Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.
Тезисы
Цитаты
- «Гой ты, Русь моя родная
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
(С. Есенин).
- «Выдумали, что в деревне тоска… да я бы умер от тоски, если бы хотя один день провёл в городе так, как проводят они! Хозяину нет времени скучать. В жизни его нет пустоты — всё полнота» (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)
Литературные аргументы
В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки»ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»
В рассказе И. Бунинаантоновские яблоки – символ богатства («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»), символ счастья («Ядрёная антоновка – к весёлому году), символ всей России с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете».
Н.А. Некрасовв стихотворениях и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины.
О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон».
В повести Распутина «Прощание с Матёрой» древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.
«Записки охотника» И.С. Тургенева– единое раздумье о судьбе народа. В центре повествовани – рассказчик, неспешно бредет он по деревням и охотничьим угодьям, внимательно вглядываясь в жизнь крестьян и помещиков, задумываясь о контрастах русской жизни. Обаятельным, овеянным поэзией образам крестьян автор противопоставляет образы безнравственных душевладельцев-помещиков, подчеркивая бесспорное превосходство закрепощенного народа над его хозяевами.
Вступление
В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом.
Проблема значимости труда в жизни человека.
Тезисы
- Труд сделал из обезьяны человека.
- Жизнь без труда — воровство.
Цитаты
- «Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды» (Вольтер).
- «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» (М. Горький).
- «Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда» (В. Ключевский).
- «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).
- «Не делать — не жить» (В. Белинский).
- «Что человек делает, таков он и есть» (Г. Гегель).
- «Труд – образ, содержание и цель жизни» (Слова Штольца в романе Гончарова «Обломов»).
Литературные аргументы
А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
М. М. Пришвин «Кладовая солнца»Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор».Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.
Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».
Для Штольца – героя романа И. Гончарова «Обломов»- главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: «взмахнул волшебной палочкой» - и «все готово»), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.