IV. Слово учителя о Б.С. Житкове

Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентяб­ря) 1882 г. в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революцион­ных событиях. Окончил естественное отделение Новороссий­ского университета (1906 г.) и кораблестроительное — Петер­бургского политехнического института (1916 г.). Был штурма­ном парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроите­лем, преподавателем физики и черчения, руководителем тех­нического училища; много путешествовал.

Печатался с 1924 г., сначала адресуясь ко взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частно­сти, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ле­нинские искры» и др. (морские повести в сб. «Злое море», 1924 г.; рассказ для детей «Дяденька», 1925 г.; «Про обезьян­ку», 1927 г.; «Кружечка под с елочкой», 1929 г.; «На льдине», 1939 г.; циклы «Морские истории», 1925—1937 гг., «Рассказы о животных», 1935 г.; повести «Удав», «Черные парус», обе 1927 г.; пьесы «Пятый пост», 1927 г.; «Семь огней», 1929 г.; сказочная повесть «Элчан-Кайя», 1926 г.; научно-художественные книги «Про эту книгу», «Свет без огня», обе 1927 г.; «Пароход», 1935 г.; книжки-самоделки, в том числе «Одень меня», 1928 г.).

Богатство жизненных наблюдений и высокая познаватель­ная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм пове­ствования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истин­ную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержан­ная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко все­му живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будням, сострадание к слабым, в том числе к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, ла­коничный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сегод­няшнего дня.

Вершина творчества Житкова — повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938 г., посмертно), где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разно­образные вопросы, возникающие у малыша при первом стол­кновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, пред­метами и животными.

Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенден­циозности в рассказах о взрослых (добрый и жадный хозяин в рассказе «На воде», нищий матрос и корыстолюбивый капи­тан, благородные революционеры и злые полицейские, черно­сотенцы и бандиты в рассказах «Вата», «Компас», «Пекарня»), доброжелательно-назидательный — в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со все­ми видовыми поведенческими признаками и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спа­сает хозяина от тигра) как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, обезьянки и т.п.).

Творчество Житкова — классика отечественной детской и анималистической словесности (продолжение традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова). Наряду с В.В. Бианки и Е.И. Чарушиным Житкова можно считать основоположником на­учно-художественного жанра в детской литературе. Его про­изведения оказали существенное влияние на многих детских писателей.

Умер Житков 19 октября 1938 г.

VI. Физкультминутка

VII. Ознакомление с рассказом Б.С. Житкова

1. Первичное чтение учителем и учащимися.

2. Беседа после чтения.

—Понравился ли вам рассказ?

—Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Словарно-лексическая работа

— Объясните значение слов:

КОРМА — задняя часть судна, лодки и некоторых дру­гих транспортных средств.

МАЧТА — вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей.

ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе суд­на, самолета, а также часть такого перекрытия, при­легающая к наружной стенке судна. ПОЛИРОВАТЬ — натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь.

ЛАКИРОВАТЬ — 1) покрывать лаком; 2) идеализи­ровать, приукрашивать.

—Подберите синонимы к словам: всамделишный (взаправ­дашний (разг.), настоящий, натуральный); смотреть (гля­деть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззриться (прост.), поглядывать, взглядывать и др.); болтаться (ви­сеть, бездельничать, ходить).

—Подберите антонимы к словам: тайком (открыто, явно); торопливо (медлительно).

—Как поняли выражение: «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро.)

IX. Итог урока

—Какой рассказ прочитали?

—О ком и о чем рассказывает автор?

Домашнее задание:подготовить выразительное чтение расска­за, чтение без ошибок.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном.

Шлепанье легкое..! Кто это — гном?

Шшш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

(В. Лунин)

1. Отработка навыков разных видов чтения.

—Прочитайте жужжащим чтением.

—Прочитайте шепотом.

—Прочитайте тихим голосом, с ускорением.

—Прочитайте выразительно.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

—О чем это стихотворение, как вы поняли?

—Кто из вас любит фантазировать? О чем? Поделитесь.

Наши рекомендации