Роль и место интеллектуальной собственности в обществе

Несмотря на то что объекты промышленной собственности, авторского права и смежных прав существенным образом различаются, в том числе и возникновением прав, между ними существует определенная связь. Прежде всего это вызвано фундаментальной ролью изобретений в развитии общества. Именно изобретения позволяли совершенствовать орудия труда, изменять условия труда и самого человека. Первична роль изобретений и в становлении правовых институтов, в частности авторского права.

Исключительное авторское право возникло после изобретения И. Гуттенбергом печатной технологии и становления полиграфической промышленности. Изобретение книгопечатания позволило доводить до широкой публики духовные ценности, содержавшиеся в рукописных книгах, что способствовало ускоренному развитию общества и возникновению целой эпохи Возрождения (Renaissance).

Изобретение новых технических и технологических способов записи звука и изображений привело к радикальному изменению всего общественного развития. Без изобретений невозможно культурное, социальное и духовное развитие общества.

С некоторой осторожностью можно сказать, что объекты промышленной собственности - это основа материального благополучия общества, а объекты авторского права и смежных прав - благополучия духовного.

Возникшая в конце XV в. система интеллектуальной собственности изменила положение результатов интеллектуальной деятельности. Эта система наложила жесткие ограничения на свободное использование результатов интеллектуальной деятельности, существовавшее ранее.

Несомненно, что система интеллектуальной собственности оказывает влияние на экономическое, социальное и культурное развитие общества.

Сторонники системы интеллектуальной собственности считают, что поскольку общественное развитие происходит ускоренными темпами, то это совершается благодаря системе интеллектуальной собственности. Другими словами, система интеллектуальной собственности способствует общественному прогрессу.

Противники системы интеллектуальной собственности убеждены, что она сдерживает общественный прогресс, поскольку является тормозом общественного развития и бременем для экономики любой страны. Несомненно, это не означает, что система интеллектуальной собственности должна быть упразднена. Глобализация этой системы подтверждает, что система интеллектуальной собственности должна быть изменена так, чтобы не сдерживать общественное развитие.

В качестве иллюстрации доминирующего представления об интеллектуальной собственности приведем лозунг ВОИС, выраженный ее руководством: интеллектуальная собственность является "инструментом экономического роста и создания национального богатства"*(34).

Сторонники современной системы интеллектуальной собственности не желают обращать внимание на то обстоятельство, что не интеллектуальная собственность, а некоторые результаты интеллектуальной деятельности являются важнейшим фактором экономического и социального развития. Поскольку интеллектуальная собственность - это правовое положение некоторых результатов интеллектуальной деятельности, то система интеллектуальной собственности ограничивает использование этих результатов и тем самым сдерживает экономическое и социальное развитие общества. Другими словами, экономическое и социальное развитие происходит не благодаря, а вопреки системе интеллектуальной собственности. Без оков и цепей этой системы общественное развитие может оказаться более эффективным.

Вся система интеллектуальной собственности возникла и существует для обеспечения интересов правообладателей, а не авторов, изобретателей и общества. В результате подрывается экономическое, социальное и духовное развитие стран. Тем не менее система интеллектуальной собственности может способствовать научно-техническому и социальному развитию, если в ней будет установлен рациональный баланс интересов авторов и правообладателей, общества и государства.

Установление такого баланса на национальном уровне в принципе возможно, и некоторые шаги в этом отношении делаются, например, созданы и функционируют такие общественные организации, как Фонд электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation), Фонд свободных компьютерных программ (Free Software Foundation), Творческое достояние (Creative Commons), Фонд публичных патентов (Public Patent Foundation) и т.д., которые пытаются установить баланс интересов правообладателей, авторов и общества.

Гораздо сложнее установить баланс интересов на международном уровне. Международные организации, прежде всего ВОИС и ВТО, такие задачи игнорируют. Поэтому установление международного баланса интересов возможно только под давлением государств-участников, которые должны понять действительное предназначение системы интеллектуальной собственности.

Продолжая анализ лозунга ВОИС, следует подчеркнуть, что интеллектуальная собственность - это основа благосостояния не авторов, изобретателей и общества, а правообладателей, патентных ведомств и патентных поверенных, ВОИС и аналогичных организаций. Вот почему сторонники системы интеллектуальной собственности создают мифы для ее облагораживания и придания ей черт, которыми она не обладает. В то же время любые обоснованные сомнения в эффективности системы интеллектуальной собственности отвергаются*(35).

В настоящее время особенно рьяно требуют охраны своей интеллектуальной собственности развитые страны. Однако при становлении международного права интеллектуальной собственности (Парижская конвенция 1883 г. и Бернская конвенция 1886 г.) некоторые из этих стран не признали новые правовые нормы, поскольку они сами безвозмездно использовали чужие достижения. Особенно в этом преуспели США, СССР и другие страны.

Правообладатели и производители товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, и выражающие их интересы международные правительственные и неправительственные организации стараются убедить правительства и общество в том, что современная система интеллектуальной собственности совершенно необходима для дальнейшего развития. Из этого делается вывод, что в сферу государственных интересов любой страны должно входить обеспечение прав интеллектуальной собственности. Другими словами, правообладатели требуют, чтобы каждое государство обеспечивало им реальную монополию на объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в товарах.

В последнее время отношение к обеспечению прав на интеллектуальную собственность стало изменяться. Первое прозрение произошло при создании ВТО, когда каждый член этой организации брал на себя обязательства обеспечивать права интеллектуальной собственности в рамках Соглашения ТРИПС. Многие развивающиеся страны понимали, что они будут вынуждены обеспечивать права и интересы развитых стран, которые обещали, что развивающиеся страны получат режим наибольшего благоприятствования в торговле иными (материальными) объектами, в частности продукцией легкой и фармацевтической промышленности, сельскохозяйственной продукцией и др.

В действительности же обещания не были выполнены, и развивающиеся страны вынуждены выполнять обязательства, которые не соответствуют их национальным интересам.

Придание интеллектуальной собственности торгового аспекта не было случайным. Еще до трансформации Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в ВТО правообладатели в западных странах сумели убедить властные структуры, что их страны обладают исключительным интеллектуальным потенциалом, который безвозмездно разворовывают иные страны. Для подтверждения исключительной важности интеллектуальной собственности для этих стран правообладатели инсценировали проведение заказных исследований, призванных показать, что, например, доля "индустрии авторского права"*(36) или "индустрии культуры"*(37) в валовом внутреннем продукте превышает вклад любой иной отрасли общественного производства. Такие заказные исследования убеждали правительства в том, что необходимы жесткие и действенные меры на национальном и международном уровне для предотвращения разворовывания интеллектуального потенциала как в области авторского права, так и в области других видов интеллектуальной деятельности.

Появление Соглашения ТРИПС было продиктовано тем, что все международные договоры, административные функции которых выполняет ВОИС, содержат только общие положения об охране прав интеллектуальной собственности. В соответствии с этими положениями страны сами выбирают меры по обеспечению прав. Именно такое положение не устраивало прежде всего США, которые решили через ВТО гарантировать более эффективное обеспечение своих интересов.

Агрессивная государственная политика в сфере интеллектуальной собственности привела к включению проблем обеспечения прав на интеллектуальную собственность в комплекс мер, регулирующих международную торговлю не только в рамках ВТО, но и в рамках двусторонних отношений. С одной стороны, США умышленно завышали свои экономические потери, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности. С другой - основываясь на субъективной оценке уровня обеспечения своих прав на интеллектуальную собственность в иных странах, США угрожали применять всевозможные, в том числе торговые и политические, санкции к государствам, в которых происходит нарушение их прав. Появление так называемых наблюдательных списков (Special 301 Watch List) представляет собой уникальное явление в международных отношениях. Торговый представитель США в любой стране мог и угрожал любыми мерами и действиями (военные меры пока не упоминаются!), если эта страна не искоренит нарушения прав интеллектуальной собственности. Осталось отнести нарушения прав интеллектуальной собственности к международному терроризму, а обеспечение прав интеллектуальной собственности - к борьбе с международным терроризмом со всеми вытекающими последствиями. Все это подтверждает стремление США и их союзников перевести право интеллектуальной собственности из международного частного права в публичное право и возложить всю ответственность за нарушение прав "иностранного элемента" на государство.

Страны с переходной экономикой часто поддаются такому шантажу и пытаются оправдываться тем, что государство не может нести ответственность за нарушения прав частных лиц. В каждой стране с переходной экономикой существует законодательство в сфере интеллектуальной собственности, соответствующее основным международным договорам, действует судебная система, с помощью которой "иностранный элемент" может защищать свои права, если они действительно нарушены. Однако именно это обстоятельство не устраивает зарубежных правообладателей: защита прав в суде требует издержек и не гарантирует нужного результата, поэтому "иностранный элемент" и старается все свои издержки переложить на государство.

Именно такая модель обеспечения прав "иностранных элементов" навязывается извне средствами массовой информации в странах с переходной экономикой. Крайне важно, чтобы органы государственного управления были уверены, что в соответствии с нормами международных договоров в сфере интеллектуальной собственности защита нарушенных прав интеллектуальной собственности осуществляется только в суде по заявлению правообладателя, а государство должно обеспечить эффективное функционирование судебной системы и выполнение судебных решений.

Глава 2. Авторское право

Общие положения

Определение понятия "авторское право" отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения иногда даются. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" установлено, что авторское право - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие "авторское право" не определено. Тем не менее, используя общее определение понятия "интеллектуальная собственность", приведенное в § 1.1, можно предложить следующее определение понятия "авторское право".

Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.

Правовое положение авторов обеспечивается законодательно закрепленной совокупностью личных неимущественных и исключительных прав на созданные ими произведения литературы, науки или искусства (см. § 1.7). Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, а исключительные могут принадлежать иным лицам или быть переданы им полностью или в части исключительным или неисключительным способом (см. § 1.8).

Такой подход к правовому положению автора в отношении его творений сложился в основном на европейском континенте. В восточных странах существовали иные традиции и подходы к результатам творчества, в частности, исключительные права авторов не признавались. Индия и Китай отдавали приоритет общественным, а не частным интересам. В восточных культурах было важно "что сказано", а не "кем сказано"*(38) в произведениях, поэтому авторское право в сегодняшнем понимании там не существовало. Первый закон об авторском праве был принят в Китае лишь в 1991 г.

Несмотря на национальную и культурную специфику стран мира, экономически развитые страны смогли установить в мире фактически унифицированный подход к авторскому праву. Это стало одним из результатов глобализации интеллектуальной собственности, инициированной развитыми странами для навязывания и распространения собственной модели интеллектуальной собственности на другие регионы и страны. Глобализация западной модели интеллектуальной собственности осуществлялась прежде всего в интересах внешней торговли товарами с воплощенными в них объектами интеллектуальной собственности.

Средством такой глобализации и экспансии стали международные договоры в области интеллектуальной собственности, которые имеют приоритет над национальными нормами права.

Для понимания существа и предназначения современной системы авторского права целесообразно кратко рассмотреть вопросы возникновения и эволюцию института исключительного авторского права, а также механизм распространения такой правовой модели на другие страны.

Эволюция авторского права

Венецианское авторское право. Моральные или личные неимущественные права авторов стали естественным образом признаваться с появлением письменности и письменных литературных произведений. Что касается экономических или исключительных прав авторов, то они стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии И. Гуттенбергом в 1440 г. и становления полиграфической промышленности в ряде европейских стран.

Главная причина возникновения исключительных прав на произведения связана с ущербом, наносимым издателям от того, что их книги перепечатывали другие лица. Венецианская республика в 1476 г. приняла Указ о патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в частности на изобретения и книги.

Считается, что исключительное авторское право возникло 3 января 1491 г., когда была выдана первая привилегия на книгу "Phoenix", автором которой был юрисконсульт Петр из Равенны. Содержание этой привилегии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение: "повелевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех подвластных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказанного сочинения"*(39).

Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю. В случае нарушения запрета на перепечатку книг к нарушителям применялись меры наказания: конфискация всех экземпляров книги и штраф за каждый экземпляр книги.

Такие меры охраны могли косвенно защитить интересы автора, если кроме суммы от продажи рукописи он мог получать долю выручки от продажи книг. Если же эта доля не предусматривалась, то автор был даже заинтересован в перепечатке своих книг, поскольку она позволяла продавать копии по более низким ценам и способствовать большим объемам продаж и рекламе автора.

Привилегии Венецианской республики предоставляли издателю право на один из видов использования произведения - право на воспроизведение. Сам же автор никакими правами не наделялся. Другими словами, с самого начала система исключительного авторского права служила интересам правообладателей, а не авторов.

Привилегии содержали важный элемент, который впоследствии постоянно использовался для обоснования необходимости изменения законодательства в интересах правообладателей. Речь идет о лицемерной заботе об интересах авторов. Обратим внимание на следующие слова: "знатный юрисконсульт по имени Петр из Равенны, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... посему смиренно просил, дабы запрещено было другим собирать плоды его трудов и бессонных ночей". Однако, несмотря на все старания и труды, не автор, а издатель получил право на издание книги. Труд и бессонные ночи автора убедили дожа наделить исключительными правами издателя.

Все последующие века при любом изменении законодательства тяжелый творческий труд авторов всегда использовался для предоставления все больших и больших прав тем, кто смог получить права на авторские произведения.

Еще одна важная особенность привилегий заключалась в том, что они преследовали политические и экономические цели. С одной стороны, государство выполняло цензурные функции, не допуская к изданию произведения, которые могли представлять опасность для государства и церкви. С другой стороны, государство и его доверенные лица были заинтересованы в издании произведений, поскольку полиграфическая промышленность была высокоприбыльной отраслью производства.

Английское авторское право. Перепечатка книг затронула все страны, в которых полиграфическая промышленность получила широкое развитие. Модель защиты интересов издателей, выработанная Венецианской республикой, получила развитие в Англии. В 1709 г. был принят, а в 1710 г. вступил в силу Статут Анны, который не вполне обоснованно считают первым в мире законом об авторском праве.

В преамбуле к Статуту отмечалось, что многие лица выпускают книги без разрешения авторов или собственников, вследствие чего последним наносится значительный ущерб вплоть до полного разорения. Используя уже известные лицемерные обоснования (поощрение просвещения и "побуждения ученых мужей к писанию полезных книг"), закон устанавливал правовую охрану изданных книг от перепечатки. Нарушение закона влекло такие же меры, что и в Венецианской республике - конфискация незаконной (контрафактной) продукции и большие штрафы.

Помимо сходства с моделью охраны Венецианской республики, Статут Анны содержал новые нормы охраны.

Книги становились охраняемыми при условии их внесения в реестр гильдии книгоиздателей. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение на 14 лет с момента его регистрации. По истечении 14 лет права на издание переходили к автору на 14 лет*(40). Другими словами, автор мог получить права на свое произведение только спустя 14 лет после его регистрации и опубликования. Эти права автор мог затем уступить любому иному лицу. Когда указанные выше сроки истекали, авторское право прекращалось и произведение становилось общественным достоянием, т.е. его можно было свободно использовать без каких-либо разрешений и ограничений.

Статут вводил ограничения цен на книги ради общественных интересов. Например, если издатель устанавливал слишком высокие цены, специальная организация могла снизить цены для того, чтобы книги были доступны читателям.

Английская модель авторского права не признавала личные неимущественные права авторов до 1988 г.

Принципы Статута Анны положены в основу законов об авторском праве в Британском содружестве наций и в США, где Закон "Об авторском праве" вступил в силу в 1790 г.

Наибольшие изменения Закон США претерпел в 1909 г., в соответствии с ним авторское право возникало с момента регистрации и депонирования произведения. Обязательная регистрация и депонирование сделали Библиотеку Конгресса США богатейшим собранием опубликованных и неопубликованных произведений.

После вступления США в 1989 г. в члены Бернского союза Закон "Об авторском праве" был изменен для его соответствия Бернской конвенции, запрещающей любые формальности (регистрацию и депонирование) для возникновения авторского права. Значительные дополнения в законодательство об авторском праве США введены в 1998 г.*(41)

Французское авторское право. Новая модель авторского права сложилась во времена Великой французской революции*(42). В 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. - Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. Запрещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.

Французское авторское право ввело принцип автоматической охраны, который означал независимость правовой охраны от каких-либо формальностей, т.е. авторское право возникает с момента создания произведения, а не с момента его регистрации и вне зависимости от того, было ли произведение опубликовано, обнародовано или доведено до всеобщего сведения. Внешне демократичный принцип автоматической охраны породил трудности для автора, поскольку нужно было убедить суд в своих правах на произведение, которое было использовано без разрешения. Доказывание авторства оказывалось во многих случаях очень сложным, а иногда и невозможным.

Французская модель авторского права признала личные неимущественные права, которым придан вечный и неотчуждаемый характер. Все авторское право признано естественным правом человека. Кроме того, французское законодательство впервые в мире признало принцип национального режима.

Французская доктрина авторского права оказала влияние на законодательное становление авторского права в других странах и нашла отражение в Бернской конвенции.

Бернская конвенция. В середине XIX в. были заключены двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры о взаимной охране авторского права и возникла потребность в унификации системы охраны. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, заключенная 9 сентября 1886 г. в Берне и вступившая в силу 5 декабря 1887 г., стала первым международным договором в области авторского права. Техническое совершенствование методов использования произведений требовало изменений Конвенции, которая пересматривалась в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 гг. Страны, участвующие в Конвенции, образуют Бернский союз. Административные функции в отношении Бернской конвенции выполняет ВОИС.

В 1979 г. в Бернскую конвенцию введен Дополнительный раздел для привлечения в ее члены развивающихся стран. Принципы конвенции подтверждены в Соглашении ТРИПС. Российская Федерация является членом Бернского союза с 13 марта 1995 г.

Всемирная конвенция об авторском праве. В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в различных странах, поручив разработку предложений Институту интеллектуального сотрудничества, правопреемником которого после Второй мировой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об авторском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г. В 1971 г. была принята и в 1974 г. вступила в силу новая редакция Всемирной конвенции об авторском праве.

Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции. Тем не менее ВОИС сделала все возможное, чтобы ослабить влияние Всемирной конвенции об авторском праве.

Соглашение ТРИПС. Это Соглашение является приложением 1С Маракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию. Соглашение подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 января 1995 г.

Создание ВТО инициировано США и другими экономически развитыми странами для достижения мирными средствами целей, которые ранее достигались военным путем. С этой целью используется принцип глобализации мировой торговли, якобы соответствующий интересам всех стран. Однако действительная цель глобализации - захват и контроль товарных и ресурсных рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В сфере интеллектуальной собственности цель глобализации - расчистка рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой для товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, и обеспечение интересов своих правообладателей любыми средствами, в том числе "без суда и следствия". В ТРИПС под "обеспечением" понимаются действия лиц exofficio (по должности), которые решают, что произошло нарушение прав на интеллектуальную собственность, и принимают "эффективные и срочные меры" по их предотвращению. Однако в конституциях большинства стран такие действия "без суда и следствия" запрещены. Тем не менее именно такие незаконные действия получают все большее распространение.

Следует отметить то обстоятельство, что большинство разработчиков Соглашения ТРИПС, за исключением представителей развитых стран, не являлись специалистами в области интеллектуальной собственности*(43) и поэтому неудивительно, что Соглашение ТРИПС оказалось созданным специалистами США и их союзников.

Договор ВОИС по авторскому праву. Нормы Соглашения ТРИПС в отношении объектов авторского права не были новыми, поскольку они уже существовали в региональном и национальном законодательстве. Более того, Соглашение не смогло предвидеть последствий, связанных с цифровыми технологиями. Попытка решить некоторые из этих проблем предприняты Дипломатической конференцией ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2-20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)*(44), вступивший в силу в марте 2002 г. Договор предложил ряд новых норм авторского права и повторил подход Соглашения ТРИПС к обеспечению прав. В отношении некоторых статей договора принято девять согласованных заявлений. Несмотря на то что договор считается большим достижением, его эффективность невелика из-за противоречивости некоторых норм.

Наши рекомендации