II . Основные положения теории Раскольникова.
1. Раскольников делит всех людей на два разряда: на «обыкновенных», которые живут в послушании, и «необыкновенных», которые способны «в среде новое слово сказать».
2. Эти «необыкновенные» люди, если того требует их идея, разрешают себе «переступить хотя бы и через труп, и через кровь».
Кеплер и Ньютон, например, будь на их пути препятствие, имели бы право и даже обязаны были устранить 10 или 100 человек, чтобы донести свои открытия миру.
Крушение теории Раскольникова
III . Аргументы, разоблачающие теорию Раскольникова.
1. Достоевский не может принимать «социальную арифметику» Раскольникова, в основе которой лежит уничтожение хотя бы одной жизни. Поэтому он с самого начала доказывает несостоятельность теории, считая, что нет таких критериев, по которым можно было бы разделить людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».
2. Желая спасти людей и принести добро «униженным и оскорбленным», Раскольников вместо этого во время совершения преступления убивает Лизавету, одну из тех, кого он хотел спасти.
3. Желая принести добро людям, Раскольников становится виновником многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки и др.).
4. Уязвимость своей теории чувствует и сам герой. «Это человек-то вошь»,- говорит ему Соня. «Да ведь и я знаю, что не вошь»,- отвечает Раскольников.
5. По теории Раскольникова, Соня, Катерина Ивановна, Дуня, его мать – люди низшего разряда, и их надо бы презирать. Однако он любит мать и сестру, преклоняется перед Соней, то есть вступает в противоречие со своей теорией.
6. Желая быть в числе «необыкновенных», он становится похожим на Лужина, Свидригайлова, но именно этих людей он глубоко ненавидит, то есть ненавидит тех людей, которые живут по его теории.
7. Для Раскольникова Лужин, Свидригайлов, старуха-процентщица – люди низшие, однако, с другой стороны, для того же Лужина сам Раскольников – человек низшего сорта, через которого можно переступить.
8. Совершив преступление, Раскольников мучается, страдает, а ведь «необыкновенный» человек сделал бы это «без всякой задумчивости». И эти муки совести – свидетельство того, что в Раскольникове не погиб человек.
9. Сон, который приснился Раскольникову на каторге, - доказательство того, что его теория ведет к хаосу, к гибели человечества.
10. На каторге происходит духовное исцеление Раскольникова, когда он признается в несостоятельности своей теории и принимает правду Сони, правду христианского смирения и прощения.
Толстой Лев Николаевич (1828 -1910)
Жизненный и творческий путь
Чтоб жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать,
и опять бросать,
и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость.
Л.Н. Толстой
«Великий писатель земли русской» (по словам И.С. Тургенева) родился 28.08.1828 года в имении Ясная Поляна под Тулой. Детство Толстого и трех его братьев и сестры омрачилось смертью родителей – Марии Николаевны (в 1830 году) и Николая Ильича (в 1837 году). В 1841 году детей перевозит в Казань их опекунша сестра отца П.И. Юшкова. Для будущего создателя «Войны и мира» семейные отношения были важным моментом в жизни, поэтому многочисленные его родственники (в том числе и родители) стали прототипами главных героев романа-эпопеи.
В 1844 году Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, в 1845 году переводится на юридический факультет, а в 1847 году, не закончив курса. Уходит из университета и пытается заняться хозяйственной деятельностью в полученной во владение Ясной Поляне. Довольно часто он посещает Москву и Петербург, но «находит себя» на военной службе на Кавказе (1851). С 1847 года Толстой ведет дневник, ставший для него школой литературного мастерства.
Именно в дневнике появляется пристальное внимание к малейшим движениям души, проявившееся в первых его повестях «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность»(1857), напечатанных в «Современнике» и получивших восторженный отзыв Некрасова.
В 1854 году Толстой переводится в действующую армию. Во время Крымской войны он участвует в обороне Севастополя. Находясь в осаждаемом городе, он пишет цикл очерков «Севастопольские рассказы»(1854 -1855).
В конце 1856 года Толстой в чине поручика выходит в отставку, едет в Петербург и начинает сотрудничество с «Современником». Период с 1856 по 1862 год – этап творческих поисков писателя. Рассказы «Люцерн» (1857), «Три смерти» (1859), неоконченная повесть «Казаки» (1853 - 1863) – это постоянные раздумья писателя о различных моральных устоях господ и народа.
В начале 60-х годов Толстой с головой погружается в общественную работу, он приветствует реформу 1861 года, отстаивает интересы крестьян, увлекается педагогической деятельностью, открывает народные школы в Ясной Поляне и ее окрестностях. После женитьбы в 1862 году на дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс он окончательно поселяется в имении и становится главой постепенно увеличивающейся семьи: у Толстых родилось 13 детей (пятеро из них умерли в младенчестве). Здесь, в Ясной Поляне, он начинает работать над романом – эпопеей «Война и мир» (1863 - 1869).
Если в «Войне и мире» Толстого прежде всего интересовала «мысль народная», то в следующем романе, «Анна Каренина»(1873 - 1877), по его словам, ключевой становится «мысль семейная».
В начале 80-х годов после серьезного духовного кризиса он пишет публицистические статьи «Исповедь» , «Со мной случился переворот» и др.
Поздний Толстой представлен такими шедеврами, как рассказы «Холстомер» , «После бала» , повести «Смерть Ивана Ильича» , «Крейцерова соната» , «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат» , драмы «Власть тьмы» , «Плоды просвещения» , «Живой труп» и др.
В романе «Воскресение»(1889 - 1899) Толстой обнародует собственную религиозную доктрину, основанную на непротивлении злу насилием и призывом к «опрощению», то есть переходу к крестьянскому образу жизни. За искажение традиционного христианства в 1901 году Толстой был отлучен Священным Синодом от церкви и предан церковной анафеме (проклятию).
В конце XIX - начале XX века граф Толстой – непререкаемый нравственный авторитет для большей части русской интеллигенции, живое воплощение совести и даже полусвятой. Однако такое положение дел и образ жизни перестали удовлетворять его, и осенью 1910 года Толстой уходит из Ясной Поляны тайком от семьи и поклонников, садится в самый простой железнодорожный вагон поезда, следовавшего в южном направлении. Но еще по дороге он простудился и заболел воспалением легких. На станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне – станция Лев Толстой) он умирает.
Похоронен Толстой в Ясной Поляне, в любимом лесу над оврагом, в могиле без памятников и эпитафий.