Пути русской литературы ХХ в. (1 ч)

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ в.

М. Горький (3 ч)

Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.

М. А. Булгаков (4 ч)

Слово о писателе. « Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века (3 ч)

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

А. А. Блок (2 ч)

Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.

С. А. Есенин (2 ч)

Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.

В. В. Маяковский (2 ч)

Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви. Особенности стиха Маяковского.

А. А. Ахматова (1 ч)

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

М. И. Цветаева (1 ч)

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.

Н. А. Заболоцкий (1 ч)

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Стихотворения о человеке и природе.

М. А. Шолохов (1 ч)

Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

А. Т. Твардовский (2 ч)

Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. «Я убит подо Ржевом...»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Героя я проблемы современной прозы (2 ч)

Произведения о Великой Отечественной войне. Жанровое богатство. Рассказы и повести В. М. Шукшина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина (по выбору учащихся или учителя). Нравственная проблематика современной прозы. Особенности сюжетов, языка и героев.

Обобщающий урок во программе 9 класса (2 ч)

Тест по произведениям, литературным направлениям и теоретическим понятиям, изученным за учебный год.

Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир (2 ч)

«Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. Мастерство Шекспира-драматурга.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА

Урок 1. Вводный

Цель урока: обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемых в 9 классе.

Словарная работа: шедевры, основное базовое образование.

Ход урока

I. Знакомство со школьным учебником и программой курса для 9 класса «Шедевры русской литературы»

Важно раскрыть перед ребятами понятие «шедевры русской литературы». Ведь основной задачей курса является раскрытие богатства русской литературы, бесконечного многообразия ее форм. Целесообразно законспектировать в тетради основные разделы курса:

— Древнерусская литература.

— Литература ХVIII века. Классицизм. Сентиментализм.

— Литература ХIХ века. Романтизм. Реализм.

— Литература ХХ века.

II. Работа со вступительной статьей учебника-хрестоматии «Слово к девятиклассникам». Чтение и беседа

— Как вы понимаете выражение «основное базовое образование»?

— Почему в программу включены произведения второй половины ХIХ и ХХ вв. (сравним с традиционным линейным курсом)?

— Почему освоение данной программы требует от ученика самостоятельности, инициативы и творчества?

— Какого вида чтения потребуют изучаемые произведения? Готов ли вы к такому чтению?

III. Обмен мнениями о личном читательском опыте девятиклассников

— Какие из прочитанных летом книг заинтересовали вас?

— Какие из них было трудно читать и почему?

— Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали читать и понимать книги?

— Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

IV. Завершающее слово учителя с напутствиями и пожеланиями

Домашнее задание. Чтение «Слова о полку Игореве».

Наши рекомендации