видны контуры сказочного цикла, в завязке которого – обретённое юным Гвидоном чудесное царство – беседующее, звенящее, поющее, а в развязке – обречённое и безмолвное. «Сказка о золотом петушке» – сложнейшая, многоплановая, мудрейшая пушкинская сказка. Именно в ней борются 2 начала: простота идеалов, наивная определённость народной сказки и подвижность, диалектика реализма, отражающего сложность жизни; в пушкинские времена, годы славы историка Карамзина, эта сказка несла не только мораль: держи слово, царь! – эта сказка напоминала властелинам мира, что грознейший завоеватель, перед которым трепетала Европа и Азия – хан Батый, – погиб бесславно и гнусно: убитый в угорской земле, в грязном шалаше вместе с девкой … Смертны цари – повторит Пушкин вслед за персидским поэтом Омаром Хайямом.

Если все государства, вблизи и вдали,

Покорённые будут валяться в пыли –

Ты не станешь, великий владыка, бессмертным –

Твой удел невелик: 3 аршина земли.

Эту мысль Пушкин повторит в исключительно национальной форме..

Когда-то умный и тонкий Николай Станкевич несправедливо резко отозвался о «Коньке-Горбунке»: «Что путного в этом немощном подражании народным поговоркам, которые уродуются, искажаются стиха ради, и какого стиха? Пушкин избрал этот ложный род, когда начал угасать поэтический огонь в душе его…».

Как видим, путь литературной сказки никогда не был усеян розами…

Практические занятия

Стихи и сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения

Задания для самостоятельного выполнения

эссе «Поэтическая классика в детском чтении» «Пейзажная лирика в творчестве поэтов второй половины XIX века.»

Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

Взгляды Пушкина на детскую литературу

Раздел 2. Русская детская литература первой половины XIX в.

Наши рекомендации