Эпический театр Б.Брехта: «Добрый человек из Сычуане»
Вопросы:
1) Почему театр Брехта получает название антиарестотелевский и эпический?
2) Как вы понимаете эффект очуждения, какими театральными приемами он вводится в пьесу «Добрый человек из Сычуане» и спектакль?
3) Принцип демультипликации в пьесе, как он формирует образы, идею пьесы и тип современного Брехту героя.
4) Техника актерской игры в спектаклях Брехта: чем брехтовский метод «неполного перевоплощения» отличается от «перевоплощения» К.Станиславского и как он формируется в процессе репетиций.
Письменные задания
для режиссеров:
Какие театральные формы и приемы Вы используете при постановке «Добрый человек из Сычуане»? Опишите одну из мизансцен.
Для актеров:
Как технически можно оснастить демультипликацию Шен Де и Шой Да, оставите для каждого из них психологический рисунок или создадите условный вариант?
4. Авангардная драматургия в середине xx века. Театр абсурда («Лысая певица» Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С.Беккета)
Вопросы:
1) Смена художественной парадигмы (Система форм изменяющейся конструкции в определенную эпоху) в драме и театре 50-60 годов 20 века:
— от логоцентризма к алогизму;
— абсурд как потеря смысла и причинно-следственных связей;
— пьеса как абстракция, аисторичная и недиалектическая структура;
2) Стратегии абсурда: нигилистический абсурд; абсурд как структурный принцип; сатирический абсурд.
3) Театр абсурда: «Лысая певица» Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С.Беккета
На примере пьес проследите
— разрушение коммуникации,
— алогичность фабулы и речевого диалога и монолога,
— разрушение структуры сюжета.
Письменные задания
для режиссеров:
На примере пьес Ионеско и Беккета найдите соответствие теоретическим принципам театра абсурда. Попытайтесь составить модель абсурдистской мизансцены.
Для актеров:
Техника игры актера в абсурдистском театре. Отличается ли она от игры в театре психологическом.
Постмодернизм в драме: Т.Стоппард «Розенкранц и Гильдестерн мертвы»
Вопросы:
1) Концентрический тип сюжета в классической драме и ризома как структурный тип организации драматического сюжета в постмодернистском театре.
2) Попытайтесь сравнить фабулы и истории героев в шекспировском «Гамлете» и стоппардовской пьесе. Основные отличия.
3) Определите события в «Гамлете» и в пьесе Стоппарда. Возможность их определения, сложность задачи и невозможность решения. Обоснования и причины.
4) Герои Шекспира и Стоппарда. Можете ли описать их отличие.
Новая драма в России: О.Мухина «Летит» и И.Вырыпаев «Пьяные»
Вопросы:
1) Сравните структуру обеих пьес, есть ли отличия, аргументируйте ответ.
2) Определите события в обеих пьесах. На их основании возможно ли описать истории героев и развитие действия. Ваши варианты.
3) Чем отличается постмодернизм от метамодернизма. Приложимы ли эти определения к пьесам Мухиной и Вырыпаева.
4) Какая манера игры актера наиболее соответствует пьесам? Возможно ли сформулировать некие принципиальные формы.
Система оценки устных выступлений: устное выступление на семинаре оценивается по 2-балльной системе: правильный ответ – «1», неверный ответ или отсутствие ответа – «0».
II.
Контрольные работы
1) «Гамлет» (или «Король Лир») Шекспира: Главный герой в Событиях трагедии.
2) «Ревизор» Н.В.Гоголя — Композиция и интриги в пьесе и на сцене: спектакль любого режиссера.
3) «Бесприданница» А.Н. Островского. Герой пьесы, зависимость его театрального воплощения от понимания актером.
4) «Вишневый сад» А.П. Чехова: проблема литературного диалога и театральной мизансцены..
5) «Добрый человек из Сычуани» Б.Брехта: эффект очуждения в пьесе и возможности его театрального воплощения.
6) События в «Гамлете» Шекспира и в пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильдестерн мертвы».
7) Организация драматического сюжета в новом типе современной драмы, возможности театральной интерпретации (Пьесы О.Мухиной, И.Вырыпаева, Дурненковых или др.)
Требования к письменным работам:
1. Самостоятельность высказывания (отсутствие плагиата и неоформленных цитат).
2. Последовательное и полное раскрытие темы в решении точно и самостоятельно сформулированных проблем.
3. Ясность, адекватность в изложении, хорошее владение русским языком.
III.
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Экзамен.
2. Терминологический диктант.
3. Контрольная работа.
Вопросы к экзамену
1. Литературные роды. Основные характеристики драматического рода.
2. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Типы драматического действия. Приведите пример и назовите признаки жанра и действия.
3. Сюжет, фабула, композиция драмы: исходная ситуация, экспозиция или завязка, перипетии, коллизии, кульминация (наличие или отсутствие), развязка, финал. (На примере любой пьесы)
4. Действие и типы действия: хроникальный, концентрический, монтажный, ризоматический (с примером на каждый тип действия).
5. Драма и спектакль. Проблема интерпретации. (Любые примеры)
6. Интриги, действие, события и стилевые модальности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Разница в их понимании как решающий фактор в спектаклях В.Э.Мейерхольда и В. Бебутова.
Конфликт; интрига и контринтрига. Их связь со сценическим действием и театральным языком эпохи (на примере «Ревизора Н.В.Гоголя»)
7. Конфликтная коллизия. Выделение конфликтных коллизий в действенном анализе пьесы. Взаимозависимость избранной коллизии и сценической интерпретации (на примере «Бесприданницы» А.Н.Островского).
8. Драматический диалог (тип диалога в пьесах А.Островского, А.П.Чехова, Э.Ионеско или Беккета, Т.Стоппарда). Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.
9. Время и пространство в драме. Их интерпретация в спектакле благодаря трактовке пьесы (на примере комедии Чехова «Вишневый сад»).
10. Эпический театр и драма Б.Брехта. Эффект очуждения в пьесе Боехта «Добрый человек из Сычуане».
12. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира («Король Лир» или «Гамлет»)
13. Действие и событие в постмодернистской драме «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Т.Стоппарда. Отличие действии в «Гамлете» Шекспира от действия в пьесе Стоппарда
15. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева и др.).
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ
№ 1
1. Литературные роды. Основные характеристики драматического рода.
2. Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.
________________________________________________________________
№ 2
1. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Приведите пример и назовите признаки жанра.
2. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира.
______________________________________________________________
№ 3
1. Сюжет, фабула, композиция драмы: исходная ситуация, экспозиция или завязка, перипетии, коллизии, кульминация (наличие или отсутствие), развязка – финал.
2. Время и пространство в драме. Их интерпретация в спектакле благодаря трактовке пьесы (на примере комедии Чехова «Вишневый сад»).
_______________________________________________________________
№ 4
1. Действие и типы действия: хроникальный, концентрический, монтажный, ризоматический (с примером на каждый тип действия).
2. Драма и спектакль. Проблема интерпретации.
_______________________________________________________________
№ 5
1. Конфликт; интрига и контринтрига. Их связь со сценическим действием и театральным языком эпохи.
2. Драматический диалог (тип диалога в пьесах А.Островского, А.П.Чехова, Э.Ионеско или Беккета, Т.Стоппарда).
_______________________________________________________________
№ 6
1. Конфликтная коллизия. Выделение конфликтных коллизий в действенном анализе пьесы. Взаимозависимость избранной коллизии и сценической интерпретации (на примере «Бесприданницы» А.Н.Островского).
2. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева и др.).
_____________________________________________________________
№ 7
1. Событие в пьесе и спектакле. Выделение события в литературном и сценическом тексте. Возможность их несовпадения в спектакле и её причины. Ваши примеры.
2. Интриги, действие и событие в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Разница в их понимании как решающий фактор в спектаклях В.Э.Мейерхольда и В. Бебутова.
_____________________________________________________________
№ 8
1. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Приведите пример и назовите признаки жанра.
2. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева
_______________________________________________________________
№ 9
1. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира.
2. Драма и спектакль. Проблема интерпретации.
______________________________________________________________
№ 10
1. Действие и событие в постмодернистской драме (на примере пьесы Т.Стоппарда).
2. Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.
Терминология (по номеру билета)
№ 1 АКТ — ВОДЕВИЛЬ — КОМПОЗИЦИЯ — | № 2 АМПЛУА — ДЕКОРАЦИЯ — ГРОТЕСК— |
№ 3 АКТЕР — ГЭГ— ЖЕСТ — | № 4 ДЕЙСТВИЕ — ИМИТАЦИЯ — БУФФОН (ШУТ) — |
№5 ИНТРИГА — ЗОНГ — ЛАЦЦИ — | № 6 ДРАМАТИЧЕСКОЕ И ЭПИЧЕСКОЕ — РЕКВИЗИТ – |
№ 7 ИЛЛЮЗИЯ — КАТАРСИС — ФАТ – | № 9 МИЗАНСЦЕНА – КОНТРАПУНКТ — АПАРТЕ — |
№ 8 КВИПРОКВО — МИМЕСИС – ПАРОДИЯ – | № 11 МЕЛОДРАМА – ПЕРИПЕТИЯ – ФИГЛЯР – |
№ 10 МИСТЕРИЯ – ЛЕЙТМОТИВ – РЕЗОНЕР – | № 12 ТРАГЕДИЯ – ИНЖЕНЮ — ЯЗЫК ЖЕСТОВ – |
№ 14 ФАРС – НАПЕРСНИК – ХОР – | № 15 ПЕРФОРМАНС — СЦЕНОГРАФИЯ – КЛАКА — |
№ 16 МОРАЛИТЭ – ЭКСПРОМТ – ДИВЕРТИСМЕНТ — | № 17 ХЭППЕНИНГ – КОЛЛАЖ — МОНТАЖ – |
№ 18 БИОМЕХАНИКА – ФЕЕРИЯ – DEUS EX MACHINA — | № 13 ТРАГИКОМЕДИЯ – БУРЛЕСК— ЭПИЛОГ – |
Требования к ответу на вопросы:
Максимально полное раскрытие темы в соответствии с предложенными для подготовки учебными и учебно-методическими материалами, фактологическая точность, способность привести примеры, иллюстрирующие те или иные положения ответа. Преподаватель вправе задавать любые вопросы по теме билета в рамках пройденного материала. В случае, если ответ на вопрос билета не соответствует требованиям, преподаватель вправе задать вопросы по темам других билетов, но не более трех.
Система оценки ответа:
При ответе, полностью соответствующем требованиям, выставляется оценка «отлично»; при полном ответе при помощи дополнительных вопросов преподавателя, либо при ответе, соответствующем требованиям на 80-90% – «хорошо», при ответе, соответствующем требованиям на 60-70% и неспособности ответить на большую часть дополнительных вопросов – «удовлетворительно», в остальных случаях – «неудовлетворительно». При выставлении оценки на итоговом экзамене результаты текущего контроля не учитываются.