Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки.
Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Карамзин едва ли не первый в русской литературе открыл «живую душу» в «маленьком человеке», в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют», — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Писатель не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Он ищет причину трагической развязки повести в личных свойствах характеров Лизы и Эраста. Между тем причину нужно искать в существовавшем тогда в России социальном неравенстве, в том, что Эраст был дворянин, а Лиза — крестьянка.

Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям к бедам, защита слабых, утнетенных и безгласных. Гуманные чувства, умение сочувствовать» и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной дня эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внешний мир отдельной личности._____________________________

В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Словарь дает два определения слову "Недоросль": "это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу" и "глуповатый юноша - недоучка". Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки.

Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» - значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа.

В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.

Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль "быть полезным своим согражданам" в эти головы прийти не может.___________________________________________________

Какие «вечные» вопросы поднимает Г.Р. Державин в своих стихотворениях?

Новое содержание поэзии требовало новых форм его выражения. Этот поиск Державин начал с трансформации жанра торжественной оды.

Будь страстей твоих владетель,

Будь на троне человек!

В этих двух строках отражен взгляд Державина на личность монарха: царь, прежде всего человек, и только человек. Поэт высказывает здесь и свой творческий принцип -- он собирается изображать не человека вообще, а человека со всеми присущими ему качествами.

"Фелица" -- наглядный пример нарушения классицистской нормативности. В этой оде поэт соединяет похвалу императрице с сатирой на ее приближенных, резко нарушая чистоту жанра, за которую ратовали классицисты

Важное место в творчестве Державина занимают гражданско - обличительные стихотворения, среди которых особенно выделяются "Вельможа" (1794) и "Властителям и судиям" (последняя редакция -- 1795 год).

Положив в основу "Вельможи" раннюю оду "На знатность", Державин сделал попытку нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и назначенного выполнять волю государя.

Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом.

Он только хлопает ушами.

Значительное место в творчестве Державина занимает героико-патриотическая тема. Боевые подвиги русского народа поэт прославлял, начиная с 80-х годов, когда шла русско-турецкая война, и кончая победами над Наполеоном ("Осень во время осады Очакова" (1788), "На взятие Измаила" (1790), (1807), "Заздравный орел" (1791 -- 1801), надпись "Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову" (1795)и др. Главным героем этого цикла является "росс" -- обобщенный образ русского воинства:

: Огонь, в волнах неугасимый,

Очаковские стены жрет,

Пред ними росс непобедимый

И в мраз зелены лавры жнет;

Седые бури презирает,

На льды, на рвы, на гром летит,

В водах и в пламе помышляет

Или умрет, иль победит.________________________

Наши рекомендации