I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.

1. Чтение сочинений, рецензирование.

2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.

II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого».

Вопросы:

1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым?

2. Что примечательно в их внешности? (А. Болконский – весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек... в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный.)

3. На какие черты характера героев обращает внимание писатель? (Пьер – искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно.

Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Андрей «напускал на себя в гостиных».)

4. В чем похожи и в чем различны герои Толстого? («Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути – бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже).)

5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить? (Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.

– На первом этапе – отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.

– Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жизни. Внимание к простому солдату.

– Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и своих близких».

– Встреча с Наташей Ростовой. Решение Болконского «жить для других».

– Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).

– Любовь к Наташе.

– Под Бородиным – чувство единения с народом.

– В последние часы жизни – глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)

6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь?

7. Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что более всего подействовало на состояние их духа? (Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу.)

8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Платоном Каратаевым?

9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?

10. Кто ближе из них автору? А вам?

Болконский – сухой, гордый и холодный с теми, кто ему неприятен. Добрый и искренний с теми, кого уважает.

У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь – путь сближения с народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.

Пьер Безухов – натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и простота, то есть те качества, которые «более всего роднят его характер с народным». Настоящее сближение с народом начинается в плену. Впоследствии приходит к идеям декабризма.

Домашнее задание.

1. Перечитать эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой», «Наташа у постели раненого князя Андрея», «Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед наступлением французов».

2. Сообщение «Любимая героиня Толстого – Наташа Ростова».

3. Сообщение «Как складывается семейная жизнь Марьи Болконской».

Индивидуальные задания (доклады) по темам:

1) Что роднит Н. Ростову и М. Болконскую?

2) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.

3) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?

Урок 128
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Цели: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал женщины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову.

Ход урока

Наши рекомендации