Сквозь огонь войны прошедшие (8 ч.)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
С.Эмин. Стихотворения«Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта», «Джеллятлар»; Дж.Аметов, Энвер Арифов «Абдул Тейфукъ» (отрывок из повести); Р.ХалидРассказ «Ватан хызметине берильген омюр»; Р.Мурад.Стихотворения «Генералнынъ икяеси», «Биль джеллят», «Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров.«Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л.Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А.Велиев.«Байраккъа тамгъан козьяшлар (отрывок из повести).
А.Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ (12 ч)
Черкез-Али Стихотворения «Ювез», «Тапсам да анамны», «Анамнынъ седасы», «Майренинъ икяеси».
Ш. Селим Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде», «Къаргъыш».
А. Велиев «Сюргюнлик хатыралар».
А.Осман «Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя.
Э. Умеров Рассказы «Къара поездлар», «Янгъызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору).
Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ».
Шерьян Али «Хатырылар юкю» (очерк).
Ш. Аппазов Стихотворение «Хатыра».
Ш. Рамазанов «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа).
У. Эдемова «Айдын геджеде»(отрывок из романа).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Народные песни (по выбору)
Н. Челебиджихан «Я поклялся…».
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе» (включая отрывок из прозы).
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 6 классе (68 ч.)
На изучение художественных произведений – 52 ч.
Уроки развития речи – 8 ч.
Дополнительное чтение – 5 ч.
Резерв – 3 ч.
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (7 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.
Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
А. Велиев. Детские анекдоты.
Литературная сказка (2 ч)
Э.Селямет «Алтын балта акъкъында масал»; Б. Мамбетов «Демирджи къарт», «Къатмер гуль», «Бал къая»;Н.Умеров«Бир дели акъкъында масал»;Ш. Селим«Джумерт йылан, алидженап къарт ве хиянет косе акъкъында масал».
Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ(8 ч.)
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», «Бир изинъ беринъиз», «Яз акъшамы эв алдында»; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме», «Мектеп»; Дж. Керменчикли «Озь тилимиз», «Татарым;К. Джаманакълы «Бу меним тилим»;Гъ. Булгъанакълы «Ана тилим»;И. Абдураман «Ана тилим», «Ольдюрменъиз, иншалла»; М. Ниязий «Татар бармы, деп сорагъанларгъа»; О. Амит «Ватаным меним»; М.Сулейман «Котериль юртум»; Р.Мурад «Тувгъан тиль», «Сенинъ ичюн», Ватан», «Анам»; Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа»; Р. Бурнаш «Сакъавланма. эй кадяй»
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (11 ч.)
Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы».Драматизм произведения.
Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев.Воспитание чувства милосердия и сострадания к людям.
И.Эмиров. Рассказы «Алма давасы», «Бостанда».
И. Абдураман. Стихотворение «Огют».
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Дёрт тальтинке». Нравоучительное содержание произведения
А. Дерменджи. «Таир ве Мурат». Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера.
Р.Бурнаш. Стихотворения «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар». Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное содержание произведения.
Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия рассказа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.Речевая характеристика героев.
РОДНАЯ ПРИРОДА