В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

Встречи Чичикова с пятью помещиками, их портретные зарисовки и характеристики наглядно отражают представление автора о различных формах деградации человека.

Манилов - совершенно бесконфликтный человек. Голубые глаза его были сладкие как сахар, всем своим обращением и поведением он источал лесть и мед, Все окружавшие его люди были в его глазах прелюбезнейшими и предобрейшими. Сам он производил впечатление милейшей души человека. Но когда люди узнавали его лучше, они понимали, что Манилов ни рыба, ни мясо, или, как говорит о нем сам автор поэмы Николай Васильевич Гоголь, ни в городе Богдан, ни в селе Селиван, Его беседка с надписью «храм уединенного размышления», крестьянские избы без единого деревца, бабы с полупустой сетью в пруду показывают читателям не хозяина своего поместья, а человека, отрешенного и отрешившегося от своих обязанностей и безразличного ко всему происходящему. Этакий философ-мечтатель губернского масштаба.

Возвращаясь от Коробочки, Чичиков сталкивается с Ноздревым, с которым ранее успел познакомиться на обеде у прокурора. Игрок, кутила, прожигающий жизнь, человек, полный сил и энергии, зажигающий и заряжающий своей энергетикой окружающих, в придачу, враль такой, каких белый свет не видывал и шулер – вот что такое помещик Ноздрев. Ноздрева тоже можно противопоставить Манилову. Но иначе. Если Манилов был учтив до приторности, то Ноздрев был напротив груб и неотесан, как простой мужик. Запросто переходил на ты, говорил, не дожидаясь ответа собеседника. Что, пожалуй, так роднило Ноздрева и Манилова, так оба были прескверными хозяевами для своих крестьян. В разговоре о ревизских душах с Чичиковым, Ноздрев продемонстрировал свой нрав картежника и шулера, драчуна и грубияна. Он не хотел продавать их, хотел разыграть. За отказ от игры готов был применить к Чичикову физическую силу. И только появление капитана-исправника спасло Чичикова от побоев.

Их объединяют отсутствие высоких побуждений, безразличие к судьбам родины и народа, корыстолюбие, узость интересов, грубый эгоизм, притупление всех человеческих чувств, умственное убожество и ограниченность.________________________________


Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Григорий Александрович Печорин, герой романа М. Лермонтова, вызвал у меня неподдельный интерес. Люди из окружения Печорина называют его то "странным" и "опасным", как княжна Мери, то "ветреным человеком", на которого "нельзя положиться", как Максим Максимыч, то признаются ему в любви, как Вера, то отмечают невероятную "искренность того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки", как это сделал сам автор.

Он сознавал, что является причиной многих и многих бед и даже трагедий для всех тех, кто с ним соприкасается. Как будто его основное занятие - делать людей несчастными: Бэла и Грушницкий погибают, тяжело страдает княжна Мери, становится жертвой коварства Печорина отец Бэлы, которого убивает Казбич, глубоко оскорблен в своих дружеских чувствах к Печорину Максим Максимыч, нарушена жизнь «честных контрабандистов», а слепой мальчик остается совсем один, и это для него оборачивается тоже трагедией. Какую цель имели все эти поступки? Для чего он вмешался в чужую жизнь и разрушил ее? От скуки и ради собственного удовольствия! Все это делает этого человека крайне непривлекательным и опасным для общества, потому что ради того, чтобы получить удовольствие, он переступает не только законы нравственные, не только идет против совести, но и совершает уголовные преступления. И хотя его никто не наказывает, преступления–то совершены! А самое неприятное то, что он не чувствует за собой никакой вины, а оправдывает себя дурными нравами в обществе, которые якобы испортили его.

Ему нравится власть над людьми, нравится мучить людей – все это является следствием страшной гордыни, которая и его мучит, потому что счастья он тоже не испытывает. Скука жизни преследует его, томит, толкает на бессмысленные авантюры с риском для жизни, и в конце концов он погибает, потому что жить ему нечем, истощились все силы его души на пустые развлечения. Он так и не отыскал высокого смысла своей жизни, который он подозревал и ради которого ему были даны и ум, и здоровье и душевные силы.

Судя по противоречивым отзывам о Печорине, людей, его окружающих, условно можно разделить на друзей и врагов (или помягче - недоброжелателей). Двое мужчин и одна женщина(Вернер, Вера, автор) понимали Григория Александровича до конца и принимали его таким, каким он был, со всеми его положительными качествами и недостатками. Автор понимал своего героя, находил в его характере некоторые замечательные черты. Даже после рассказа Максима Максимыча, показавшего Печорина в невыгодном свете, автор сумел разглядеть в Григории Александровиче "привычки порядочного человека", "некоторую скрытность характера", "нервическую слабость" и "глубокую постоянную грусть". Именно автор назвал Григория Александровича Печорина "героем нашего времени", и это понятие приобрело с тех пор самый широкий смысл._______________



Наши рекомендации