II. Анализ списка действующих лиц
Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:
1. Говорящие фамилии.
Фамусов (от лат. Fama — молва).
Репетилов (от франц. repeter — повторять).
Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова.
2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:
принцип родовитости и место на служебной лестнице.
3. Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
4. Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П. Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (т. е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
III. Чтение I действия комедии
Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работал в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.
Явление 1—5.
— Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)
— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
— Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
— Какие герои и ситуации комичны?
— Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»).
Явление 7.
— Как и каким появляется Чацкий?
— Как встречает его Софья?
— Что раздражает Софью в Чацком?
— Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
— Против чего направлена ирония героя?
После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.
Домашнее задание
1. Прочитать I действие.
2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».
Урок 23. II действие комедии.
Обучение анализу монолога
Цель урока: II действие комедии; завязка конфликта; анализ монологов.
Словарная работа: опорная лексика, характеризующая нравственные и общественные позиции Чацкого и Фамусова, (консерватизм, прогресс, крепостничество и т. д.).
Ход урока
I. Повторение
— Какова роль первого действия в развитии сюжета?
Вопросы на проверку восприятия II действия:
— Как дома читалось это действие?
— Что показалось сложным?
Как правило, учащиеся называют длинные монологи, которыми насыщено второе действие. Отметим, что анализ монологов — одна из целей сегодняшнего урока.
II. Анализ монологов
Для дальнейшего обсуждения предлагается проанализировать монолог, ответив на следующие вопросы:
— Чем вызван данный монолог?
— Какие темы затронуты в нем?
— Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
— Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?
— С какой целью введен драматургом этот монолог?
Явление 1.
Выразительное чтение монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой».
Вопросы к данному монологу.
— В какой момент произносится этот монолог?
— О чем «философствует» Фамусов? Как события, которые он просит записать, свидетельствуют о содержании жизни людей его круга?
— Каков темп речи? (Неспешный Фамусов рассказывает об устоявшемся и для него вечном московском быте)
— Кто свидетель этого монолога и какой герой появится сразу же после его окончания? (Свидетель — бессловесный Петрушка, а появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться).
Явления 2-5.
Выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова.
— Когда ироническая перепалка людей, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?
— Завязка какого конфликта происходит здесь?
— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного поединка?
— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой против чего ополчается? (Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).
Вопросы к следующая явлениям:
— Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
— Любит ли Софья Молчалина? А он ее? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?
— Как ведет себя «влюбленный Чацкий?
Домашнее задание
1. Всем прочитать III действие.
2. Задание по группам:
— Проанализировать монолог Чацкого о «Французике из Бордо».
— По отношению к кому в тексте I-II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.
— Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
— Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.
3. Индивидуально: подготовить анализ последнего диалога Чацкого на балу.