О заикании детей дошкольного возраста

Сложное нарушение речи — заикание возникает чаще всего у детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования речи.

Заикание не ограничивается судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, т. е. не является только речедвигательным расстройством. При заикании часто на­блюдаются психологические особенности в эмоционально-волевой сфере и характере ребенка.

У детей младшего возраста чаще наблюдаются наруше­ния преимущественно моторной стороны речи и отсутствие судорожной формы речи. Это так называемая итерация, т. е. повторение слогов, слов. Она возникает на первых этапах становления речи и может перейти в заикание.

Клиинко-педагогические наблюдения за заикающимися детьми младшего возраста (от двух до шести лет) позво­ляют разделить их на три подгруппы.

Первую подгруппу составляют дети, у которых нормальное течение речи вдруг прерывается запинками, повторами самых разнообразных звуков. Обычно мать та­кого ребенка говорит, что он заикается только тогда, когда волнуется. Дети этой подгруппы чаще всего не обра­щают внимания на свою речь. Их эмоциональные реак­ции, как правило, ситуативны, но не связаны с заиканием. По внешним признакам они ничем не отличаются от сверст­ников, веселы, общительны. У них страдают только мотор­ные механизмы речи. Речевое нарушение проявляется чаще всего во время эмоциональных реакций, обусловлен­ных ситуацией, и выражается в виде запинок, повторов различных звуков. В данном случае запинки в речи обу­словлены сменой режима артикуляционного аппарата.

Вторая подгруппа — дети, реагирующие на свой речевой дефект. До возникновения заикания они спокойны, уравновешенны, родители не отмечают никаких отклоне-

ний в их поведении. Однако при появлении заикания ребенок становится капризным, замкнутым, сторонится детей, часто плачет, старается меньше говорить. У таких детей отмечаются сопутствующие движения рук, ног, го­ловы, туловища, выраженные в легкой степени. Отклонения в эмоционально-волевой сфере нарастают. Речь сопровож­дается задержками на различных звуках, однако фикса­ции на определенных звуках нет. Возникает страх речи, который носит неосознанный характер и проявляется в замкнутости (ребенок молчит, не отвечает на вопросы).

К третьей подгруппе относятся дети, физиче­ски ослабленные, перенесшие много заболеваний в раннем детстве. Это, как правило, дети старшего дошкольного возраста. Они с раннего детства моторно беспокойны, склонны к аффектам, отличаются повышенной внушае­мостью, впечатлительны, боятся темноты, одиночества, капризны, вспыльчивы. Некоторые из них переживают возникшее у них заикание. Страх речи проявляется в тре­вожном состоянии. Во время речи дети очень волнуются, поэтому частота судорог увеличивается. Бывают судороги мышц лица, шеи, конечностей. Отмечаются и сопутствую­щие движения, носящие приспособленческий характер.

Первоначальное развитие речи у заикающегося ребенка чаще всего происходит так же, как и у нормально гово­рящего сверстника: отдельные слова появляются к году, фраза — к двум годам. Физически и интеллектуально эти дети также развиваются соответственно возрасту.

Заикающиеся дети дошкольного возраста посещают специальные детские сады или логопедические группы при массовых детских садах. У этих детей особый режим. При комплектовании групп учитывается их возраст. В специальном детском саду и в логопедических группах воспитывают и обучают детей, предусматривая последова­тельное целенаправленное преодоление речевого наруше­ния и нормализацию свойственных заикающемуся ребен­ку личностных особенностей. Занятия ведутся с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических осо­бенностей.

Врач психоневролог назначает ребенку соответствую­щее лечение и предупреждает логопеда и воспитателя о том, каково состояние ребенка, на что следует обратить внимание во время работы над речью, когда лучше на­чать эту работу, какую помощь может оказать воспитатель логопеду. Логопед постоянно консультируется с врачом, дает рекомендации воспитателю.

Программа специального детского сада, так же как и программа массового, предусматривает развитие речи, физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстети­ческое воспитание.

Успешное преодоление заикания у детей возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в ра­боте всего педагогического коллектива детского сада и един­стве требований, предъявляемых к детям. Следует пра­вильно понимать и распределять обязанности при прохож­дении намеченной темы, совместно планировать работу логопеда, воспитателя и музыкального руководителя, выбирать тематику, определять порядок чередования за­нятий и предварительно составлять планы коллективных занятий с последующим их анализом.

Руководствуясь рекомендациями логопеда, воспитатель проводит занятия с детьми по ознакомлению с окружаю­щей жизнью и природой, рисованию, конструированию, обучению математике, организует игры на воздухе, в по­мещении. Он использует те же формы и виды речи, что и логопед.

Роль воспитателя в работе с заикающимися детьми самая ответственная, так как ребенок находится под его наблюдением большую часть времени. Тех, кто боится речи, он незаметно включает в разговор, используя во­просно-ответную форму речи на всех этапах; и во время накрывания на стол, и во время занятий. Проводя раз­личные игры, воспитатель продумывает, как вовлечь в них детей стеснительных, замкнутых. Каждому ребенку он должен найти свое место в игре.

Воспитатель осуществляет и коррекционные задачи. Он формирует навыки речевого поведения и закрепляет умение пользоваться самостоятельной речью без заикания на протяжении всего дня. Воспитатель принимает актив­ное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям, расширяет их словарный запас.

Воспитатель может проводить с детьми различные уп­ражнения для снятия мышечного тонуса, т. е. научить детей умению расслабляться. Расслабление необходимо для исправления речи заикающихся детей. Заикающимся свойственны чрезмерное напряжение, возбудимость, рас-торможенность. Если этим детям дать возможность по­чувствовать, что мышечное напряжение по их воле мож­но снять и тогда наступит полный покой и они смогут говорить легко и свободно, дети будут вести себя увереннее.

Обучая детей расслаблению, воспитатель должен не только объяснить, но и показать, как добиться расслаб­ления. Например, уронить руки и сделать их вялыми, ничего не желающими делать, сравнить свое тело с тря­пичной куклой и т. д. (Подробно виды работы по рас­слаблению описаны в книге Н. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошколь­ников в игре»: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1984.). Работу по расслаблению можно проводить после подвижных игр, чтобы успокоить детей, переключить их на другой вид деятельности, перед дневным сном и т. д.

Большое значение для заикающихся детей имеет ре­жим ограничения речи, организовать который помогает логопед, предлагая специальные игры для детей.

Ограничение речи обязательно для всех детей, но ис­кусственно ограничивать речь нельзя. Хорошо продуман­ные занятия, умело организованные игры, применение раз­личных конструкторов, мозаик, рисование, аппликация по­могут осуществить правильный режим речи.

Во время ограничения режима речи следует устраивать коллективные и индивидуальные игры. Воспитатель должен научить детей и самостоятельным играм, которые успокаи­вают ребенка. Как правило, играя один, ребенок разговари­вает шепотом или проговаривает про себя. Рекомендуются также хороводные игры, игры с пением.

Полезно предлагать детям отгадывать загадки. Отгад­ки необязательно проговаривать, их можно нарисовать или подобрать соответствующие картинки.

Настоящее пособие предназначено для занятий с заи­кающимися детьми дошкольного возраста от трех до се­ми лет.

Работу рекомендуем проводить в следующем порядке:

Игровые упражнения для снятия тонуса (мышечного напряжения).

Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Игровые упражнения для развития голоса.

Подвижные игры для развития координации слова и движения.

Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть.

Упражнения в вопросно-ответной форме речи.

Рассказы и сказки для отраженного чтения и пе^ ресказа.

Материал для игр-инсценировок, развивающих диало­гическую речь.

Вопросы и задания для развития плавной речи.

Упражнения для снятия тонуса сбстоят в выполнении детьми расслабляющих движений.

При проведении упражнений для развития речевого дыхания используются следующие игровые приемы: сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик и т. д.

Упражнения для развития голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра и др.

При чтении стихотворения «под мяч» нужно помнить следующее: вначале бросок мяча делается на каждом слове, а когда дети будут свободно владеть броском мяча со словом, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки. Чтение стихотво­рения с одновременным бросанием мяча проводится с детьми пяти лет и старше.

При коррекции заикания используются различные ви­ды работы с литературными произведениями. Предусмат­ривая ведущую цель — коррекцию заикания, советуем ис­пользовать произведения воспитательного характера.

После отраженного чтения возможен переход к упраж­нениям в вопросно-ответной форме речи. Их можно про­водить следующим образом: воспитатель раздает детям большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стоп­ки картинку и спрашивает: «У кого бабочка?». Ребенок отвечает: «У меня бабочка. Бабочка желтая.» и т. д. Для детей от пяти до семи лет эти игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

Как известно, благотворно воздействует на речь ре­бенка ручной труд: лепка, вырезывание, раскрашивание кар­тинок, наклеивание на картон, поделки из бумаги. Во время занятий ручным трудом ребенок отвлекается и за­бывает о своем речевом недостатке, речь его становится плавной, свободной от заикания.

В пособии дается материал для игр-диалогов, которые могут вестись между воспитателем и ребенком или между двумя детьми.

Развитию самостоятельной речи ребенка способствует и рассказ по картинке. Прежде чем попросить ребенка рассказать, что нарисовано на картинке, нужно, чтобы он хорошо ее рассмотрел, затем ответил на вопросы во­спитателя, только тогда он может рассказать подробно о ее содержании.

Работу по устранению заикания нужно проводить в соответствии с периодами и целями, рекомендуемыми программой по обучению и воспитанию заикающихся до­школьников.

В начале коррекционной работы мы рекомендуем ис­пользовать рассказывание детям сказок и рассказов рус­ских писателей-классиков.

Далее могут быть включены стихи для заучивания наизусть.

Большое внимание уделяется формированию речи де­тей в процессе пересказывания произведения. Этому виду работы предшествуют:

прослушивание текста и ответы на вопросы по про­читанному;

называние отдельных деталей текста (предварительная установка на запоминание деталей).

Затем как переход к самостоятельной речи рекомен­дуются беседы по темам читаемых произведений. Цель — обучение самостоятельной постановке вопроса: к слову, предложению, части текста.

По мере овладения навыком четкой речи вводятся игры-драматизации (диалоги, чтение в лицах) и игры по мотивам художественных произведений. Готовностью к этому виду речевой деятельности является возможность пересказа самим ребенком художественного произведения.

Образец для подражания — речь логопеда и воспи­тателя.

Установочная цель заданий первоначально адресуется воспитателю и затем становится обязательной для детей, страдающих заиканием.

Литературный материал, рекомендуемый в первый пе­риод коррекции речи, дается для разбора самим во­спитателем.

Использование загадок в процессе воспитания и обуче­ния детей имеет большое значение. С их помощью можно активизировать мышление и речь ребенка. Это очень важно для детей вообще, а для заикающихся в особен­ности. Составление загадки, ее разгадывание требует пристального наблюдения над объектом действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка разви­вает наблюдательность, учит воспринимать мир много­образно и образно.

Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называет их однозначно: представление о мире облекается в художественную, образную форму.



По содержанию загадка представляет собой замыслова­тое описание, которое надо расшифровать. При отгадыва­нии загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:

установить в общем виде, что нужно искать;

установить, где нужно искать;

выявить все оставшиеся признаки;

выдвинуть предложение-отгадку;

объединить установленные признаки;

сделать итоговый вывод.

Например: Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошел, оглянулся — чистый пол. Что нужно узнать? Кто такой Егорка. Где его искать? В комнате. Что он делает в комнате? Хлопочет («хлопотун»): взялся за уборку, в пляс пошел, в результате — чистый пол. Те­перь ясно, что хлопотун Егорка — веник.

В некоторых загадках сказано, что надо искать, но прямо не говорится о месте нахождения предмета. В таких случаях воспитатель указывает, где следует искать от­гадку.

Например, во время прогулки воспитатель говорит де­тям: «Я вам загадаю загадки, ответьте, о чем они, пока­жите, где находится предмет, или возьмите его в руки». Тем самым он определяет область поиска. Это один из ключей к загадке. Возможность не просто отгадать загад­ку, но и увидеть «живую» отгадку, указать на нее, по­трогать, понюхать, обостряет внимание и наблюдатель­ность ребенка, побуждает его к мыслительной дея­тельности.

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Цве­ток. Но необычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четы­ре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка» и т. д.

В работе воспитателя указанные задачи сочетаются с задачами коррекционного периода и имеют цель закре­пить навык правильной речи.

Воспитатель вводит загадки с отгадками в рифмую­щихся строчках.

Постепенно работа усложняется. На первом этапе ра­боты закрепляется умение пользоваться однословным от­ветом и короткой фразой. Воспитатель выразительно чи­тает детям загадку (лучше наизусть). Дети слушают, желая ответить, поднимают руку и с разрешения воспи-

тателя, подражая его речевому образу, дают ответ. На­пример, воспитатель выразительно читает:

На земле прекрасные Светят звезды красные. Знает, любит вся земля Звезды нашего (Кремля). Е. Серова

Перед последним словом делает короткую паузу, дети, подняв руку, отвечают одним словом.

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там.

Отгадавший должен сказать: «Это телефон.»

Наплетет, наплетет, Сядет и добычи ждет. («Это паук» и т. д. )

На этом же этапе работы можно предложить нарисо­вать отгадки к загадкам. Дети рисуют отгадки и объясняют свои рисунки. Например:

Шапочка да ножка — Вот и весь Ермошка.

Ответ должен быть — гриб. Дети рисуют гриб (у каж­дого свой). Пояснения к рисунку дают в виде ответов на вопросы воспитателя.

— Про что загадка?

— Про гриб.

— Что ты нарисовал?

— Я нарисовал гриб.

— А какой гриб ты нарисовал?

— Я нарисовал (сыроежку, подберезовик, белый и т. д.). Или воспитатель читает:

На малину налетели, Поклевать ее хотели, Но увидели урода — И скорей из огорода! А урод стоит на палке С бородою из мочалки

(Огородное пугало)

К Чуковский

— Что за урода увидели птицы?

— Этот урод — огородное пугало.

— Сережа, покажи нам свой рисунок к загадке. Что ты нарисовал на голове огородного пугала?

— Я нарисовал ведро (шляпу старую и т. д.).

— А зачем ставят пугало на огороде, в саду?

— Пугало ставят, чтобы оно отпугивало птиц.
Следующий прием в работе с загадками — заучивание

наизусть. Сначала предлагают загадки из двух или четы­рех строчек, хорошо срифмованных.

Процесс заучивания строится следующим образом: вначале загадку выразительно читает воспитатель. Затем дети читают построчно за воспитателем, повторяя шепо­том строчку. Воспитатель читает вторую строчку — дети также повторяют. Далее вслед за воспитателем объеди­няют обе строчки.

После такого повторения можно предложить детям рассказать всю загадку.

Отдельно проводится работа с загадками, содержащи­ми вопрос в тексте. Эти загадки требуют отработки во­просительной интонации.

В такой загадке даны признаки предмета и ставится вопрос о предмете или его частях. Например: Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

Загадки вводятся в раздел «Развитие речи и ознаком­ление с окружающей природой». Они помогают вслуши­ваться в речь, формируют быстроту мыслительной реакции.

Заучив 8—10 загадок (III—IV периоды), можно прово­дить занимательный досуг с использованием рисунков и «придумыванием» к ним загадок. Детей можно разделить на команды, в командах выбирают по 2—3 «знатока», ко­торые поочередно друг другу или всей команде загады­вают загадки. В I—II периодах воспитатель строит свою работу так, чтобы выигрывающими были все, а в III—IV периодах должны быть победители. Победителей может определить жюри из воспитателя и группы детей. Прак­тика показывает, что этот вид работы — отличная трени­ровка эмоционально-волевой и речевой сферы заи­кающихся.

Игры-драматизации имеют большое воспитательное зна­чение. Они сплачивают детский коллектив, открывают широкие возможности для развития творческих способно­стей детей. Выполняя ту или иную положительную роль, ребенок на какое-то время становится носителем высоких моральных и духовных качеств своего героя, что

является весьма ценным для нравственного воспитания личности.

Чтобы игра-драматизация прошла успешно, дети долж­ны хорошо запомнить содержание произведения, понять его идейный смысл. С этой целью воспитатель беседует с детьми о прочитанном, рассматривает иллюстрации, затем чтение повторяется (столько раз, сколько нужно в каждой конкретной ситуации).

Игры-драматизации бывают разных видов:

чтение в лицах;

разыгрывание сюжета с использованием настольного театра;

разыгрывание сюжета с использованием атрибутов, выполненных самими детьми.

Известно, что заикающийся ребенок, входя в образ, может говорить свободно, без заикания. Поэтому игры-драматизации могут успешно использоваться как на логопе­дических занятиях, так и во время воспитательных часов. В играх-драматизациях закрепляется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Всякой игре-драматизации предшествует подготовитель­ный период, во время которого дети рисуют декорации, лепят из пластилина фигурки людей и животных, предметы мебели и т. д., занимаются конструированием из строитель­ного или природного материала. Этот вид работы позво­ляет вовлечь всех детей в самую разнообразную творче­скую деятельность. В процессе ее выявляются и опреде­ленные интересы детей. Каждый ребенок получает воз­можность выбрать себе дело по душе.

В зависимости от характера деятельности все участ­ники игры объединяются в группы. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в каждой группе были активные и малоактивные дети. При распределении ролей воспита­тель должен учитывать рекомендации логопеда по рече­вой нагрузке детей. Иногда важно предоставить ребенку возможность выступить хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.

Игра-драматизация помогает сблизить детей, приучает каждого участника к тому, что свои действия он должен согласовывать с действиями товарищей. Таким образом у детей формируется дружелюбное отношение друг к другу.


Наши рекомендации