II. Жизнь А. Н. Островского. Обзор. Слово учителя
Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме профессора и литератора С. П. Шевырева. Следующая его пьеса «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») сделала его имя известным всей читающей России. С начала 50-х годов он сотрудничает в журнале историка М. П. Погодина на «Москвитянин» и вскоре вместе с А. А. Григорьевым и другими образует «молодую редакцию «Москвитянина», пытавшуюся сделать журнал органом нового течения общественной мысли, близкого славянофильству и предварявшего почвенничество. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.
Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателем и зрителем, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией — борьбой молодой влюбленной пары за свое счастье. На этой основе был создан тип «народной комедии» Островского.
В творческом пути Островского выделяются следующие периоды:
— ранний, 1847—1851, период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди — сочтемся!»;
— «москвитянинский», 1852—1854, когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»;
— предреформенный, 1855—1860, когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Бесприданница», «Гроза»;
— пореформенный, 1861—1886.
Уже в комедии «Свои люди — сочтемся!» складываются основные черты поэтики театра Островского сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируются и социальные стороны жизни; вытекающее отсюда абсолютное преобладание семейно-бытовых конфликтов; подчиненность ярких бытописательных элементов задаче изображения характеров и формирующих их обстоятельств.
В следующий период Островский обращается к поискам положительных начал. Как и друзья по «молодой редакции» «Москвитянина», идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. В пьесе «Бедность не порок» социальная конфликтность в семье Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но он уязвим перед лицом современной «цивилизации». Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, «выломившийся» из патриархального быта, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.
В пореформенный период продолжает расширяться тематический и жанровый диапазон драматургии Островского: от исторических событий и частной жизни ХVII в. (хроники, «Воевода») до самой острой злободневности; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин («Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Поздняя любовь») до современных «цивилизованных» предпринимателей («Последняя жертва», «Невольницы», «Бесприданница»), от растревоженных реформами дворянских гостиных («На всякого мудреца довольно простоты») до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастлив («Лес»).
У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков героя-интеллигента, дворянскою «лишнего человека». Обращение к этому типу в конце 60-х годов приводит к созданию своеобразного сатирического цикла: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», позже — «Волки и овцы».
Вызванный реформами подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои населения, дает материал для создания жанра драмы. Формирование этого жанра требовало поиска героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу и вызывал бы сочувствие зрителя, имея достойную цель. У Островского, не увидевшего таких героев в пореформенной реальности, центром драматического действия становится женщина. Это, естественно, переносит акцент с действия в собственном смысле на чувства персонажей и создает условия для развития именно психологической драмы.
III. Реализация домашнего задания
Обсуждение статьи об А. Н. Островском, ответ на вопросы, помещенные после статьи.
IV. Сообщения учащихся
1. Служба в Московском совестном суде — школе жизни.
2. «Колумб Замоскворечья», пьеса Банкрот
3. Вершина зрелого творчества драма «Гроза».
4. Позднее творчество — «Бесприданница».
5. О чем говорят фамилии в пьесах А. Н. Островского?