II. Слово учителя или подготовленного ученика

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем — симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. — военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» — масонства и просветительства. В 1803 г. Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на ХII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 г.

Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма — «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце ХVIII — начале ХIХ в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец — результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью. Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.

Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы А. С. Пушкин с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»

II. Доклады учащихся

К этому уроку предусматривается индивидуальная подготовка учащихся. Один ученик получит задание сделать сообщение о биографии Н. М. Карамзина, другой расскажет о Карамзине как о публицисте, третий — как об историке, остальные подготовят выразительное чтение стихов (по выбору), отрывков из «Писем русского путешественника», «Истории государства Российского» и др.

III. Итоги урока

Подводя итоги урока, учитель сделает дополнение о деятельности Карамзина и как филолога, результатом которой, по словам В. В. Виноградова, стало то, что удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык» «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Карамзин преобразовал, сблизил литературный и — разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.

Касаясь деятельности Карамзина как историка, можно добавить слова, сказанные А. С. Пушкиным: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его не удовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками. Нравственные его размышления своею ироническою простотою дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи. Он употреблял их как краски, но не полагал в них никакой существенной важности».

Может быть, стоит закончить уроки тем, с чего начали, — с его произведений и прочитать стихотворение «К самому себе» («Чего робеть? Ты сам с собою! Прибегни к сердцу своему ...»). Эти стихотворные строчки не только факт времени, но и обращение к потомкам.

Литература к уроку

1. Лотман Ю. М. Карамзин. — М., 1996.

2. Эйдельман Н. Я. Последний летописец. — М., 1983.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I.— М.: Аванта+, 2000. С. 285—296.

Домашнее задание

Дается по группам. Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» названные главы (см. следующий урок), подготовить по ним обзор содержания и комментарий.

Дополнительный урок

Изучение темы «А. Н. Радищев» не включается в последние программы по литературе, не представлена эта тема и в учебнике-хрестоматии для 9 класса В. Я. Коровиной и др. Однако в «Методических советах» этих же авторов общие рекомендации по проведению обзорного разговора экскурса даются.

Как возможный вариант предлагаем следующую структуру урока по Радищеву.

Подвиг А. Н. Радищева.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Цель урока: знакомство с биографией Радищева; обсуждение «Путешествия из Петербурга в Москву» (глав).

Словарная работа: эмоционально-экспрессивная лексика: поразил, удивил, негодует, протестует, клеймит и т. п.

Ход урока

I. Беседа

— С какой фразы начинается книга? Определите лексическое значение и эмоциональную окраску опорных слов.

— Что скажет нам эта строчка об авторе?

— С какими страницами русской литературы ХVIII в. услышите вы в ней перекличку?

Хорошо, если учащиеся вспомнят державинское «Властителям и судьям», фонвизинского «Недоросля» — это ассоциации по содержанию. А по стилистике, эмоциональной наполненности, «чувственности» — произведение Карамзина. Важно подчеркнуть, что, как это ни странно, и Карамзина, и Радищева объединяют рамки одного литературного направления — сентиментализма.

Наши рекомендации