Как реализация индивидуальных творческих способностей учителя

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА О ТВОРЧЕСКОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида долж­но превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизнен­ную стратегию.

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педа­гога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методи­ческой умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповто­римую личность.

На страницах педагогических изданий термин творческая инди­видуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более рас­пространенное ранее словосочетание творческая личность. Веро­ятно, это обусловлено пониманием того, что решающим факто­ром обновления школы является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная лич­ность, уникальная и неповторимая; что педагогическое творче­ство не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.

Рассмотрим по отдельности понятия «индивидуальность», «творчество», «творческая индивидуальность», «творческая инди­видуальность педагога», «индивидуальный стиль деятельности».

Слово «индивидуальность» происходит от латинского «indivi-duum» (отдельный, особый) и является переводом с древнегре­ческого термина «atomos» (неделимый). В широком смысле инди­видуальность — это «неповторимое своеобразие какого-либо яв­ления, отдельного существа, человека. В самом общем плане ин­дивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их»1.

В психологии с термином «индивидуальность» традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индиви­дуальность — это «человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей», она «проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, ка­честв перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида»2.

Подход к человеку как к уникальности, отдельному микрокос­му обусловил более широкое употребление термина «индивиду­альность» при характеристике внутреннего духовного содержания, особого свойства личности, сущностного качества человека.

Для Б. Г. Ананьева индивидуальность — высший уровень раз­вития личности: «Если личность — "вершина" всей структуры че­ловеческих свойств, то индивидуальность — это глубина лично­сти и субъекта деятельности» [2, с. 172 — первая цифра означает номер источника в списке литературы, представленном в конце каждого раздела главы].

С. А. Гильманов выделил ряд моментов, которые обусловили распространение термина «индивидуальность» в последние годы, когда усилился интерес общества к конкретным проявлениям личностных черт в различных видах деятельности:

индивидуальность — высшая стадия развития личности, ос­
новной характеристикой которой является целостность, обуслов­
ливающая способность отстаивать и реализовывать личностные
смыслы, установки, ценности;

психологическое понимание индивидуальности опирается
на представление о структуре личности, охватывая в единстве
психофизиологические и психологические характеристики, но
наибольший вес все чаще придается социально значимым чер­
там, тем чертам, которые проявляются в деятельности и обще­
нии;

проявления индивидуальности (отдельные поступки, выс­
казывания, стиль деятельности в целом и др.) всегда обусловле­
ны внутренними, личностными смыслами и значениями, а не
заданными извне обстоятельствами [4, с. 7].

В бытовом толковании под индивидуальностью понимают и людей масштабных, способных влиять на других, и людей просто своеобразных, противопоставляя этой непохожести на других раз­витость личности в целом.

1 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 206—207.

2 Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. —
М., 1990.-С. 136-137.

как реализация индивидуальных творческих способностей учителя - student2.ru Многообразие точек зрения на понимание термина «индиви­дуальность» присуще и толкованию термина творчество.

Творчество понимается как деятельность, направленная на со­здание существенно нового; как процесс, включенный в поста­новку и решение проблем, нестандартных задач; как форма по­знания действительности и т. д.

Педагогическую профессию к разряду творческих еще недавно безоговорочно отнесли бы немногие, в ряду творческих скорее назвали бы профессии музыканта, актера, художника. Причин тому много: массовость и широкое распространение педагогической де­ятельности, низкий социальный престиж, иллюзия того, что не­обходимо довести ученика «всего лишь» до стандартного уровня образования по предмету с помощью нормативных предписаний, разработанных дидактикой и методикой; отчужденность школы от общества, учителя от ученика, а их обоих — от собственных задач и устремлений; рассмотрение педагогической деятельности в течение долгого времени как нечто внешнего по отношению к осуществляющему ее субъекту; трудность системного исследова­ния педагогики как искусства на уровне научного знания и др.

В последние годы, когда заявили о себе учителя-новаторы, воз­никло большое количество инновационных школ и эксперимен­тальных площадок, у преподавателей появилось право на создание авторских программ и учебников, активизировались разработки про­блем непрерывного образования, наметилась тенденция к освобож­дению от стереотипов в оценке педагогической деятельности. И все же вопрос о том, является ли педагогический труд творческим или нет, вряд ли можно считать решенным окончательно. Полемика о соотношении науки и искусства в педагогической практике, веду­щаяся со времен К. Д. Ушинского, продолжается. Один из совре­менных подходов к пониманию сути педагогики заключается в рассмотрении ее даже не как двуединства (науки и искусства), но как триединства (науки, искусства и любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагоги­ческий процесс, наполняет его содержание и методы особым све­том человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позво­ляет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как лю­бовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека [1, с. 54].

Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество учителя и учени­ка, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельно­сти. В. И. Загвязинский так пишет об этом: «Учитель занят педагогическим творчеством (хотя его педагогические идеи и замыслы часто реализуются в иных областях деятельности — литературной, технической, научной), ученик — предметным (изобразительным, литературно-художественным, техническим и т. д.). Важно, что со­впадение характера (при неполном совпадении предмета) деятель­ности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость об­мена опытом между учителем и учеником»1. Перед учителем посто­янно стоят сложные — творческие по сути своей — задачи: преоб­разовать содержание образования в содержание обучения; выбрать и воплотить заданные нормативы в «живые человеческие эмоции» (а в этом и заключается, по В. А. Сухомлинскому, творческий труд педагога); действовать в реальных, творимых им и учениками (каж­дый раз заново), ситуациях. Педагогическое творчество приводит не только к освоению учеником «ставшей» культуры и развитию его индивидуальности на этой основе, но позволяет ученику со­творить образ мира и свой собственный образ в этом мире.

Что же касается творчества как свойства личности, то иссле­дователи называют как отдельные свойства (смелость, оригиналь­ность, критичность мышления, независимость и др.), так и пыта­ются построить целостную модель творческой личности. Так, В. И. Андреев говорит как о творческом о таком типе личности, «для которой характерна устойчивая, высокого уровня направ­ленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уров­нем творческих способностей и которые позволяют ей достиг­нуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [3, с. 58]. В этом определении отражены наиболее распространенные уста­новки при характеристике творческой личности:

набор взаимосвязанных качеств личности (творческая направ­ленность, мотивация, способности, мышление, волевые качества), где центральными являются мотивы и способности, которые обус­ловливают внутреннюю активность и результативность;

обязательность объективно и субъективно значимого результа­та как основного смысла существования и деятельности творче­ской личности;

новизна и оригинальность этого результата;

безусловно положительное этическое отношение к творческой личности;

подчеркивание постоянства, устойчивости творческих качеств в структуре личности.

Рассматривая в совокупности признаки индивидуальности и творчества, как видим, можно обнаружить много общего. В широком

1 Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987. — С. 37.

понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими чер­ты характера и выражающимися в автономности, активности, свое­образии и оригинальности всех проявлений личности, в творче­ской направленности, в ее готовности до конца отстаивать свои убеждения и ценности.

Чем в большей степени человек самостоятелен в постановке целей деятельности, поиске средств для ее осуществления и оценке результата, тем в большей мере его можно охарактеризовать как творческую индивидуальность. Творческий человек сам определя­ет ценность своего произведения, она не зависит ни от похвалы, ни от критики других.

Творческая индивидуальность педагога — это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельно­сти всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, яр­ком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности учителя (внешняя сторона), выражающихся в авто­номности постановки жизненных и педагогических целей и за­дач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности. Твор­ческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержа­тельных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфе­ра (содержание, уровни и операции мышления).

Направленность учителя — ярко выраженной творческой инди­видуальности — характеризуется наличием ценностей, убежде­ний и идей, составляющих внутренний стержень личности и дея­тельности педагога; гуманистической доминантой личностных целей; представлением о цели своей деятельности как высокой миссии развития человека; особым душевным настроем; напол­нением глубоколичностным смыслом всего, что осуществляется в сфере профессиональной деятельности; значительной степенью отождествления себя с профессией; верой в себя, оптимизмом, стремлением к самоактуализации; высоким уровнем творческой мотивации, широтой интересов.

К личностным качествам, которые характеризуют творчес­кую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональ­ную погруженность в ход событий; наличие педагогических спо­собностей, артистичность, экспрессивные способности, обая­ние, эмпатию, волю и целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; открытость, искрен­ность.

Значимым фактором является когнитивная сфера психики учи­теля: склонность к тому или иному типу принимаемых решений по характеру их обоснования — важная сторона творческой инди­видуальности учителя, характеризующая его интеллектуальные особенности. Для характеристики творческих решений важно то, как и чем обосновывает их педагог. Здесь говорят о двух видах обоснования: логическом (или аналитическом) и образно-интуи­тивном.

Успешность той или иной деятельности, ее результативность зависит от того, насколько полноценно сформирован индивиду­альный стиль деятельности ее субъекта, то есть насколько эффек­тивно и целесообразно используются стойкие особенности лич­ности человека, обусловленные типом его высшей нервной дея­тельности.

Индивидуальным стилем деятельности педагога называют систе­му предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манеру общения, способы предъявления требований и разрешения кон­фликтов.

Творческий стиль индивидуальной деятельности педагога несет в себе как общее (педагогическую направленность, педагогические способности, знание и умение использовать психолого-педагоги­ческие закономерности, психологическую отзывчивость, наблю­дательность, педагогический такт), так и специфическое, во мно­гом неповторимое.

Артистизм — это особый образно-эмоциональный язык творе­ния нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и уче­ника, ориентированный на понимание и диалог с Другим, друго-доминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас». Арти­стизм — это не только внешние факторы (жесты, мимика, инто­нация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы урока. Артистизм — это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идея­ми, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне. Это — богатство личностных проявлений, образный путь поста­новки и решения проблем, игра воображения, изящество, оду­хотворенность, ощущение внутренней свободы.

Тип индивидуальности педагога зависит от особенностей нервной системы, темперамента, от соотношения в его деятельности ло­гического и интуитивного, от степени развития и характера соче­тания способностей (гностических, конструктивных, прикладных и др.); от направленности (центрации) на воспитанника, условия и характер процесса, собственную личность, оценку труда адми­нистрацией и т. д.; от темперамента и эмоциональной возбудимо­сти, от соотношения планируемого заранее и импровизационно­го и от других факторов (В. И. Загвязинский).

как реализация индивидуальных творческих способностей учителя - student2.ru как реализация индивидуальных творческих способностей учителя - student2.ru Индивидуальный стиль деятельности учителей различных ти­пов высшей нервной системы рассматривается в исследовании Н. И. Петровой «Индивидуальный стиль деятельности учителя» (Казань, 1982). Автор установила, что особенности стиля педаго­гической деятельности заключаются не столько в ее содержатель­ной, сколько в формально-динамической стороне, то есть темпе, разнообразии действий учителя, его общей эмоциональности и т.д. Это же подтверждает Е. П. Ильин, отмечая, что типологиче­ски обусловленные свойства высшей нервной системы проявля­ются, в частности, в полуосознанной склонности к деятельности определенного характера (монотонной, скоростной и т.д.)1.

Так, учителя подвижного типа высшей нервной деятельности, характерными особенностями которых являются «легкость пере­хода от одного действия к другому... умение адекватно реагировать на изменяющиеся раздражители»2, способны эмоционально, ар­тистично воплощать задуманное, принимать экспромтные реше­ния, быстро перестраивать логическую структуру урока. Учителям же инертного типа в силу их природных особенностей свойствен­но стремление к неуклонному выполнению задуманного, органи­зации привычного для них стереотипа урока. Однако говорить о прямой и постоянной зависимости стиля деятельности учителя от его природных особенностей было бы неверно. Учителя с боль­шим стажем практической деятельности могут успешно контро­лировать и регулировать проявления своего темперамента. Осно­вой импровизационной деятельности на уроке учителей как под­вижного, так и инертного типов является предварительная подго­товка, составление педагогического проекта предстоящей деятель­ности, который должен отражать индивидуально-типологические особенности педагога, специфику его стиля деятельности.

Итак, творческую индивидуальность педагога и артистизм как ее компонент можно рассматривать как со стороны «внутреннего» содержания, так и с «внешней» стороны. В первом случае это сте­пень развития личности, отношение к педагогической деятельно­сти как к призванию, потребность и способность в самореализа­ции; образно-эмоциональный характер решений, изящество мыс­ли, «свежесть» чувств, уверенность в себе, чувство меры и другие особенности. Во втором — оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение «транслировать» свою не­повторимую личность, делать ее «просвечивающей» в каждом из компонентов образовательного процесса: в отборе его содержания, способах и приемах его презентации, в стиле общения с учащими­ся, в темпоритме урока, в каждой эмоциональной реакции на

1 См.: Ильин Е.Н. Дифференциальная психология физического воспитания
и спорта. — М., 1979.

2 Стрему Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

поведение учеников, в разрешенной себе степени свободы импрови­зации на уроке. Личностное как нечто внутреннее проявляется че­рез деятельность, в конкретных продуктах творчества. Деятельность является как бы гранью перехода личностного внутреннего во внеш­не _ продуктивное (X.Литтон, П.В.Джексон, О.Э.Ланкастер).

Не о каждом педагоге можно сказать, что он — ярко выражен­ная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. Эта характеристика заключается в неповторимости, своеобразии, необычности, уникальности, проявляющихся в поведении, дея­тельности и ее результатах. Творческая индивидуальность педагога проявляется главным образом в системе отношений «учитель— ученик», в неуловимых интимных аспектах их взаимодействия, во влиянии на духовно-культурную атмосферу образовательного учреждения. Творческая индивидуальность педагога позволяет со­здавать гибкие, вариативные технологии, «густо замешанные на личностных качествах» (С. А. Гильманов).

В практике педагогической деятельности назрело следующее про­тиворечие: с одной стороны, функции учителя заданы обществом, предъявляющим свои требования, перерастающие порой в давле­ние установок, «подгонку» деятельности учителя «под норму», еди­нообразие и шаблонность учителей. С другой стороны, обществен­ное сознание обязывает сегодня молодого учителя ускорить про­цесс формирования индивидуального почерка работы. Объектив­ная необходимость педагогического творчества обусловлена и «сложностью и многообразностью поставленных задач, и необыч­ным многообразием конкретных педагогических ситуаций»1, и тем, что учителя, достигшие уровня творческой индивидуальности, способны вносить наибольшие «вклады» в личность своих учени­ков, оказывать влияние на их ценности, развивать их творческие способности.

В качестве факторов, тормозящих развитие творческой инди­видуальности педагога, можно назвать отсутствие отношения к деятельности как к призванию; слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному пове­дению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие умений, навыков и средств творческого самовы­ражения и др.

При определении творческой индивидуальности педагога можно говорить лишь о самых общих подходах, описывая качества, которые, будучи общими для творческих людей, проявляются каждый раз по-своему: собственно индивидуальность и заключается в этом своеобразии, уникальности при проявлении того или иного качества, и эта неповторимость, глубина личности и есть самое ценное.

1 Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978. —

Начальным этапом в формировании творческой индивидуаль­ности учителя должно быть самовоспитание, стимулирование осо­знания педагогом своей уникальности и значимости, принятие им гуманистических установок (в первую очередь принятие себя и других), развитие воображения, потребности и способности к творчеству. Это позволит преодолеть сложившиеся стереотипы привычных действий, сформирует свободу восприятия. Склады­вается фундаментальная потребность быть активным субъектом собственной жизни, чувствовать себя творцом, непохожим на других и значимым для них. Так зарождается творческая индиви­дуальность учителя, развиваются его содержательные духовно-эмо­циональные контакты с детьми.

Целью учителя-практика должно быть стремление почувство­вать и выявить свою творческую индивидуальность, неповтори­мые особенности своей личности, своеобразие своего педагоги­ческого почерка. Именно выявление и развитие своей педагоги­ческой творческой индивидуальности, непохожесть на образцы, индивидуально-своеобразные способы педагогической деятельно­сти, способствующие ее конечному успеху, обеспечат эффектив­ность деятельности учителя, позволят решать учебно-воспитатель­ные задачи с большей результативностью и получать удовлетворе­ние от своего труда.

Вопросы и задания

Объясните понятие индивидуальности и назовите факторы, которые обусловили распространение в последние годы термина «индивидуальность».

Откуда возникает трудность в безоговорочном отнесении педаго­гической профессии к разряду творческих?

Укажите особенности педагогического сотворчества.

Объясните причины сложности однозначного определения твор­ческой индивидуальности педагога.

Что вы понимаете под индивидуальным стилем деятельности педа­гога? С чего может быть начато формирование творческой индивидуаль­ности педагога?

Рекомендуемая литература

Александрова В. Г. Какая наука нужна сегодня учителю? // Магистр. —
2000. - № 2.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды:
В 2т. -М., 1980.-Т. 1.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1988.

Гильманов С. А. Творческая индивидуальность учителя. —Тюмень, 1995.

Загвязинский В. И. Развитие педагогического творчества учителя. —
М., 1986.

Мерлин В. С.Очерк интегрального исследования индивидуальности. —
М., 1986.

Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Ка­зань, 1982.

Творческая индивидуальность педагога / Под ред. В. И.Загвязинского. — Тюмень, 1991.


Наши рекомендации