ВТОРАЯ ВОЛНА (1940е-1960е гг.). «Невозвращенцы»

Ее породила Вторая мировая война - это были в большинстве своем жители оккупированных территорий или военнопленные, возвращение которых на родину было связано с большим риском. Их отъезд за границу был вынужденным: как жители бывших оккупированных территорий они становились «перемещенными лицами» («дипи»), которые отправлялись в специальные лагеря в Германию и Австрию. Таких “перемещенных лиц” в Европе было около полумиллиона.

Наиболее крупный лагерь «дипи» находился под Мюнхеном. Неудивительно, что первым центром «новой эмиграции» был именно Мюнхен, где находились многочисленные организации русских эмигрантов: Национально Трудовой Союз (НТС), Центральное объединение политических эмигрантов из СССР (ЦОПЭ) и др.

Частично старая эмиграция разделила участь новой, что само по себе способствовало сближению. Первый период новоэмигрантской литературы характеризуется лагерными устными газетами, нерегулярно выходящими и печатающимися на дрянной послевоенной бумаге газетами и журнальчиками.

Вторая волна эмиграции дала русской литературе много творческих людей. Это поэты: И. Елагин, О. Анстей, В. Завалишин, Н. Бернер, Б. Нарциссов, И. Чиннов и др.; прозаики Л. Ржевский, А. Марков, В. Юрасов, Б. Ширяев, С. Максимов и др.

Произведения «новоэмигрантских» авторов публиковались в периодических изданиях. Так, Национально Трудовой Союз в 1946 г. начинает издавать «журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли» «Грани». В 1951 г. в Мюнхене стало выходить еще одно издание второй волны — «Литературный современник. В 1942 г. в Нью-Йорке был основан «Новый журнал» - наследник журнала «Современные записки».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА (1960е – 1970е (90е) гг.) «Русская литература периода изгнания».

С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выезжали представители творческой интеллигенции. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению «шестидесятников», немаловажную роль для этого поколения сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель», однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит.

Середина 1960-х – период гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Первым писателем, высланным за границу, становится в 1966г. В.Тарсис.

В абсолютном большинстве случаев приходится сталкиваться с изгнанием писателя, насильственным расторжением его связей с Родиной и национальной культурой. Если у авторов первой волны хотя бы сохранилась возможность выбора оставаться в России или отправиться в Европу, то у писателей третьей волны было исключено само право выражения личных предпочтений, необходимость отъезда со стороны государства обсуждению не подвергалась.

С третьей волной эмиграции за границу выезжают: Аксенов, Ю.Алешковский, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В.Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, Солженицын, Д.Рубина и др.

Большинство писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (Бродский, Коржавин, Аксенов, Довлатов, Алешковский и др.), во Францию (Синявский, Розанова, Некрасов, Лимонов, Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (Войнович, Горенштейн).

В отличие от эмигрантов первой и второй волн, они не ставили перед собой задачи «сохранения культуры» или запечатления лишений, пережитых на родине. С середины 1980-х годов литературу третьей волны начинает открывать для себя российский читатель. В этой связи понятие эмиграции в применении к писателям третьей волны оказывается достаточно условным, так как, несмотря на выезд за рубеж, они сохранили связь с литературным процессом «метрополии».

Именно в эмигрантской среде появляется жанровая разновидность так называемого «романа отъезда». Это, например, «Лифт» Милославского, «Вольный стрелок» Юрьенена, «Меня убил скотина Пелл» А. Гладилина, «В поисках грустного бэби» В. Аксенова, в которых иначе звучит тема родины, памяти, судьбы изгнанника.

Проза русского зарубежья в большей степени испытывала влияние западного культурного контекста. Отсюда насыщенность, стремительность литературного процесса, бум периодических изданий («Грани» и «Континент» в Германии, «Новый журнал», «Новое русское слово» в США и Германии, «Синтаксис» и «Ковчег» во Франции, «Эхо» и «Стрелец» во Франции и США, «Двадцать два», «Время и мы» в Израиле), интенсивный поиск новых художественных решений.

ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ.

Новый этап в развитии русской литературы XX в. ознаменовался началом Второй мировой войны в 1939г.

22 июня 1941г. Германия нападает на СССР. До 1943 года у СССР была в основном тактика отступления.

Все силы были брошены на фронт, даже заключенных выпускали из лагерей.

Уже на следующий после начала войны день у председателя Комитета по делам искусства М. Храпченко состоялось совещание драматургов и поэтов. Вскоре при комитете была создана специальная репертуарная комиссия, которой было поручено отобрать лучшие произведения на патриотические темы, составить и распространить новый репертуар, следить за работой драматургов.

Произошел всплеск поэтического творчества. Поэзия давала возможность выплакаться, обрести надежду. Это была поэзия не сверху, а снизу. По большей части этой стихии не о войне, а написанные войною.

24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война». На следующий день композитор А.Александров написал к ней музыку. Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

В годы Великой Отечественной войны русская литература практически целиком посвятила себя благородному делу зашиты Отечества. Ее ведущей темой стала борьба с фашизмом, ведущим жанром - публицистика.

Писатели и поэты уходили в народное ополчение, в действующую армию. Многие работали во фронтовых газетах — А.Твардовский, К.Симонов, Н.Тихонов. А.Сурков, Е.Петров, А.Гайдар, В.Закруткин, М.Джалиль.

Произошли изменения, касающиеся жанрового состава художественной литературы. С одной стороны, укрепились позиции публицистики и беллетристики, с другой - сама жизнь потребовала восстановления в правах лирики и сатиры. Одним из ведущих жанров стала лирическая песня.

Наши рекомендации