Проблема смысла человеческого существования в истории философии. Проблема жизни, смерти и бессмертия.

Каждый человек рано или поздно задается вопросом о смысле жизни и тайне смерти. Перед каждым человеком встает вопрос о смысле жизни.

Уже в античной философии мы обнаруживаем два подхода к решению этим проблем: имманентный, который ориентируется на выявление смысла внутри человеческого бытия, и трансцендентный, предполагающий, что искать смысла жизни следует за пределами её самой. При этом первый из названных подходов разрабатывается в рамках таких философских течений как гедонизм и эвдемонизм. Гедонизм (греч. – наслаждение) понимает высшее благо, сущность морали и сам смысл жизни со всем тем, что приносит наслаждение и избавляет от страданий. Так у Эпикура главная цель жизни и её смысл – достижение спокойствия души, которое человек может достичь, преодолев страх, прежде всего страх перед смертью. Представители эвдемонизма (греч. – блаженство, счастье) говорили, что смысл жизни заключается в стремлении к счастью как к личному, так и общественному.

Трансцендентные теории ищут некую внешнюю для человека самоценную сущность, к которой следует приобщиться и тогда человек приобретет смысл своей жизни.

Для христианской этики смыслом жизни является спасение души через веру в Бога и необходимости любви к ближнему.

В эпоху Возрождения – возникает новое решение этой проблемы: необходимо усовершенствовать общество путем социальных преобразований и тем самым обеспечить всех людей счастливой жизнью. Такого рода идеи мы можем обнаружить у первых социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанелла.

В философии Нового времени возникает новое понимание смысла жизни. В. Спиноза говорит о том, что смысл жизни в познании истины, потому что только оно есть «истинное счастье и блаженство человека».

Основоположник немецкой классической философии И. Кант видит смысл жизни человека в развитии его естественных сил, в общении с прекрасным. К. Маркс утверждал, что смысл жизни – борьба за революционное преобразование мира, за построение коммунизма.

Философия экзистенциализма считает, что смысл жизни в творчестве и экзистенции, т.е. самоосуществлении, поскольку человек осуществляет сам себя. Он есть ничто иное как его собственная жизнь.

Много внимания уделяет рассматриваемому вопросу русская философия Х1Х – ХХ вв. Так В.С. Соловьёв писал о том, что смысл человеческой жизни состоит в служении добру, добру чистому, всестороннему и высшему. Понятие добра – высшая нравственная ценность, данная человеку Богом, поэтому оно снимает проблему противопоставления личности и общества, нельзя, считает русский философ, рассматривать одно из них как цель, а другое как средство.

Таким образом, начиная с философии Нового времени проблема смысла жизни начинает все более и более рассматривается как проблема социальная, а не биологическая.

Зачем, ради чего живёт человек? В этом вопросе есть субъективная и объективная стороны. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально. Пределом стремлений могут быть наслаждение, душевный покой, спасение души, личное самоусовершенствование и т.д. Положительные ответы на вопрос о смысле жизни: смысл жизни - в согласии с собственной природой, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. Можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни - в самом существовании, отрицательные ответы связаны с пессимистическими оценками жизни.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертно. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность, то, что ею создано и в чём она воплощена. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т.д. Человек создаёт различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды и т.д. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Вопрос 39

Наши рекомендации