Лирика второй половины 1820-х годов

В сентябре 1826 года Пушкин вернулся из ссылки в Москву, начался новый период в его жизни и творчестве.

Многие друзья поэта, принимавшие участие в событиях 14 декабря, были отправлены в Сибирь.

«Во глубине сибирских руд...»

Пушкин написал несколько стихотворений, где он выразил верность своим товарищам, оказавшимся на каторге. Среди них – послание «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…») (1827). В своем произведении поэт стремится поддержать друзей, оказавшихся в заточении:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

«Свободный глас» певца продолжает звучать несмотря на гонения. Хотя Пушкин давно уже сомневался в возможности быстрых либеральных преобразований в России и сама идея политической свободы перестала его увлекать, идеалы молодости продолжали жить в его сердце и оставались неизменными до конца жизни: поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил» свободу.

Мотив вольнолюбивой дружбы,приобретающий в послании «В Сибирь» скорбное звучание,не лишен, однако же, и оптимистическойокраски: поэт искренне верил в то, что его друзья скоро будут освобождены из заточения:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

О верности друзьям-декабристам поэт говорит и в стихотворении «Арион» (1827): «Я гимны прежние пою...»

Очередное стихотворение, посвященное лицейской годовщине, – «19 октября» 1827 года – тоже отмечено воспоминаниями о тех лицеистах, кто оказался на каторге, «в мрачных пропастях земли». Как известно, декабристами были два близких приятеля Пушкина, с которыми поэт подружился еще во время учебы в лицее. Это Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.

«И.И.Пущину

В 1826 году поэт послал Пущину на каторгу замечательное стихотворение:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю Святое Провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Свое послание Пушкин начал писать еще в 1825 году, вскоре после посещения Пущиным ссыльного поэта в Михайловском. Окончательный текст создан уже в 1826 году, когда Пушкин узнал, что его друг отправлен на каторгу за участие в восстании декабристов.

Пущин стал близким другом Пушкина еще в юные годы, когда оба товарища были полны светлых надежд. Недаром поэт говорит о «луче лицейских ясных дней»: эта метафора помогает воссоздать светлую, ясную, счастливую атмосферу лицейской дружбы.

Послание отличается «зеркальной» композицией.

В первой части стихотворения доминирует мотив воспоминания: здесь нашло отражение радостное событие в жизни поэта — приезд Пущина в Михайловское после многих лет вынужденной разлуки друзей.

Пушкин воссоздает печальную картину зимней деревенской жизни («двор уединенный,/ Печальным снегом занесенный»), на фоне которой приезд друга становится настоящим даром судьбы.

Вторая часть стихотворения — ответное слово Пушкина лицейскому товарищу, ответ-послание и одновременно молитва о друге: сам поэт приехать к Пущину не мог.

Пушкин передал горестное чувство, которое он испытал, получив известие об аресте друга и его осуждении на каторжные работы. И в то же время нельзя сказать, что поэт впадает в грех уныния. Пушкин уповает на Святое Провидение: он уверен, что его послание дойдет до товарища детства и облегчит его страдания, дарует ему «то же утешенье», что в свое время даровал поэту Пущин.

Находившийся на каторге в Чите Пущин получил послание Пушкина только в январе 1828 года (через жену одного из декабристов). «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина, — писал ссыльный декабрист в своих воспоминаниях. — Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый раз посетил его в изгнанье».

В стихотворении воссоздана будничная картина деревенской зимы; на смену романтическим картинам южной природы в поэзию Пушкина пришел обыденный пейзаж средней полосы России.

И вместе с тем здесь есть и «блеск роскошной поэзии» (Белинский): одухотворенное чувство любви к другу потребовало для своего выражения высокого стиля. Отсюда такие слова, как «бесценный», «уединенный», «благословить», «даровать», «огласить», «озарить», «заточенье», «утешенье», «Святое Провиденье», позволяющие поэту придать стихотворению возвышенное, радостное, молитвенное звучание.

«Анчар»

Отметим также написанное в 1828 году стихотворение «Анчар». В этом произведении, имеющем черты баллады, поэт в иносказательной формевыражает протест против деспотизмаи одновременно против рабской психологии. Так, Пушкин пишет:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Раб становится соучастником преступления, совершаемого его господином:

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Любовная лирика

Как известно, в 1829 году Пушкин совершил второе свое путешествие на Кавказ. К этому периоду относят два лирических шедевра поэта – «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» и «Я вас любил: любовь еще, быть может...» Исследователи высказывают разные точки зрения в отношении возможных адресатов этих произведений. Одна из них состоит в том, что они посвящены Н.Н.Гончаровой. Как известно, первое сватовство Пушкина было неудачным. Отказ родителей Натальи Николаевны, возможно, и послужил главной причиной отъезда поэта на Кавказ. Не случайно в этих стихотворениях можно услышать мотив возвышенной, чистой любви – и притом неразделенной.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» в первой публикации было озаглавлено как «Отрывок». Перед нами характерный для русской поэзии первой половины XIX века лирический фрагмент.

Произведение открывается картиной южной природы, напоминающей нам о романтических произведениях Пушкина периода южной ссылки:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною...

Величественная картина природы вызывает в душе поэта воспоминания о любви:

Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою.

Чувство поэта необычно, и для описания его Пушкину приходится, по наблюдениям известного пушкиниста С.М.Бонди, ставить рядом слова противоположного значения: «Мне грустно и легко; печаль моя светла». «Печаль» оказывается «светлой». «Уныние» совсем не тоскливо; оно приятно душе поэта: «Унынья моего / Ничто не мучит, не тревожит». Таким образом, здесь отражены контрасты, парадоксы чувства.

Профессор Бонди извлек из черновиков Пушкина и другую редакцию этого стихотворения, не менее совершенную:

Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла.

Мерцают звезды надо мною.

Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою.

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь –

И без надежд, и без желаний,

Как пламень жертвенный, чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.

Послание «Я вас любил: любовь еще, быть может...» написано тоже в 1829 году. Основной мотив этого произведения – самоотверженная любовь. Поэт готов пожертвовать собственным счастьем во имя счастья возлюбленной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

А вот сонет «Мадонна» написан Пушкиным уже в 1830 году, вскоре после получения согласия на брак с Натальей Николаевной. Поэт дерзко сравнивает свою возлюбленную с Богоматерью, отмечает ее неземную красоту и целомудрие:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Как мы видим, мотив любви на разных этапах творчества поэта звучит по-разному. Можно проследить эволюцию любовного чувства от бурных страстей и романтических порывов молодости к возвышенности и просветленности в зрелый период творчества.

Белинский писал: «Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. <...> Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».

Высокий нравственный пафос лирики Пушкина неразрывно связан с обращенностью поэта к реальной жизни. Заслуга Пушкина как «поэта действительности» состоит в том, что в своих стихах о любви и дружбе он отразил красоту и гармонию внутреннего мира реального, земного человека, а не идеального лирического героя, как это нередко было в поэзии классицизма или романтизма. В то же время в лирике Пушкина мы находим выражение внутреннего мира не совсем обычного человека, но, по словам Белинского, «человека-художника, человека-артиста».

Утверждение высоких идеалов любви и дружбы определяет воспитательное значение пушкинской поэзии. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», – замечает Белинский. Рассмотренные нами стихотворения поэта прекрасно иллюстрируют эту мысль критика. Так, в послании «И.И.Пущину» нашло выражение чувство бесконечной преданности другу; стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» отмечено идеей жертвенности в любви: поэт желает счастья возлюбленной, не претендуя на взаимность. В сонете «Мадонне» в дерзновенном сравнении невесты с Богоматерью утверждается высший идеал женственности и целомудрия.

Тема поэта и поэзии

Во второй половине 1820-х годов в лирике Пушкина продолжает звучать и тема поэта и поэзии.В стихотворении «Поэт» (1827) рассказывается о том, как творец, спасаясь от суетного света, бежит «на берега пустынных волн, / В широкошумные дубровы». Природа выступает здесь как важнейший источник творческого вдохновения.

В стихотворном диалоге «Поэт и толпа», написанном в 1828 году (как и в более раннем произведении «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824), звучит мотив свободы творчества.

О свободе, независимости творца от светской молвы Пушкин размышляет и в сонете «Поэту» (1830):

Поэт! Не дорожи любовию народной!

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Наши рекомендации