Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.

Тезисы

Цитаты

- «Гой ты, Русь моя родная

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

(С. Есенин).

- «Выдумали, что в деревне тоска… да я бы умер от тоски, если бы хотя один день провёл в городе так, как проводят они! Хозяину нет времени скучать. В жизни его нет пустоты — всё полнота» (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Литературные аргументы

В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки»ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»

В рассказе И. Бунинаантоновские яблоки – символ богатства («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»), символ счастья («Ядрёная антоновка – к весёлому году), символ всей России с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете».

Н.А. Некрасовв стихотворениях и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины.

О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон».

В повести Распутина «Прощание с Матёрой» древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

«Записки охотника» И.С. Тургенева– единое раздумье о судьбе народа. В центре повествовани – рассказчик, неспешно бредет он по деревням и охотничьим угодьям, внимательно вглядываясь в жизнь крестьян и помещиков, задумываясь о контрастах русской жизни. Обаятельным, овеянным поэзией образам крестьян автор противопоставляет образы безнравственных душевладельцев-помещиков, подчеркивая бесспорное превосходство закрепощенного народа над его хозяевами.

Вступление

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом.

Проблема значимости труда в жизни человека.

Тезисы

- Труд сделал из обезьяны человека.

- Жизнь без труда — воровство.

Цитаты

- «Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды» (Вольтер).

- «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» (М. Горький).

- «Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда» (В. Ключевский).

- «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).

- «Не делать — не жить» (В. Белинский).

- «Что человек делает, таков он и есть» (Г. Гегель).

- «Труд – образ, содержание и цель жизни» (Слова Штольца в романе Гончарова «Обломов»).

Литературные аргументы

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца»Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор».Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.

Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».

Для Штольца – героя романа И. Гончарова «Обломов»- главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: «взмахнул волшебной палочкой» - и «все готово»), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.



Наши рекомендации