Общая характеристика жизненного и творческого пути Г.Р.Державина, его поэтические новаторства и значение в истории русской литературы.

Державин Гавриил (Гаврила) Романович [3(14).7.1743, деревня Кармачи или деревня Сокуры (ныне село ДержавиноЛаишевского района Татарстана), — 8(20).7.1816, имение Званка в Новгородской губернии], русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759—1762). С 1762 г. Державин служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Произведенный спустя 10 лет в офицеры, участвовал в подавлении пугачевского восстания. Некоторое время служил в Сенате. После сочинения «Оды ... к Фелице» (1782), обращенной к императрице, был награжден Екатериной II, через некоторое время назначен губернатором олонецким (с 1784 г.) и тамбовским (1785—1788). После отставки с должности кабинет-секретаря Екатерины II (1791—1793) назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802—1803 гг. министр юстиции. С 1803 г. в отставке.

Впервые выступил в печати в 1773 г. Державин стал подлинным преобразователем стилистики русского стиха. Его оригинальный поэтический стиль нашел яркое выражение в одах конца 1770-х — начала 1790-х годв: «На смерть князя Мещерского», «Фелица», «Бог», «Видение Мурзы», «Водопад» и др. Наряду с прославлением монарха, полководцев одическая поэзия Державина включала изображение недостойных вельмож, нравов придворного общества, а также интимно-лирические мотивы. Соединяя элементы оды и сатиры в пределах одного произведения, Державин одновременно разрушает иерархию ломоносовских «штилей», демократизируя лексику своих од, внося в них слова, заимствованные из «среднего» и «низкого» штилей. Словарь Державина наряду с высокими книжными речениями изобилует живыми «простонародными» словами и оборотами. Предельной резкости и силы голос Державина достигает в особом, тематически примыкающем непосредственно к сатирическим одам жанре религиозно-обличительных од, представляющих по большей части переложения библейских псалмов. В 1790-е и в начале 1800-х годв в творчестве Державина преобладает анакреонтическая лирика. Декларируя отказ от торжественной оды и обращаясь к интимной лирике, Державин тем самым полемизирует с эстетическими принципами высокой придворной поэзии, провозглашенными Ломоносовым. Эстетические воззрения Державина выражены им в трактате «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» (1811—1815).

С 1780-х годов вокруг Державина собрался литературный кружок, в который входили его друзья Н. А. Львов, В. В. Капнист и И. И. Хемницер. Их объединяли идеи умеренного дворянского просветительства, а в литературных взглядах — освобождение от риторики классицизма, стремление к поэтической естественности и простоте. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русского слова», собиравшемся у него дома. Здесь он своим авторитетом подкреплял литературных «архаистов», противостоявших «новаторам»-карамзинистам. В последние годы жизни Державин обратился к драматургии и написал ряд пьес, знаменующих, по общему мнению современников, упадок его былого таланта («Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна», «Евпраксия» и др.). Несмотря на это, Державин до конца жизни оставался признанным патриархом русской поэзии, почитаемым всеми литературными партиями.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

Творчество Державина принадлежит позднему классицизму. Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем.взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму.

Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших клас­сикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот влитератур­ном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник.

Наши рекомендации