Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?»

Я буду зачитывать отрывок, а вы должны угадать название сказки. Кто больше всех отгадает, тот и станет победителем.

1.«Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две»(«Колобок»).

2.«Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук»(«Лисичка со скалочкой»).

3.«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут»(«Репка»).

4.«Снесла курочка яичко, - яичко не простое, а золотое»(«Курочка Ряба»).

5.«А лиса наварила манной каши и размазала по тарелкам»(«Лиса и журавль»).

6.«На следующий день Заяц и Еж встретились на краю поляны. Решили бежать через поляну к старому пню»(«Еж и заяц»).

7.«На столе Машенька увидела три миски с кашей. Очень большая миска была Михаила Ивановича, поменьше – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина».(«Маша и три медведя»).

Подведение итогов, выявление победителей.

Педагог

Молодцы! Сегодня мы будем читать сказки о животных. Отберите с нашей выставки книг сказки о животных. Почему вы так решили? (По названию и иллюстрациям).

Первой я хочу вам прочитать русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». Послушайте ее внимательно.

Выразительное чтение сказки педагогом.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Понравилась ли вам сказка?

- Испугались ли вы во время чтения? В какой момент вам стало страшно за петушка? (Зачитайте этот отрывок:«Петушок не послушался кота, его схватила лиса»).

- В какой момент вы радовались за героев?(Зачитайте этот отрывок: «Когда кот выручил из беды петушка»).

- Какие предметы встретились в сказке?(Гусли, лукошко) Что такое гусли?Что такое лукошко?(Педагог демонстрирует иллюстрации предметов).

- Что в сказке повторяется?(Песенка лисы и петушка).

- Какой была лиса?(Льстивая).Давайте выучим песенку лисы.

- Каким был петушок?(Доверчивым).Давайте вспомним его песенку.

- Как же кот сумел победить лисицу?

- Чем заканчивается сказка? Чему нас учит сказка? (Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой).

Давайте поиграем в такую игру. Подберите к каждому герою из левого столбика подходящее отчество, фамилию или прозвище из правого столбика (Столбики записываются на доске).

Лиса Болотная

Кикимора Патрикеевна

Мышка Смоляной бычок

Лягушка Золотой гребешок

Петушок Квакушка

Бычок Норушка

Зайчик Горыныч

Змей Базилио

Кот Побегайчик

Проверка и подведение итогов задания.

Педагог

Прочитаем еще одну сказку о животных «Заюшкина избушка».

Чтение детьми сказки вслух.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто главные герои сказки? (Лиса и заяц).

- Что произошло между зайцем и лисой? Зачитайте отрывок.

- Как вы можете охарактеризовать лису? (Хитрая, коварная, злая).

-Как можно охарактеризовать заюшку? (Добрый, доверчивый, безобидный).

- Кто пытался помочь зайке? (Собаки, волк, медведь).

- Кто действительно удалось помочь зайцу? (Петух).

- Что в сказке повторяется? Зачитайте эти отрывки. (Рассказ зайчика, угрозы лисы)

- Чему учит нас эта сказка? (Без друзей жить плохо. Хорошие друзья нужны и в беде и в радости).

Итоговая беседа:

Педагог

- Какие сказки мы сегодня читали (Сказки о животных, русские народные сказки).

- Что вам больше всего понравилось в этих сказках?

- Что полезного для себя вы возьмете из них?

Домашнее задание:

- подберите 3 пословицы или поговорки о дружбе и взаимопомощи. (Например, «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством», «Друг познается в несчастье», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Друга ищи, а найдешь – береги»);

- найдите и прочитайте по одной русской народной сказке и авторской сказке о животных (русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Пшеничный колосок», «Крылатый, мохнатый и масляный», авторские сказки В.Даль «Ворона», К.Д.Ушинский «Плутишка кот», любая сказка А.Н.Толстого из серии «Сорочьи сказки»);

- придумайте свою сказку о животных.

Последнее занятие этого месяца (1 час) посвящается обсуждению каждого домашнего задания. Дети приносят книги с прочитанными сказками, организовывают выставку книг, рассказывают о прочитанных сказках одноклассникам, зачитывают свои сказки.

Занятие 5.

Тема: «Произведения о Родине и ее защитниках»(3 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии книг о Родине;

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить воспринимать образное содержание произведения;

- уточнять представления детей о характере героя;

- закреплять навык выразительного чтения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Оборудование занятия:выставка книг о Родине и ее защитниках (М. Исаковский «У самой границы», А.Гайдар «Поход», Б.Никольский «Про тренировку»), дидактические задания по теме занятия, доска, мел, спички, тетрадь.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

- Как называется наша страна?

- Чем она является для каждого из нас? (Родиной).

- А как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей).

Послушайте стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой «Родина».

Педагог зачитывает стихотворение.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Автор, как и вы, считает, что у каждого человека своя Родина.

- В каких строках выражена главная мысль этого стихотворения? («Родина бывает разная, но у всех она одна»).

Вот и у нас вами Родина одна – Россия, но каждому мил и дорог свои маленький уголок огромной страны.

Я думаю по нашей беседе, по прочитанному стихотворению, по выставке книг, вы уже догадались, что темой нашего урока будет «Произведения о Родине и ее защитниках».

Давайте внимательно посмотрим на выставку книг. Какие произведения на ней представлены?(Стихи и рассказы).

О чем они? (О нашей Родине и ее защитниках).

Как вы думаете, почему мы в феврале будем читать книги по этой теме? (Потому что 23 февраля – день защитника Отечества).

Прочитайте самостоятельно стихотворение М.Исаковского «У самой границы».

Самостоятельное чтение стихотворения.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- От имени кого написано стихотворение? (От имени солдата – пограничника).

- Какие строчки стихотворения показывают различные стороны жизни людей нашей страны?

- Какой вывод делает автор в конце стихотворения? («Родину надо беречь»).

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Любой солдат, чтобы защищать Родину должен быть внимательным, сообразительным, обладать хорошими знаниями. Давайте попробуем выполнить задание, тренирующие эти качества. Я буду читать вам стихи, а вы находите в них ошибки:

1.Воют волками метели

В зимнем месяце апреле (апрель не зимний месяц).

2.Для перины и подушки

Мягкий пух дают лягушки (гуси и утки).

3.Хорошо в футбол играем,

Шайбы часто забиваем (мячи).

4.У сосны иголки

Короче, чем у елки (иголки у сосны длиннее).

5.Будешь «Туча» с «Я» писать,

То получишь сразу «пять» (не пять, а два).

6.Рыбкам маленький сачок

Сплел умелец-паучок (не рыбам, а мухам).

Подведение итогов задания.

Педагог

Теперь выполним такое задание: в течение 5 секунд посмотрите на «карту» и постарайтесь запомнить расположение объектов, затем в тетрадях сами нарисуйте такую «карту».

О   Р
Н Э  
    Т

Подведение итогов задания.

Педагог

Следующее задание будет такое: прочитайте высказывание, используя стрелки.

А

Т Б О Д Е
Ы В Л Ж Ц
А М О Я Д
Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru   Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru   Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru
         
  Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru      

Б

Т А К Ж А
О Б В Р Т
         
Н И Д Е Ь
Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru     Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru
         
    Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?» - student2.ru    

Ответы: «Ты молодец», «Так держать».

Подведение итогов выполнения задания.

Педагог

Посмотрите, на нашей выставке книг есть книга А.Гайдара «Поход». Рассмотрите ее. Сколько в ней рассказов? Какие? Как вы думаете, почему вся книга называется «Поход»? (Ответы детей)

Обычно, когда книга и рассказ называются одинаково, читатель должен знать, что одноименный рассказ – это важный рассказ. Прочитайте самостоятельно рассказ А.Гайдара «Поход».

Самостоятельное чтение детьми рассказа.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главный герой рассказа?

-Что с ним произошло?

- Как вы думаете, долго ли был в походе отец Альки?

- Чему мальчик научился за это время?

- Кто помог Альке выучиться терпению?

- Нравится ли вам Алькин отец?

- Этот рассказ написан в 1940 году. Зачитайте приказ, который отдал отец Альке. Отдавая приказ, кого он имел в виду еще?

Давайте прочитаем рассказ Б.Никольского «Про тренировку».

Чтение рассказа детьми, рассматривание книги.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Что из этого рассказа вам особенно запомнилось?

- Какой должен быть солдат?

Подведение итогов урока.

Педагог

Понравились ли вам книги о Родине и ее защитниках?

Домашнее задание:

-подберите 3 пословица о родном крае и его защитниках (Например, «Тяжело в учении – легко в бою», «Скучно жить Афонюшке на чужой сторонушке» и др.).

-прочитайте другие произведения по теме урока (В.Берестов «Богатыри», Б.Ласкин «Три танкиста», Н.Найдёнова «Пусть будет мир», С.Михалков «После победы», А.Барто «На заставе»).

-изготовьте книжку самоделку «Моя Родина»

Каждый из учащихся находит и читает стихотворение о родном крае. Делает к этому стихотворению иллюстрацию и переписывает само стихотворение на альбомный лист. Все странички сшиваются и оформляется обложка.

На последнем занятии месяца (1 час) обсуждаются произведения из рекомендательного списка, учащиеся зачитывают пословицы, обсуждают их значение, рассматривают и читают книжку – самоделку.

Занятие 6

Тема: «Книги о матерях и детях»(3 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии произведений о маме и детях;

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать память детей;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- формировать целостное представление о художественном произведении;

- учить выделять главную мысль в содержании произведения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- формировать навык выразительного чтения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать уважительное отношение к маме;

- воспитывать умение вести себя с окружающими людьми;

- воспитывать желание помогать другим людям.

Оборудование занятия:выставка книг о маме и детях (сборник Е.Благининой «Мамин день», Б.Емельянов «Рассказы о маме», Л.Воронкова «Что сказала бы мама», Л.Толстой «Рассказы о детях», В.Осеева «Волшебное слово»), отрывки из произведения В.Осеевой «Волшебное слово», иллюстрации к произведениям, дидактические задания по теме, доска, мел, тетрадь.

Ход занятия:

Педагог

Посмотрите внимательно на нашу выставку книг. Назовите авторов и произведения.

Дети перечисляют книги выставки.

Педагог

Как вы думаете, о ком и о чем сегодня мы будем разговаривать? (Мы будем разговаривать о мамах, о детях и их делах).

А почему именно в марте мы будем читать книги о мамах? Правильно, именно в марте мы отмечаем праздник мам – 8 марта!

У замечательного поэта Ольги Высотской есть такие строки:

В марте есть такой денек

С цифрой, словно кренделек,

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра, что обозначает?

Дети хором скажут вам:

- Это праздник наших мам!

Возьмите сборник замечательных стихотворений Елены Александровны Благининой «Мамин день». Посмотрите его. Выберите двастихотворения из сборника, которые вы хотели бы прочитать одноклассникам.

Учащиеся рассматривают книги, сначала читают стихотворения про себя. Затем под руководством педагога зачитывают стихи вслух.

Педагог

Есть ли в сборнике стихотворения, которые знакомы вам с детства? («Посидим в тишине»). Может ли кто-нибудь прочитать это стихотворение наизусть? Давайте попробуем вместе. (Хоровое чтение стихотворения под руководством педагога)

Что объединяет стихотворения «Загадка» и «Бабушка забота»? (Эти стихотворения посвящены бабушкам)

Как вы думаете, почему в сборник вошли стихотворения «Бабушка-забота» и «Загадка»? (Потому что бабушки это тоже мамы, которые вырастили своих детей, а теперь помогают нашим мамам и папам растить и заботиться о нас). Понравились ли вам стихотворения Елены Благининой о маме? Почему? (Ответы детей).

Давайте обратимся к замечательным произведениям о маме Бориса Александровича Емельянова. Он написал целый сборник рассказов о маме. Я хочу прочитать вам рассказ «Мама все понимает».

Педагог читает рассказ.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Что произошло с ребятами?

- За что бабушка стала наказывать ребят?

- На кого бабушка больше всего сердилась и жаловалась маме? (Свой ответ подтвердите строчками из текста: «- Наташа! Мишку надо за вранье выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды? Нюшку он сегодня напугал до смерти».)

- Почему рассказ называется «Мама все понимает»?

- Как мама объяснила то, что произошло с детьми?

У замечательной писательницы Любови Федоровны Воронковой есть рассказ «Что сказала бы мама?». Послушайте его внимательно.

Чтение рассказа педагогом.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Что случилось с ребятами?

- Все ли ребята были готовы помочь маленькому Васятке? Кто помог Васятке?

- Как бабушка назвала Ваню за его поступок? (Подтвердите ответ строчками из текста: « - Федя с Гришкой от пчел убежали, а наш ПРОСТОФИЛЯ полез Васятку спасать»). Как вы понимаете слово «простофиля»?

- Как, по мнению папы, мама оценила бы поступок Вани? Вы согласны с мнением родителей?

- Что объединяет рассказы Б.Емельянова и Л.Воронковой? Какая главная мысль этих произведений? Почему в обоих рассказах бабушки так строги к внукам? (Потому что бабушки волнуются за здоровье своих внучат и стараются оградить их от всех опасностей).

Почему в обоих рассказах мамы «все понимают»? (Ответы детей)

Самостоятельно рассмотрите книгу Л.Н.Толстого «Рассказы о детях». С биографией Л.Н.Толстого вы уже знакомились на уроках чтения. Что вы можете рассказать о Л.Н.Толстом? (Ответы детей)

Прочитайте самостоятельно рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» из книги «Рассказы о детях».

Самостоятельное чтение детьми рассказа.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Как называется книга, которую вы рассматривали?

- Как называется рассказ, который вы читали?

- Этот рассказ смешной или грустный?

- Как можно озаглавить рассказ по-другому?

- Помог ли папа Ване своей шуткой осознать свой поступок?

- Какая главная мысль этого произведения?

Хочу предложить вам игру «Мозаика». Для игры нам понадобится рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Готовясь к уроку, я взяла книгу в библиотеке, но сегодня утром книга распалась и листочки перепутались. Помогите мне восстановить рассказ.

Педагог раздает детям отрывки из текста. Первый ребенок выходит к доске и зачитывает свой отрывок. Затем второй учащийся читает свой отрывок. Совместным обсуждением учащиеся с педагогом решают, какой отрывок должен быть первым и почему. После прочтения и «расстановки» отрывков, учащиеся еще раз читают рассказ.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главный герой рассказа?

- Как вы можете охарактеризовать мальчика?

- Почему никто не хотел откликаться на его просьбы?

- Какое слово помогло мальчику?

- Почему рассказ называется «Волшебное слово»? Согласны ли вы что это слово волшебное? Приведите примеры из своей жизни?

- Какие книги мы сегодня с вами читали? Почему мы читали не только произведения о мамах, но о детях? (Потому что жизнь мамы неразрывно связано с жизнью ее детей).

Домашнее задание:

-найдите и прочитайте произведения других авторов о маме (Д.Нагишкин «Айога», З.Александрова «Невидимка», Л.Пантелеев «Ау», , А.Л.Барто «По дороге в класс» и др.). Выучите понравившиеся вам стихотворения. Расскажите и обсудите их в классе;

-продолжите историю: «Витя и Аленка решили, что они уже большие и самостоятельные, поэтому могут не слушаться маму. Утром они объявили День Непослушания. «Хорошо», - сказала мама и уехала к бабушке. Дети остались в квартире одни…».

Каждому ребенку отрывок раздается на листочке. Продолжение дети дома записывают в тетрадь (4-5 предложений). На уроке дети зачитывают придуманные продолжения и обсуждают.

- подумайте и запишите в тетрадь, какие еще волшебные слова вы знаете? Расскажите на уроке, как волшебные слова помогают вам в общении с окружающими людьми.

На последнем занятии этого месяца (1 час) обсуждаются произведения о маме из рекомендательного списка, читают окончание предложенной ребятам истории, выясняют значение «волшебных слов» в различных ситуациях.

Занятие 7.

Тема: «Книги о профессиях и трудолюбии»(3 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии произведений о труде.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- формировать целостное представление о художественном произведении;

- учить выделять главное в содержании произведения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с разнообразием произведений о природе;

- знакомить детей с названием и содержанием различных профессий;

- знакомить детей с понятием «трудолюбие».

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать у детей понимание необходимости труда;

- воспитывать уважение к труду

Предварительная работа: чтение проведений В.Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Оборудование занятия:выставка книг о профессиях и труде (В.Маяковский «Кем быть?», сборник Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», произведения о труде Е.А.Пермяка, иллюстрации к произведениям), дидактические задания по теме, доска, мел, тетрадь.

Ход занятия:

Педагог

Предлагаю начать занятие со следующего задания: в правом столбике начало пословиц, а левом столбике – их вторая часть. Попробуйте соединить части так, чтобы получилась целая пословица.

Без туда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делано наспех сделано на смех

Делу время потехе час

Труд человека кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Живи своим трудом а не чужим добром.

Каков мастер такова и работа.

Столбики педагог записывает на доске. На закрытой части доски записаны целые пословицы. После того как учащиеся соединят столбики, педагог с детьми открывает доску с целыми пословицами. Дети зачитывают пословицы и вместе с педагогом объясняют их смысл.

Педагог

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами читать? Правильно, о труде и о профессиях.

Посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку книг. Здесь произведения разных авторов. перечислите их.

Учащиеся под руководством педагога читают название произведения и его автора.

Педагог

Какие произведения из представленных на доске вам уже знакомы?

Дети должны знать произведение В.В.Маяковского «Кем быть?» и произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Если детям незнакомы эти произведения, следует предварительно прочитать их, а на уроке провести беседу по произведениям.

Беседа по книге В.В.Маяковского «Кем быть?»

Педагог

- О каких профессиях рассказывает автор? (Столяр, плотник, инженер, доктор, кондуктор, шофер, летчик, моряк)

- Рассказ о какой профессии в книге вам понравился больше всего? Прочитайте отрывок.

- Какие профессии вам нравятся и почему?

- Какой вывод делает автор? («Все работы хороши, выбирай на вкус»)

- Вы согласны, что все профессии хороши?

На нашей выставке есть еще книги, известные вам с детства. Это книги итальянского поэта Джанни Родари. «Чем пахнут ремесла?».

Беседа по книге Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла»:

Педагог

О каких ремеслах идет речь в книге?

Чем же пахнут ремесла? Ответы подтвердите строчками из книги.

Давайте вспомним, о каких профессиях идет речь в прочитанных нами произведениях? (Дети перечисляют профессии, упомянутые в произведениях Дж.Родари и В.Маяковского).

Педагог предлагает детям отгадать загадки об орудиях труда.

Педагог

Каждая профессия имеет свои орудия труда. Попробуйте угадать некоторые из них и скажите людям, какой профессии они необходимы.

1.Зубов много, а ничего не ест. (Пила)

2.Надули на палку стальную ладошку,

И под ладошку сажают картошку. (Лопата).

3.Взмахнет, нырнет, трава упадет (Коса)

4.То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе, продырявит море. (Утюг)

5.Шагает мастерица по шелку да по ситцу

Как мал ее шажок! Зовется он стежок. (Иголка)

6.Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик. (Ножницы)

7.Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла)

8.Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой –

Потерял болтун покой. (Отвертка)

9.Замечательный дружище: деревянная ручища,

Да железный ободок, да каленый гребешок.

Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе. (Топор).

Подведение итогов выполнения задания.

Педагог

Послушайте стихотворение А.Шибаева. В нем в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Попробуйте его угадать.

Самолетом правит … (летчик),

Трактор водит …(тракторист),

Электричку … (машинист),

Стены выкрасил … (маляр),

Доску выстругал … (столяр),

В доме свет провел … (монтер),

В шахте трудится … (шахтер),

В жаркой кузнице – (кузнец).

КТО ВСЕ ЗНАЕТ - МОЛОДЕЦ!

Следующая игра заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию. Давайте начну загадывать я:

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар)

Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер)

Иглы, нитки, ткань. (Швея)

Тетради, указка, классный журнал. (Учитель)

Книга, формуляр, читатель. (Библиотекарь)

Педагог предлагает детям самостоятельно придумать такие же загадки. Работа ведется в парах.

Подведение итогов выполнения задания

Педагог

Каждый труд почетен. Не столько важно, КЕМ человек работает, сколько важно, КАК он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением трудолюбивые люди. Определите, о каком (трудолюбивым или ленивом) человеке эти фразеологизмы (необходимо пояснить значение этого слова, если дети его не знают):

«мастер своего дела»

«работает спустя рукава»

«лень прежде него родилась»

«золотые руки»

«работает засучив рукава»

«трудится не покладая рук»

«от лени мохом оброс»

«работает, словно спит».

Подведение итогов выполнения задания.

Педагог

Люди трудятся не только на своем рабочем месте. Многое нужно взрослым сделать и дома. И вы главные помощники свом родителям. Расскажите, как вы помогаете дома?

Рассказы детей.

Педагог

Возьмите сборник Е.Благининой «Не мешайте мне грудиться…». Рассмотрите сборник, иллюстрации в нем. Прочитайте стихотворения из сборника.

Самостоятельная работа детей.

Беседа о прочитанном.

Педагог

-Понравился ли вам сборник стихов Е.Благининой?

-О каких домашних делах говорится в стихотворениях сборника?

-Какие стихотворения вы прочитали? Почему вы выбрали именно их?

Многие отечественные поэты и писатели сочиняли стихотворения, рассказы о труде. Один из них Евгений Андреевич Пермяк. Я прочитаю вам его рассказ «Торопливый ножик».

Педагог читает рассказ детям.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- О ком этот рассказ?

- Почему рассказ называется «Торопливый ножик»?

- Что помогло сострогать палочку красиво? (Терпение и труд).

- Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (Терпение и труд все перетрут). Объясните смысл этой пословицы.

Прочитайте самостоятельно рассказ Е.А.Пермяка «Смородинка».

Самостоятельное чтение детей.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- О ком этот рассказ?

- Что за зеленые прутики принес домой Танин отец? (Смородиновые черенки). Объясните, что такое черенки.

Почему Таня решила вырастить смородину? («Она не поверила, что на этих зеленых палочках может вырасти смородина. Тане стало очень интересно»).

- Кто помогал девочке?

- Объясните отрывки из рассказа: «Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала, да рыхлой».

- О ком были сказаны эти слова: «И люди радуются, глядя на девочку:

-Вот какая хорошая «смородинка» у Калиниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе».

- Что можно сказать о девочке? (Она любознательная и трудолюбивая.)

Автор этих рассказов говорил: «Только труд делает маленького человека большим». Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы сними?
О чем мы сегодня с вами говорили?

Произведения каких авторов читали на занятии?

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…»

Домашнее задание:

-подготовьте и покажите на следующем уроке маленькую сценку о человеке какой-либо профессии, например, «Кондуктор в автобусе», «Почтальон принес телеграмму», «Учитель на уроке», «Учитель проверяет тетради», «В парикмахерской», «Продавщица в книжном отделе»;

-составьте вместе с родителями рассказ об их профессии (5 предложений). Запишите его в тетрадь.

-изготовьте книжку - самоделку «Все работы хороши». Книжка – самоделка изготавливается на уроках труда под руководством педагога.

В ходе последнего занятия этого месяца (1 час) учащиеся демонстрируют подготовленные сценки, зачитывают рассказы о профессиях своих родителей, рассматривают и обсуждают книжку-самоделку «Все работы хороши», делятся впечатлениями о прочитанных произведениях..

В конце учебного года проводятся итоговые занятия, в рамках которых еще раз вспоминают и обсуждают прочитанные с детьми произведения, смотрят мультипликационный фильм по произведению В.Г.Сутеева «Капризная кошка», листают страницы книжек - самоделок. Каждый ребенок выступает с сообщением о своей любимой книге или авторе, готовит свой список книг, которые хотел бы почитать летом.

План коррекционно-развивающих занятий

Наши рекомендации