Формы контроля знаний школьников на уроках литературы.
Контроль знаний, умений и навыков, учащихся при изучении литературы так же необходим, как при обучении любой школьной дисциплины: в постоянном и систематическом учете реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, степени формирования умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения, о самом протекании этого процесса. Кроме контроля, учет несет обучающую и воспитывающую функции. К устным ответам учеников называется: - знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного материала, - умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, - понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, - знание теоретико-литературных понятий, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, - речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с членением изучаемого материала на литературные темы и учебного процесса на четверти и полугодия учет бывает текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучении темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки. Основная функция текущего контроля – обучающая. Итоговым учетом именуют проверку обобщающих знаний изученной темы. Он осуществляется на заключительных занятиях по теме или в виде контрольных работ и зачетов по итогам четверти, полугодия и учебного года. Оба вида учета – текущий и итоговый – осуществляется и в устной и в письменной форме. Традиционно часть урока, осуществляющую функцию учета, именуют опросом. Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. Пятибалльная система оценок. У домашнего задания по литературе выделяют 2 стороны: закрепление материала урока и опережающее задание, выражающееся, как правило, в указании текста (главы, стихотворений, эпизодов), который нужно прочитать к следующему уроку. Типы домашних заданий (по источнику материала) могут быть обозначены как: - задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), - задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), - задания, обращающие к дополнительной или критической литературе (этот тип относится к урокам внеклассного чтения и урокам в старших классах). В отличие от итогового учета, который проводит учитель по результатам изучения темы или проводя итоги четверти, полугодия или учебного года (в этом случае итоговый учет иногда называют контрольной работой), имеет место и собственно контрольный учет, проводимый и организуемый администрацией школы и органами народного образования. Он осуществляется в виде контрольных работ, тесты которых предъявляются школе отделами народного образования или Министерства просвещения республики, и в экзаменах по предмету (устных и письменных) выпускных классах школы. Контрольный учет направлен не только на проверку уровня ученической подготовки, но и осуществляет функции контроля работы учителя
36.Внеклассная работа по литературе.
Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников. Все внеклассные работы по литературе должны быть организованы с участием школьного библиотекаря, который участвует в пропаганде книги (готовит рекомендованные списки книг для самостоятельного чтения, выставки книг, книжные бюллетени, стенгазеты и проводит беседы), оказывает методическую помощь преподавателям (отбор и рекомендации книг по методике проведения внеклассных мероприятий, читательской конференции, диспутов, тематических вечеров, разработка вопросников, рекомендательных списков книг, вечера). В средних классах такие формы внеклассной работы: - подготовка и проведение диспутов, дискуссий, литературных композиций и читательских конференций. Эти виды работы формируют навыки общения с книгой, учат высказывать свою точку зрения, делать обобщения, т.е. мыслить и рассуждать. В старших классах наиболее целесообразно - дни литературы, олимпиады, читательские конференции, литературные вечера на более сложном литературном материале. Традиционными формами внеклассной работы являются работы кружков, утренников, вечеров, дней литературы, литературных фестивалей, олимпиад. Всю внеклассную работу можно объединить в 3 группы: 1. индивидуальная работа со школьниками, 2. групповые занятия, 3. массовые мероприятия. К наиболее распространенным видам работы по внеклассной работе относятся беседы по текстам, индивидуальные консультации при написании заметок в стенгазету, при выборе произведений для участия в конкурсе чтецов, при изготовлении наглядных пособий, при подготовке номеров художественной самодеятельности. Составляются кружки, общества, клубы, которые идут продолжительное время. Работа кружков сопровождается выпуском газет, бюллетеней. Как итог проводятся олимпиады, вечера, дни литературы. Организуются музеи, выставки. Кружок по литературе может вместить в себя знакомство с произведениями, как с классными, так и с новыми, обучение выразительному чтению стихов и прозы, подготовка к инсценировке, обсуждение членов кружка. Требования к отбору материала в кружках: - тематика занятия должна соответствовать названию и содержанию кружка, - сообщаемая информация должна иметь практическую ценность, - тематика внеклассных занятий должна соответствовать тематике уроков литературы. Организовывать работу в кружке целесообразно с помощью занимательных игр, задач, ребусов, кроссвордов, заучивание стихов, песен, выписывание пословиц, поговорок, изречений, составление тематических альбомов, работа над газетным материалом.
37. Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.
Факультативные курсы решают след. задачи:
- углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;
- повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;
- учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;
- развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.
Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).
Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.
Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.
Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.
Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.
Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.
Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.
Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.
Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.
38.Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Условно можно выделить 2 их типа: собственно обзорные темы («Из литературы 18 века») и обзорное изучение творчества писателя (В. Жуковский и К. Рылеев). Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа, и становятся одним из средств создания этой основы. Преобладающее внимание в старших классах уделяется монографическому изучению творчества писателей. На обзорные темы отводится несравненно меньше времени, однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представление о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять русскую литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития. Принципиальная особенность обзорных тем в том, что они ориентируют на охват в небольшое время значительного количества разнохарактерных сведений. При освоении материала, даваемого обзорно, старшеклассникам приходится брать на веру без самостоятельного исследования и оценки, обращаться не столько к художественным произведениям, сколько к учебнику, заниматься не эстетически-оценочной деятельностью, а систематизацией сведений и запоминанием их. За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого типа. В сжатом виде план их изучения выглядит так: характеристика основных исторических и общественно-политических событий эпохи (периода), отражение их в искусстве этого времени, общая картина литературной жизни данного периода (литературный стиль, проблематика произведений, литературная борьба), крупнейшие художники слова. Приведенный план почти неизбежен при изучении обзорных тем, раскрывающих определенные периоды развития литературы. Другим типом обзорной темы, как отмечалось выше, является сжатая характеристика творчества писателя. Здесь дается сжатое, но емкое представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в русской культуре. Все обзорные темы при разнородности рассматриваемого материала имеют общие трудности для изучения: в них содержится много сведений из истории и литературы, о которых у школьников нет предварительных представлений и которые в связи с этим нелегко усваиваются, 9-тиклассникам в ряде случаев приходится судить о произведениях; главным источником и объектом изучения чаще становится учебник, чем художественный текст. Частичное преодоление этих трудностей возможно при четком построении уроков (логике плана), тщательном отборе фактов и художественного материала и продуманной организации самостоятельной деятельности школьников. Основными методами в работе над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекций учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. В лекцию учителя целесообразно включать сообщения учеников по конкретной теме. Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполняет «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленного исполнения учеников или выразительного чтения самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Целостность художественного процесса и его закономерности рождают общность тематики и образа героя в искусстве каждой из эпох. Поэтому демонстрация произведений живописи и скульптуры, прослушивание музыки обогащает восприятие рассматриваемого обзорно литературного материала и усиливают его эмоциональное воздействие. «Смежные искусства» могут присутствовать на уроках в виде выставок репродукций с картин художников определенного периода. Часто используется сопоставление литературных образов с выражающими сходные идеи образами живописцев. Нужно при этом помнить, что живопись или музыка не являются иллюстрациями литературных произведений, они выражают время своими средствами, но их демонстрация на уроках вводит в атмосферу искусства эпохи, дает наглядный ее образ. Это облегчает запоминание всего материала. Обзорные темы – важнейший раздел литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупнейших явлениях русской литературы складываются в систему, и ученики выносят из школы элементарное представление об истории русской литературы в ее движении и развитии.
39. Изучение теории литературы помогает понять и по достоинству оценить художественное произведение, творчество писателя, помогает ориентироваться в литературном процессе, понимать специфику искусства, кроме этого вырабатывает принципы оценки словесного творчества, умение их анализировать, развивает критическую мысль и способствует формированию эстетического вкуса. Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 2. Общее представление о признаках этого явления. 3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И. Громова, Н.О. Корста, А.В. Дановского, Л.К. Кузнецовой, Л.А. Мурач, О.Ю. Богдановой. Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает критерий единства обобщения и конкретизации".
Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
Основные принципы изучения теории литературы в школе: 1. учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности), 2. последовательность формирования теоретико-литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот), 3. поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения), 4. системность в изучении вопросов теории литературы в школе, 5. взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками, 6. взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся, 7.
систематическое повторение и обобщение теоретико-литературных понятий и применение их на практике. В раскрытии определенного теоретического понятия необходимо придерживаться такой последовательности: - накопление фактов, характеристика литературных явлений, - общее представление о признаках этого явления, - определение понятия или установления его характерных признаков, - закрепление существенных признаков, понятий или его определений, - применение понятий при анализе конкретного литературного явления, - дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и Т. Ф. Курдюмовой).
Программы по литературе 5-11 класс Т. Ф. Курдюмовой. В объяснительной записке сформирована основная цель: становление духовного мира человека. В программе выделяют 2 концентра: средний (5-8 класс) и старший (9-11 класс). В средних классах ставится задача: помочь подросткам освоиться в мире искусства слова. Им предлагаются 3 круга чтения и соответствующего варианта анализа художественных текстов. 1 круг: для чтения и изучения, 2 круг: для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, 3 круг: для внеклассного чтения. Произведения достаточно жестко закреплены за кругами чтения. В 9-11 кл. предлагается трехлетний курс на историко-литературной основе, состоящий из обзорных и монографических тем, начинающийся античной и завершающийся современной литературой. Программы по литературе под редакцией А. Г. Кутузова (для гимназий и лицеев). Здесь иные принципы построения и концепций литературного образования на основе творческой деятельности. Литературное образование рассматривается как единство 3-х компонентов: - творчество, - сотворчество, - знания и умения. Концентры выделены в соответствии с основным феодальным законом об образовании. В средних классах: в каждом классе выделена ведущая теоретико-литературная проблема: 5 кл. – жанры, 6 кл. – роды и жанры, 7 кл. – характер, герой, образ, 8 кл. – литература и традиции, 9 кл. – автор, образ и читатель. Предполагается методика постепенного перехода от обучения эстетическому анализу к обучению интерпретации текста. Среди разделов программы есть и новые оригинальные. В старших классах вместо традиционного курса на историко-литературной основе предполагается изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. В 10 кл. в центре внимания – художественный мир русской литературы от Карамзина до Л. Толстого. В 11 кл.: интегральный курс «Литературный процесс от Чехова до литературы второй половины 80 г. 20 века».