II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.
Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!
Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.
III. Объяснение нового материала.
Лекция учителя (краткое изложение).
Основной конфликт и система художественных образов
В драме «Гроза» автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства». Он показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» (А. А. Зерчанинов).
Суть основного конфликта такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.
В драме выступают две группы жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть «темного царства». Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.
К другой группе относятся «жертвы» «темного царства». Это Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и по-разному его выражающие.
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Назовите действующих лиц «Грозы». Что означают их имена и фамилии? (Толкование имен – см. [28]*.)
Екатерина – разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.
Варвара – от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.
Марфа – от арамейского marta – госпожа.
Борис – сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.
Савёл – от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый
(у бога).
Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.
2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).
3. Почему «Гроза» открывается песней Кулигина?
4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?
V. Чтение по ролям I действия(если останется время).
Домашнее задание.
1. Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе «Гроза».
2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.
3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.
Урок 65
ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Цели: углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. В чем суть основного конфликта в пьесе «Гроза»?
2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?
3. Прочитайте сочинения «Роль пейзажа в пьесе Островского «Гроза».
4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?
5. Расскажите о жителях Калинова.
6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?
Действие происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!.. пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», – с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.
В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. Но это не так. За высокими заборами в купеческих домах «кипит другая жизнь», уродливая и отталкивающая. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин. Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц.
Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»
Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие – терпят.
А. Н. Островский тщательно «живописует» весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. В то же время драматург выступает и как лирик: изображая волжский пейзаж, дает почувствовать красоту и притягательность мира природы, естественности и изначальной свободы.
Выбрав местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.