О заикании детей дошкольного возраста
Сложное нарушение речи — заикание возникает чаще всего у детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования речи.
Заикание не ограничивается судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, т. е. не является только речедвигательным расстройством. При заикании часто наблюдаются психологические особенности в эмоционально-волевой сфере и характере ребенка.
У детей младшего возраста чаще наблюдаются нарушения преимущественно моторной стороны речи и отсутствие судорожной формы речи. Это так называемая итерация, т. е. повторение слогов, слов. Она возникает на первых этапах становления речи и может перейти в заикание.
Клиинко-педагогические наблюдения за заикающимися детьми младшего возраста (от двух до шести лет) позволяют разделить их на три подгруппы.
Первую подгруппу составляют дети, у которых нормальное течение речи вдруг прерывается запинками, повторами самых разнообразных звуков. Обычно мать такого ребенка говорит, что он заикается только тогда, когда волнуется. Дети этой подгруппы чаще всего не обращают внимания на свою речь. Их эмоциональные реакции, как правило, ситуативны, но не связаны с заиканием. По внешним признакам они ничем не отличаются от сверстников, веселы, общительны. У них страдают только моторные механизмы речи. Речевое нарушение проявляется чаще всего во время эмоциональных реакций, обусловленных ситуацией, и выражается в виде запинок, повторов различных звуков. В данном случае запинки в речи обусловлены сменой режима артикуляционного аппарата.
Вторая подгруппа — дети, реагирующие на свой речевой дефект. До возникновения заикания они спокойны, уравновешенны, родители не отмечают никаких отклоне-
ний в их поведении. Однако при появлении заикания ребенок становится капризным, замкнутым, сторонится детей, часто плачет, старается меньше говорить. У таких детей отмечаются сопутствующие движения рук, ног, головы, туловища, выраженные в легкой степени. Отклонения в эмоционально-волевой сфере нарастают. Речь сопровождается задержками на различных звуках, однако фиксации на определенных звуках нет. Возникает страх речи, который носит неосознанный характер и проявляется в замкнутости (ребенок молчит, не отвечает на вопросы).
К третьей подгруппе относятся дети, физически ослабленные, перенесшие много заболеваний в раннем детстве. Это, как правило, дети старшего дошкольного возраста. Они с раннего детства моторно беспокойны, склонны к аффектам, отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительны, боятся темноты, одиночества, капризны, вспыльчивы. Некоторые из них переживают возникшее у них заикание. Страх речи проявляется в тревожном состоянии. Во время речи дети очень волнуются, поэтому частота судорог увеличивается. Бывают судороги мышц лица, шеи, конечностей. Отмечаются и сопутствующие движения, носящие приспособленческий характер.
Первоначальное развитие речи у заикающегося ребенка чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящего сверстника: отдельные слова появляются к году, фраза — к двум годам. Физически и интеллектуально эти дети также развиваются соответственно возрасту.
Заикающиеся дети дошкольного возраста посещают специальные детские сады или логопедические группы при массовых детских садах. У этих детей особый режим. При комплектовании групп учитывается их возраст. В специальном детском саду и в логопедических группах воспитывают и обучают детей, предусматривая последовательное целенаправленное преодоление речевого нарушения и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей. Занятия ведутся с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.
Врач психоневролог назначает ребенку соответствующее лечение и предупреждает логопеда и воспитателя о том, каково состояние ребенка, на что следует обратить внимание во время работы над речью, когда лучше начать эту работу, какую помощь может оказать воспитатель логопеду. Логопед постоянно консультируется с врачом, дает рекомендации воспитателю.
Программа специального детского сада, так же как и программа массового, предусматривает развитие речи, физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Успешное преодоление заикания у детей возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единстве требований, предъявляемых к детям. Следует правильно понимать и распределять обязанности при прохождении намеченной темы, совместно планировать работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя, выбирать тематику, определять порядок чередования занятий и предварительно составлять планы коллективных занятий с последующим их анализом.
Руководствуясь рекомендациями логопеда, воспитатель проводит занятия с детьми по ознакомлению с окружающей жизнью и природой, рисованию, конструированию, обучению математике, организует игры на воздухе, в помещении. Он использует те же формы и виды речи, что и логопед.
Роль воспитателя в работе с заикающимися детьми самая ответственная, так как ребенок находится под его наблюдением большую часть времени. Тех, кто боится речи, он незаметно включает в разговор, используя вопросно-ответную форму речи на всех этапах; и во время накрывания на стол, и во время занятий. Проводя различные игры, воспитатель продумывает, как вовлечь в них детей стеснительных, замкнутых. Каждому ребенку он должен найти свое место в игре.
Воспитатель осуществляет и коррекционные задачи. Он формирует навыки речевого поведения и закрепляет умение пользоваться самостоятельной речью без заикания на протяжении всего дня. Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям, расширяет их словарный запас.
Воспитатель может проводить с детьми различные упражнения для снятия мышечного тонуса, т. е. научить детей умению расслабляться. Расслабление необходимо для исправления речи заикающихся детей. Заикающимся свойственны чрезмерное напряжение, возбудимость, рас-торможенность. Если этим детям дать возможность почувствовать, что мышечное напряжение по их воле можно снять и тогда наступит полный покой и они смогут говорить легко и свободно, дети будут вести себя увереннее.
Обучая детей расслаблению, воспитатель должен не только объяснить, но и показать, как добиться расслабления. Например, уронить руки и сделать их вялыми, ничего не желающими делать, сравнить свое тело с тряпичной куклой и т. д. (Подробно виды работы по расслаблению описаны в книге Н. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игре»: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1984.). Работу по расслаблению можно проводить после подвижных игр, чтобы успокоить детей, переключить их на другой вид деятельности, перед дневным сном и т. д.
Большое значение для заикающихся детей имеет режим ограничения речи, организовать который помогает логопед, предлагая специальные игры для детей.
Ограничение речи обязательно для всех детей, но искусственно ограничивать речь нельзя. Хорошо продуманные занятия, умело организованные игры, применение различных конструкторов, мозаик, рисование, аппликация помогут осуществить правильный режим речи.
Во время ограничения режима речи следует устраивать коллективные и индивидуальные игры. Воспитатель должен научить детей и самостоятельным играм, которые успокаивают ребенка. Как правило, играя один, ребенок разговаривает шепотом или проговаривает про себя. Рекомендуются также хороводные игры, игры с пением.
Полезно предлагать детям отгадывать загадки. Отгадки необязательно проговаривать, их можно нарисовать или подобрать соответствующие картинки.
Настоящее пособие предназначено для занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста от трех до семи лет.
Работу рекомендуем проводить в следующем порядке:
Игровые упражнения для снятия тонуса (мышечного напряжения).
Игровые упражнения для развития речевого дыхания.
Игровые упражнения для развития голоса.
Подвижные игры для развития координации слова и движения.
Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть.
Упражнения в вопросно-ответной форме речи.
Рассказы и сказки для отраженного чтения и пе^ ресказа.
Материал для игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь.
Вопросы и задания для развития плавной речи.
Упражнения для снятия тонуса сбстоят в выполнении детьми расслабляющих движений.
При проведении упражнений для развития речевого дыхания используются следующие игровые приемы: сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик и т. д.
Упражнения для развития голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра и др.
При чтении стихотворения «под мяч» нужно помнить следующее: вначале бросок мяча делается на каждом слове, а когда дети будут свободно владеть броском мяча со словом, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки. Чтение стихотворения с одновременным бросанием мяча проводится с детьми пяти лет и старше.
При коррекции заикания используются различные виды работы с литературными произведениями. Предусматривая ведущую цель — коррекцию заикания, советуем использовать произведения воспитательного характера.
После отраженного чтения возможен переход к упражнениям в вопросно-ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: воспитатель раздает детям большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У кого бабочка?». Ребенок отвечает: «У меня бабочка. Бабочка желтая.» и т. д. Для детей от пяти до семи лет эти игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.
Как известно, благотворно воздействует на речь ребенка ручной труд: лепка, вырезывание, раскрашивание картинок, наклеивание на картон, поделки из бумаги. Во время занятий ручным трудом ребенок отвлекается и забывает о своем речевом недостатке, речь его становится плавной, свободной от заикания.
В пособии дается материал для игр-диалогов, которые могут вестись между воспитателем и ребенком или между двумя детьми.
Развитию самостоятельной речи ребенка способствует и рассказ по картинке. Прежде чем попросить ребенка рассказать, что нарисовано на картинке, нужно, чтобы он хорошо ее рассмотрел, затем ответил на вопросы воспитателя, только тогда он может рассказать подробно о ее содержании.
Работу по устранению заикания нужно проводить в соответствии с периодами и целями, рекомендуемыми программой по обучению и воспитанию заикающихся дошкольников.
В начале коррекционной работы мы рекомендуем использовать рассказывание детям сказок и рассказов русских писателей-классиков.
Далее могут быть включены стихи для заучивания наизусть.
Большое внимание уделяется формированию речи детей в процессе пересказывания произведения. Этому виду работы предшествуют:
прослушивание текста и ответы на вопросы по прочитанному;
называние отдельных деталей текста (предварительная установка на запоминание деталей).
Затем как переход к самостоятельной речи рекомендуются беседы по темам читаемых произведений. Цель — обучение самостоятельной постановке вопроса: к слову, предложению, части текста.
По мере овладения навыком четкой речи вводятся игры-драматизации (диалоги, чтение в лицах) и игры по мотивам художественных произведений. Готовностью к этому виду речевой деятельности является возможность пересказа самим ребенком художественного произведения.
Образец для подражания — речь логопеда и воспитателя.
Установочная цель заданий первоначально адресуется воспитателю и затем становится обязательной для детей, страдающих заиканием.
Литературный материал, рекомендуемый в первый период коррекции речи, дается для разбора самим воспитателем.
Использование загадок в процессе воспитания и обучения детей имеет большое значение. С их помощью можно активизировать мышление и речь ребенка. Это очень важно для детей вообще, а для заикающихся в особенности. Составление загадки, ее разгадывание требует пристального наблюдения над объектом действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многообразно и образно.
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называет их однозначно: представление о мире облекается в художественную, образную форму.
По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:
установить в общем виде, что нужно искать;
установить, где нужно искать;
выявить все оставшиеся признаки;
выдвинуть предложение-отгадку;
объединить установленные признаки;
сделать итоговый вывод.
Например: Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошел, оглянулся — чистый пол. Что нужно узнать? Кто такой Егорка. Где его искать? В комнате. Что он делает в комнате? Хлопочет («хлопотун»): взялся за уборку, в пляс пошел, в результате — чистый пол. Теперь ясно, что хлопотун Егорка — веник.
В некоторых загадках сказано, что надо искать, но прямо не говорится о месте нахождения предмета. В таких случаях воспитатель указывает, где следует искать отгадку.
Например, во время прогулки воспитатель говорит детям: «Я вам загадаю загадки, ответьте, о чем они, покажите, где находится предмет, или возьмите его в руки». Тем самым он определяет область поиска. Это один из ключей к загадке. Возможность не просто отгадать загадку, но и увидеть «живую» отгадку, указать на нее, потрогать, понюхать, обостряет внимание и наблюдательность ребенка, побуждает его к мыслительной деятельности.
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Цветок. Но необычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка» и т. д.
В работе воспитателя указанные задачи сочетаются с задачами коррекционного периода и имеют цель закрепить навык правильной речи.
Воспитатель вводит загадки с отгадками в рифмующихся строчках.
Постепенно работа усложняется. На первом этапе работы закрепляется умение пользоваться однословным ответом и короткой фразой. Воспитатель выразительно читает детям загадку (лучше наизусть). Дети слушают, желая ответить, поднимают руку и с разрешения воспи-
тателя, подражая его речевому образу, дают ответ. Например, воспитатель выразительно читает:
На земле прекрасные Светят звезды красные. Знает, любит вся земля Звезды нашего (Кремля). Е. Серова
Перед последним словом делает короткую паузу, дети, подняв руку, отвечают одним словом.
Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там.
Отгадавший должен сказать: «Это телефон.»
Наплетет, наплетет, Сядет и добычи ждет. («Это паук» и т. д. )
На этом же этапе работы можно предложить нарисовать отгадки к загадкам. Дети рисуют отгадки и объясняют свои рисунки. Например:
Шапочка да ножка — Вот и весь Ермошка.
Ответ должен быть — гриб. Дети рисуют гриб (у каждого свой). Пояснения к рисунку дают в виде ответов на вопросы воспитателя.
— Про что загадка?
— Про гриб.
— Что ты нарисовал?
— Я нарисовал гриб.
— А какой гриб ты нарисовал?
— Я нарисовал (сыроежку, подберезовик, белый и т. д.). Или воспитатель читает:
На малину налетели, Поклевать ее хотели, Но увидели урода — И скорей из огорода! А урод стоит на палке С бородою из мочалки
(Огородное пугало)
К Чуковский
— Что за урода увидели птицы?
— Этот урод — огородное пугало.
— Сережа, покажи нам свой рисунок к загадке. Что ты нарисовал на голове огородного пугала?
— Я нарисовал ведро (шляпу старую и т. д.).
— А зачем ставят пугало на огороде, в саду?
— Пугало ставят, чтобы оно отпугивало птиц.
Следующий прием в работе с загадками — заучивание
наизусть. Сначала предлагают загадки из двух или четырех строчек, хорошо срифмованных.
Процесс заучивания строится следующим образом: вначале загадку выразительно читает воспитатель. Затем дети читают построчно за воспитателем, повторяя шепотом строчку. Воспитатель читает вторую строчку — дети также повторяют. Далее вслед за воспитателем объединяют обе строчки.
После такого повторения можно предложить детям рассказать всю загадку.
Отдельно проводится работа с загадками, содержащими вопрос в тексте. Эти загадки требуют отработки вопросительной интонации.
В такой загадке даны признаки предмета и ставится вопрос о предмете или его частях. Например: Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Загадки вводятся в раздел «Развитие речи и ознакомление с окружающей природой». Они помогают вслушиваться в речь, формируют быстроту мыслительной реакции.
Заучив 8—10 загадок (III—IV периоды), можно проводить занимательный досуг с использованием рисунков и «придумыванием» к ним загадок. Детей можно разделить на команды, в командах выбирают по 2—3 «знатока», которые поочередно друг другу или всей команде загадывают загадки. В I—II периодах воспитатель строит свою работу так, чтобы выигрывающими были все, а в III—IV периодах должны быть победители. Победителей может определить жюри из воспитателя и группы детей. Практика показывает, что этот вид работы — отличная тренировка эмоционально-волевой и речевой сферы заикающихся.
Игры-драматизации имеют большое воспитательное значение. Они сплачивают детский коллектив, открывают широкие возможности для развития творческих способностей детей. Выполняя ту или иную положительную роль, ребенок на какое-то время становится носителем высоких моральных и духовных качеств своего героя, что
является весьма ценным для нравственного воспитания личности.
Чтобы игра-драматизация прошла успешно, дети должны хорошо запомнить содержание произведения, понять его идейный смысл. С этой целью воспитатель беседует с детьми о прочитанном, рассматривает иллюстрации, затем чтение повторяется (столько раз, сколько нужно в каждой конкретной ситуации).
Игры-драматизации бывают разных видов:
чтение в лицах;
разыгрывание сюжета с использованием настольного театра;
разыгрывание сюжета с использованием атрибутов, выполненных самими детьми.
Известно, что заикающийся ребенок, входя в образ, может говорить свободно, без заикания. Поэтому игры-драматизации могут успешно использоваться как на логопедических занятиях, так и во время воспитательных часов. В играх-драматизациях закрепляется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.
Всякой игре-драматизации предшествует подготовительный период, во время которого дети рисуют декорации, лепят из пластилина фигурки людей и животных, предметы мебели и т. д., занимаются конструированием из строительного или природного материала. Этот вид работы позволяет вовлечь всех детей в самую разнообразную творческую деятельность. В процессе ее выявляются и определенные интересы детей. Каждый ребенок получает возможность выбрать себе дело по душе.
В зависимости от характера деятельности все участники игры объединяются в группы. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в каждой группе были активные и малоактивные дети. При распределении ролей воспитатель должен учитывать рекомендации логопеда по речевой нагрузке детей. Иногда важно предоставить ребенку возможность выступить хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.
Игра-драматизация помогает сблизить детей, приучает каждого участника к тому, что свои действия он должен согласовывать с действиями товарищей. Таким образом у детей формируется дружелюбное отношение друг к другу.