Сатира на помещичью Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

В своей "Авторской исповеди" Н. В. Гоголь указывает, что на мысль написать "Мертвые души" его натолкнул А. С. Пушкин... "он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что даёт свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров". Гоголь хочет сказать в своей книге "горькую правду", вывести из забвения, в котором "спит ум". Это стремление автора продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы.
В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это "не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества".
Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в "Мертвых душах",наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах.
С большой художественной выразительностью в "портретных" главах дана картина морального упадка помещичьего класса.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - нарождение крепостнического строя.
Кто же стоит первым в галерее этих героев?
Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по 'ближайшим поместьям с целью приобретения "мертвых душ".
Манилов - "...человек видный: черты лица... не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность "бескорыстного философа", изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою "говорящую" - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, "обтянутые просто рогожей", "щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями" стоял на столе, а рядом с ними помещался "какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале". Не мудрено, что у такого хозяина "довольно пусто в кладовой", приказчик и ключница - воры, слуги - "нечистоплотны и пьяницы", а "вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время".
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами", вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка", приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его "труда", как "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками". Таков образ "рыцаря пустоты", вызывающий грустную улыбку.
Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё "хорошая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она "знала почти наизусть". Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится "продешевить" при продаже Все "новое и небывалое" пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые "уже никуда не нужны". "Дубинноголовая" Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц. Иной тип представляет Ноздрев. Он полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него "неугомонная юркость и бойкость характера". Он буян, кутила, враль, "рыцарь кутежа". Он не чужд хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать "куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите". Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Собакевич - "чертов кулак", такое определение дает Чичикова. Собакевич - это воплощение прочной силы, он "человек здоровый и крепкий", которого природа "рубила со всего плеча", а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески "рекламируя" Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о Собакевиче.
Замыкает галерею помещиков Плюшкин - "прореха на человечестве".
Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда "всё текло живо" и когда он обратился в " прореху на человечестве". Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что "омертвение" души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в "Скупом рыцаре". Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости".
Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей.
Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям.





56 Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Стихотворения Ф. И. Тютчева раскрывают жизнь человеческой души, собственные переживания и радости, "весну" и "осень" сердца. Поэта интересуют вечные общечеловеческие ценности, вечные идеалы. Безусловно, такой вечной ценностью для Тютчева является природа как богатейший самостоятельный мир, наделенный чувствами и эмоциями. Все в природе заслуживает внимания поэта.
С одной стороны, природа для поэта - это объект созерцания и восхищения, другой - непостижимый сложный мир, над которым не властны внешние силы. У Тютчева между человеком и природой изначально существует разлад, который мешает человеку соединиться с "общим хором" ("Певучесть есть в морских волнах"), в котором царят полная гармония и созвучие. В этом стихотворении поэт говорит, что у человека, в отличие от природы, нет полной свободы: он зависит от предрассудков, обязательств, общечеловеческих законов. Природа же естественна и ни от чего не зависит.
Тютчев разделяет жизнь природы и жизнь человека; он как бы делит мир на дневной и ночной. В первом властвует человек. Ночи же он отводит особое место, потому что только в это время человек не заглушает природной "музыки". Природа "хозяйничает" в ночи и можно острее ощутить ее красоту и величие, потому что в этот момент все сущее так же "таинственно, как в первый день созданья". Несмотря на разлад между природой и человеком, он может познать этот сложный, многомерный мир, в котором есть душа, свобода, язык, и слиться с миром природы. Именно ночью поэт чувствует себя частичкой природы. Ночью взо'ру человека предстает бездонное звездное пространство, которое соединяет его со Вселенной:

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
"День и ночь". Начало 1839

 

Природа в лирике Тютчева двойственна: поэт наделяет ее противоположными качествами. Она хаотична и гармонична одновременно. Й то и другое имеет свой способ выражения, и человек может понимать или не понимать язык природы:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Перед таким огромным, необузданным миром человек ощущает себя незащищенным и бессильным. Человек слаб не только в общении с вселенной. Он считает, что мир души нельзя открывать "наружному шуму", иначе человек потеряет силу и богатства своего внутреннего мира. Нельзя даже делиться с кем-то своими мыслями, надеждами, потому что невозможно вполне понять переживания, не прочувствовав их, а словами не передать то, что кипит в душе:

Как сердцу высказать себя?
Другому как помять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
"Silentium"

 

Наверное, можно говорить о том, что раскрытие темы любви в творчестве Тютчева тоже носит философский характер. Любовь в понимании Тютчева - "поединок роковой", в котором один из любящих неизбежно страдает. По его мнению, самоубийство и любовь разделяет только один шаг:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
"Близнецы"

 

В данном контексте, самоубийство - не физическое лишение жизни, а медленное, мучительное затухание любящего сердца.
Еще одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как видно из стихотворения "Цицерон", "Последний катаклизм", в совершенстве познать что-то глобальное можно только в минуты разрушения:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
"Последний катаклизм". 1830

 

Но это может не каждый. Поэт говорит о ненасытной человеческой мысли , которая стремится достичь высот познания, и это ей не удается. Только избранники Бога, такие как Цицерон, могут, увидев крушение города или мира, понять их:

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!
"Цицерон". 1830

 

Человек осознает истинную цену, всю глубину того, чем владеет только тогда, когда чувствует, что теряет это, что обладает этим в последний раз. В этом случае для него на время исчезает все вокруг, и это что-то становится главным и дорогим. В стихотворении "Я лютеранин люблю богослуженье..." Тютчев призывает каждый раз молиться так, словно это в последний раз. Именно тогда душа сольется с Богом, и он услышит обращенные к нему молитвы.
Всю поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы жизни, любви, смерти, бессмертия, познания.

Наши рекомендации