Основоположники теории и методики обучения дошкольников родному языку: М.Х. Свентицкая, А.С. Симонович, Ю.И. Фаусек, Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, Е.И.Тихеевой.
Мария Хрисанфовна Свентицкая особое место среди игр и занятий отводила рассказыванию и беседам, разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Актуальны сегодня ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в непринужденной форме обсуждают их с воспитателем. Ею опубликованы «Русские народные сказки для маленьких детей» (1912, 1913), «Рассказывание» (1916).
Аделаида Семеновна Симонович составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими — чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами.
Елизавета Николаевна Водовозова. Анализируя труд Е. Н. Водовозовой, можно выделить следующие задачи речевого развития детей: 1)обогащение, закрепление и уточнение, активизация словаря; 2)формирование грамматического строя речи; 3)развитие связной речи, в основном диалогической; 4) обучение грамоте; 5)ознакомление с художественной литературой и устным народным творчеством.
В 1913 году в Санкт-Петербурге Юлия Ивановна Фаусек открыла первый в России платный детский сад по системе М. Монтессори, где в качестве основы обучения должно было выступать воспитание интеллекта. В развитии языка Ю.И. Фаусек выделяет две основные составляющие: 1) развитие устной речи - формирование словарного запаса, понимание устной речи, владение связной речью, развитие дикции и формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха; 2) развитие письменной речи - обучение письму и чтению.
Е. Н. Водовозова большое значение придавала развитию речи в связи с развитием органов чувств. Положительной оценки заслуживают попытки широкого применения автором на этих занятиях произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок. Е. Н. Водовозова подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Большое внимание уделяла отбору книг для дошкольников, выдвинула требования к детской книге.
На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Луиза Карловна Шлегер было составлено несколько выпусков пособия под названием «Материалы для бесед с маленькими детьми», в которых фотографическими снимками проиллюстрированы результаты бесед с детьми, указана литература для воспитателей. В беседах нужно было ориентироваться на то, с чем сталкивается ребенок в процессе жизнедеятельности. Такая установка вела к отрицанию особой роли воспитательной работы при чтении художественной литературы, использованию наглядности, а также выразительного и образного слова воспитателя. В детском саду Л.К. Шлегер практиковались и свободные разговоры с детьми, что способствовало развитию способности выражать свои мысли просто и ясно, «язык обогащался рассказами, песнями, стихотворениями и драматизацией».
Елизавета Ивановна Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом и, что особенно значимо, на основе собственного педагогического опыта. Теоретическую основу разработанной Е. И.Тихеевой системы составляют следующие положения:
1) развитие речи осуществляется в единстве с сенсорным и умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие- языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;
2) речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
3) речь детей развивается в деятельности, и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;
4) руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;
5) обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;
6) обучение тесно связано с жизнью детей и их интересами;
7) развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
Е.И. Тихеева определила основные направления (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
1) развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ее структурой.